Ходить по долларам с протянутой рукой
Давно известно – человек, живущий по воле волн и не планирующий свое будущее, мало чего достигает в этой жизни. Но как можно что-то прогнозировать, если мы, дальневосточники, совсем не уверены, в какой стране нам придется жить буквально через четыре-пять лет? Под боком – гигантский Китай. Ему не хватает жизненного пространства…
Давно известно – человек, живущий по воле волн и не планирующий свое будущее, мало чего достигает в этой жизни. Но как можно что-то прогнозировать, если мы, дальневосточники, совсем не уверены, в какой стране нам придется жить буквально через четыре-пять лет? Под боком – гигантский Китай. Ему не хватает жизненного пространства…
Дело в том, что ученые прогнозируют в 2008-2012 годах резкое сокращение численности населения российского Дальнего Востока. Во-первых, потому, что со сцены истории постепенно уходят самые многочисленные поколения россиян, рожденных после Великой Отечественной войны. Во-вторых, менять их будет практически некому, потому что несколько лет назад отмечалось резкое падение рождаемости. Помните,
как в одночасье практически опустели детские сады, потом школы? Через три–четыре года мы в полной мере почувствуем, как нам не хватает тех людей, которые тогда не родились. И в-третьих, самые талантливые и энергичные люди трудоспособного возраста продолжают уезжать из Приморья. В Москву, в Санкт-Петербург, в другие города центральной России. За карьерой, хорошими заработками, лучшими условиями жизни. Тем самым даже некогда интеллигентнейший Владивосток постепенно опрощается, вырождается. Им на смену приходят наиболее энергичные уроженцы глубинки края, а там уж и вовсе остаются сплошные пьяницы, наркоманы и те, кому все трын-трава. Ученые называют этот процесс маргинализацией населения. Процесс идет быстро и последствия для интеллектуального и физического потенциала России будет иметь катастрофические. Как его остановить? Что ожидает нас в ближайшие годы?
Об этом сегодняшняя тема номера.
На вопросы корреспондента «В» отвечает директор Института региональных проектов Тихоокеанского центра стратегических разработок Юрий АВДЕЕВ.
- Юрий Алексеевич, как вы оцениваете прогнозы, по которым в ближайшие годы Россия может за счет оттока населения естественным путем лишиться своего Дальнего Востока? Имеют ли почву под собой разговоры о вероятном появлении на территории Приморья некоего нового государства, где хозяйничать будут китайцы, корейцы, японцы, может быть, американцы, а россияне будут только присутствовать здесь?
- А мы здесь в последние годы и так только присутствовали. Нашу политику на Дальнем Востоке во многом как раз и определяли другие. Причем не в Москве, а в Японии, Корее, Китае. Они решали и решают наши проблемы, разумеется, для собственной пользы. Мы потому и имеем дешевые продукты и вещи, автомобили и бытовую технику, рабочие руки. Потому что есть такой простой закон развития: либо мы что-то делаем сами, либо это делают за нас. И без нас.
У региональных властей возможностей влиять на выбор пути развития территории крайне мало. Федеральные власти только в последние годы сконцентрировались и стали прислушиваться к тому, что говорит наука…
- И что она говорит? Все так плохо?
- Наоборот, как раз сейчас и есть надежда на то, что Дальний Восток России будет осваиваться и развиваться. Приток капитала сюда уже идет, есть целый ряд проектов с участием крупных финансово-промышленных группировок из центральной России, которые вполне могут обеспечить рост капитала. Российско-китайская граница сегодня как раз и обустраивается за счет частного капитала, за счет бизнесменов, которые вкладывают весьма большие деньги. Этот капитал и развивает на свой страх и риск торгово-экономические зоны, обустраивает инфраструктуру транспортных коридоров. И это вселяет определенный оптимизм. И вот почему.
Несколько лет назад со стороны России в Китай шел мощный товарный поток – туда везли все: часы, утюги, электрочайники, уйму военного имущества. Обратно везли товары легкой промышленности и деньги. Сегодня ситуация поменялась кардинально. Из Китая идут к нам и часы, и электрочайники, и множество других товаров, а от нас туда уходят сырье и капитал. Посмотрите, как поднялся экономически север Китая только за счет приграничной торговли!
- Ну это известно каждому, кто хоть раз ездил через Пограничный в Суйфэньхэ. Сравнение отнюдь не в нашу пользу…
- Согласен. Но в настоящее время ситуация меняется.
- Вы имеете в виду обустройство здешней приграничной торговой зоны, которой начали заниматься, если не ошибаюсь, 14 лет назад?
- Не только. Сегодня у страны благодаря президенту и ученым есть долгосрочная стратегия вхождения России в АТР. Но необходимо, чтобы ее поддерживал не только президент, но и все федеральные структуры, вся вертикаль российской власти. В моем представлении, этой стратегии не хватает глубоко эшелонированной федеральной программы…
- В чем суть этой стратегии, Юрий Алексеевич?
- В правильной расстановке акцентов. Россия с экономической точки зрения не представляет серьезного интереса для Европы, как, впрочем, и Европа для нас. А вот страны Азиатско-Тихоокеанского региона нам интересны. Нам есть что им предложить. Емкость рынка стран АТР больше европейского в три раза, и там другая структура спроса. А поэтому, как только заработает программа федерального уровня, крупные компании российских регионов придут к нам сюда, на Дальний Восток. И если сегодня хватит двух рук для того, чтобы перечислить товары, которые мы экспортируем, то завтра структура российского экспорта может увеличиться на несколько порядков.
- И нам есть чем торговать с АТР?
- А мы и торгуем. В страны этого региона сегодня идут российские сталь, прокат, рыба, лес и будет идти гораздо больше. Более того, именно через стратегию вхождения России в АТР наша страна становится интересной и для Европы. Мы – естественный транспортный коридор, сквозной проток Европы в АТР и стран этого региона в Европу.
- Но ведь Китай строит свой собственный транспортный коридор…
- Российский выгоднее. Китайский путь в Европу пересекает границы десятка стран – таможня, страхование и все прочее. А у нас – одна страна, единое экономическое пространство. Поэтому за счет развития транспортного коридора, наших дальневосточных портов мы сможем жить очень неплохо. Я вам скажу как ученый, много лет занимающийся региональными проблемами: Приморью в этой стратегии отводится большая роль, наш край представляет колоссальный интерес для множества стран мира. Но поскольку мы не научились до сих пор извлекать выгоды из существующего положения, мы и не можем обеспечить достаточного уровня доходов, достаточного комфорта населению, и люди отсюда уезжают.
- А почему мы не можем извлекать доходы? Федеральный центр не дает, все себе забирает?
- И это тоже, но главное - мы сами себя не ценим. У наших людей нет готовности организовать свое дело. Мы буквально ходим по долларам с протянутой рукой и просим, чтобы нам дали денег.
- Например?
- Ко мне недавно обратились друзья из США с просьбой разместить у нас заказ на изготовление 12 тысяч игрушек. Предложили заплатить по восемь долларов за штуку, прислали образец. У меня неплохие связи, но я обзвонил множество фирм по всему Приморью, и никто за эту работу не взялся. Наконец договорился в российско-японском центре деревообработки. Они там посчитали и пришли к выводу, что если даже покупать фанеру в ГУМе, то есть с весьма приличной торговой наценкой, то и тогда все расходы на одно изделие выливаются в четыре доллара. А четыре доллара – чистая прибыль. Рентабельность – 100 процентов. Это же мечта для любого производственника. Но ведь никто не захотел даже браться за этот заказ!
- Понятно, что в том же Китае ваш заказ предприниматели буквально выхватили бы из рук. А наших-то как можно заставить заниматься бизнесом?
- Есть программа привлечения в Приморье двух-трех тысяч российских предпринимателей, прошедших обучение за рубежом. Они смогут поставить дело, если мы станем для них более привлекательными в инвестиционном плане.
- Допустим, приехали жить и делать бизнес в Приморье сотни толковых менеджеров, а где брать рабочие руки? У нас и так сегодня спрос на трудовые ресурсы намного превышает предложение.
- Это во Владивостоке. По краю ситуация другая – не хватает рабочих мест. Но не забывайте, рядом Китай, Северная Корея, Вьетнам, где огромное количество трудовых ресурсов.
- Юрий Алексеевич, но ведь у нас столько проблем в крае с этими самыми мигрантами из Китая и Вьетнама!
- Проблемы потому, что они приезжают сюда сами. Мы практически никак не влияем на этот процесс. А кто мешает Приморью открыть в том же Китае десятка полтора контор по организованному набору иностранных рабочих? Чтобы они ехали к нам по строго оговоренным контрактам, и именно те, кто нам нужен. Чтобы мы их поселяли в свои общежития, платили им зарплату, высчитывали все положенные налоги. Они тогда будут полностью под контролем наших законов.
- А зачем нам в Приморье столько иностранных рабочих?
- Во-первых, чтобы строить дороги. Для того, чтобы полностью привести в порядок дорожную сеть Приморья, требуется вложить примерно 70 миллиардов рублей. Если на эти цели понемногу выделять деньги из краевого бюджета, то мы с дорожным строительством не управимся и за 10 лет. Федеральный центр нам такую сумму выделять не будет, это надо учитывать сразу. Но если рассчитать бизнес-план дорожного строительства с использованием массового притока иностранной рабочей силы, то совсем несложно получить на эти цели кредиты.
- А окупаемость?
- А окупаемость дорог считается совсем не так, как на производстве. Хорошие дороги дают толчок к развитию множества фирм по всему краю и ко всему прочему резко повышают инвестиционную привлекательность территории. Поверьте, вложения окупаются быстро. А во-вторых, иностранные рабочие дают возможность быстро строить жилье.
- Для того, чтобы переселить всех приморцев в комфортабельные квартиры?
- Не совсем так. Бесплатная раздача квартир в собственность – это слишком бездарная трата денег. Для бедных и молодых, только начинающих свою жизнь, надо строить социальное жилье, которым должны владеть муниципалитеты. Или доходные дома, которые построят компании. Понимаете, владение собственной жилплощадью – это мощнейший стимул заставить человека работать. Он въезжает в квартиру сегодня, а потом 20 лет за нее расплачивается, ежемесячно и ежедневно подсчитывая свои доходы и расходы. У него формируется совсем другое экономическое мышление, и такой человек не будет пьянствовать, попрошайничать и ждать милостей сверху. Он будет изо всех сил работать и зарабатывать. Строительство жилья – это замечательный способ решения целого ряда социальных, экономических и нравственных проблем нашего общества.
- Но ведь опыт Европы показывает, что иностранцы, приезжая на заработки, часто не только остаются жить в стране, но и постепенно вытесняют коренное население. Может, лучше массово переселять людей из центра России?
- Если это высококвалифицированные специалисты, то есть резон их сюда приглашать и даже заманивать, а если просто переселенцы или беженцы, то это очень дорого и неэффективно. Будь моя воля, я бы, когда начался массовый исход населения с северных территорий Дальнего Востока, сделал все, чтобы камчадалы, сахалинцы, магаданцы имели возможность переселяться и закрепляться именно в Приморье. Ведь трудоспособные дальневосточники уезжали в никуда, бросая все. А сегодня у нас нет другого выхода, кроме как пользоваться трудовыми ресурсами стран АТР. Мы должны отдавать себе отчет в том, что или мы сможем их встроить в свою экономику, или они нас встроят. Третьего не дано…
СПРАВКА "В"
По данным начальника паспортно-визовой работы при УВД Приморского края Александра Торенко, сейчас в паспортах депортированных граждан ставятся специальные отметки, которые позволяют предотвратить их повторный въезд в Приморье. Из 600 предприятий, пользующихся услугами иностранных рабочих, 460 делают это незаконно. В результате проверок 23 разрешения аннулированы и 54 организации лишены возможности нанимать на работу иностранцев.
* * *
За истекшее десятилетие обострились миграционные проблемы в приграничных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Свыше 150 лет шло заселение и укрепление российских границ вдоль рек Аргунь, Амур и Уссури. С огромным трудом было закреплено постоянное население в этой местности. Ныне оно покидает приграничные районы. К 2003 году население Читинской, Амурской областей, Хабаровского, Приморского краев сократилось на 700 тысяч человек (89 проц. относительно уровня 1994 года).
Из аналитического доклада Фонда ООН в области народонаселения
Автор: Ольга АКСАКОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»