Верность марине, или Морская эпопея человека-легенды
Выставка акварелей Павла Куянцева, капитана и известного мариниста, открылась в галерее «Ардис». Выставка – продолжение морской темы, которая выбрана в качестве фирменной темы галереи. Вряд ли стоит удивляться. К морю невозможно привыкнуть - в изменчивой, вечной воде таится энергия, питающая человека. С ней срастаешься навсегда. Так произошло и с Павлом Куянцевым. У Германа Мелвилла в романе «Моби Дик» есть примечательные строки: «Почему всякий здоровый, нормальный мальчишка, имеющий нормальную, здоровую мальчишескую душу, обязательно начинает рано или поздно бредить морем?».
Выставка акварелей Павла Куянцева, капитана и известного мариниста, открылась в галерее «Ардис». Выставка – продолжение морской темы, которая выбрана в качестве фирменной темы галереи. Вряд ли стоит удивляться. К морю невозможно привыкнуть - в изменчивой, вечной воде таится энергия, питающая человека. С ней срастаешься навсегда. Так произошло и с Павлом Куянцевым. У Германа Мелвилла в романе «Моби Дик» есть примечательные строки: «Почему всякий здоровый, нормальный мальчишка, имеющий нормальную, здоровую мальчишескую душу, обязательно начинает рано или поздно бредить морем?».
Бредить морем начал еще отец Павла Куянцева, тоже Павел, юнгой парусной шхуны прошедший просторы Черного и близлежащих морей. Судьба забросила его на Дальний Восток в 1900-м. Потом началась русско-японская война, где Куянцев-старший вместе с другими русскими держал оборону Порт-Артура. Пережил горечь поражения и плен, из которого вернулся не в Одессу - во Владивосток. Здесь же родился Паша, Павел Павлович.
На его долю тоже досталось – отца приговаривали к расстрелу дважды: в первый раз - после того, как в Приморье установилась советская власть и начала рассчитываться с теми, кто работал на буржуев. Но выпустили. Второй раз «враг народа» все-таки не ушел от пули.
К этому времени младший Пашка уже поступил в мореходное училище. На флот пришел, как положено, четвертым помощником. Дослужился до старшего. Получал самые блестящие профессиональные характеристики. Но в свободное время море для него являлось не столько морским маршрутом, сколько живописным объектом. Познакомившись с Николаем Штуккенбергером, капитаном, прошедшим курс в Санкт-Петербургской академии художеств, Куянцев услышал отзыв: «…Вырастите в заметного художника». Не ошибся. Долгие годы Павел Куянцев ходил по морям и океанам. Вышел на пенсию заслуженным человеком (в 1958 году Куянцеву было присвоено почетное звание «Лучший капитан морского флота СССР»). И окончательно посвятил себя кисти...
Первые работы Павел Куянцев начал выставлять еще в 1960-е. Чистые и неяркие акварели с видами Владивостока, которого сегодня уже нет (многие старые дворики существуют только в работах художника), владивостокские причалы, возвращение с промысла китобойной флотилии, экспедиция в Антарктику… Уже в 1963 году акварели Куянцева были представлены на всесоюзной художественной выставке в Москве. С тех пор прошло больше 40 лет. К сожалению, работы Павла Куянцева увидеть сегодня практически невозможно. Репродукции акварелей в свое время публиковались в газетах и календарях, выставки проходили с завидной регулярностью. Последняя из них – «Моя морская судьба продолжается в картинах» - состоялась в 2002 году к 90-летию уже ушедшего из жизни художника.
Галерея «Ардис» предлагает не только морской пейзаж Куянцева, но и городской. Отдельного слова заслуживает оформление работ: сохранены особенности листа, который иногда во время рейса вырывался из обычного альбома для рисования. И это тоже передает характер – каждую свободную минуту Павел Куянцев доказывал свою верность марине.
ДОСЬЕ "В"
Павел Куянцев. Родился во Владивостоке в 1912 году. Капитан дальнего плавания, более 40 лет был штурманом, с 1939 года – капитан на судах Дальневосточного морского пароходства. В годы Великой Отечественной войны суда, которыми он командовал, принимали участие в боевых десантных операциях, перевозили военные грузы. Павел Куянцев воспитал плеяду отличных моряков. Замечательный художник, он создал более 2000 акварелей, вобравших поэзию моря и города Владивостока. Работы демонстрировались в России и за рубежом, хранятся в частных коллекциях, художественных музеях. Похоронен в феврале 1997 года на Морском кладбище.
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"