Пипл хавает?

Если бы история с переодеванием журналисток в шахидок произошла только во Владивостоке, можно было бы занести этот случай в разряд казусов. Молодые, глупые еще. Решили студентки второго курса примерить на себя наряды смертниц да прогуляться по Семеновской площади в таком виде под бдительным оком телекамер.

8 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1636 от 8 окт. 2004

К вопросу о нравственном выборе

Если бы история с переодеванием журналисток в шахидок произошла только во Владивостоке, можно было бы занести этот случай в разряд казусов. Молодые, глупые еще. Решили студентки второго курса примерить на себя наряды смертниц да прогуляться по Семеновской площади в таком виде под бдительным оком телекамер.

Бдительные наши граждане не замедлили сообщить, куда надо. Оперативники группу тут же взяли, доставили в милицию и прописали слишком ретивым телевизионщикам штраф в пять тысяч рублей. Надо полагать, история эта еще аукнется и руководству телеканала и будет разбираться во всех подробностях в Институте массовых коммуникаций, мол, иными благими пожеланиями мостится дорога в ад…

Но во вторник на этой неделе аналогичный случай произошел в Краснодаре. И не со студентками.

Опытная, 44-летняя журналистка серьезной кубанской газеты решила в образе шахидки попасть на рейс «Краснодар - Москва». И мало того, что оделась соответственно, так еще пыталась провезти в своем багаже схемы взрывных устройств! Ее, конечно, задержали. Тем более что накануне в милицию позвонил таксист, который подвозил «странную женщину в черном» до аэропорта. Журналистка оправдывалась тем, что хотела проверить работу транспортной милиции и написать репортаж о мерах по борьбе с терроризмом в аэропортах. А для того вошла в образ шахидки… Говорят, что против нее будет возбуждено уголовное дело.

Однако, на мой взгляд, опытные адвокаты карающий меч Фемиды от краснодарской журналистки могут отвести. Потому что местные милиционеры после теракта в подмосковном Тушино уже проводили операцию «Фатима» для проверки на бдительность жителей Краснодара. Переодели журналистку местной газеты в наряд смертницы, загрузили ее пятью килограммами тротила (в виде муляжей, естественно) и отправили по городу. «Шахидка-журналистка» изо всех сил светилась и в крупном универмаге «Краснодар», и в летнем кафе, и возле Законодательного собрания края, где ее наконец-то и попытались арестовать. Однако организаторы милицейской операции «Фатима» свою «подсадную утку» от всякого преследования закона защитили. А журналистка, выйдя из образа смертницы, написала в свою газету весьма проникновенный  материал. Чувствуете разницу в подходе?

Главная беда нашей современной журналистики, пусть это не выглядит самобичеванием, – отсутствие профессионализма, в основе которого всегда стоит такая категория, как нравственный выбор. Зачем ты это делаешь? Что ты хочешь сказать этим материалом? Какого эффекта в обществе желаешь достичь? Эти вопросы за многие годы работы руководителем информационных служб в различных изданиях я всегда задавала своим молодым и горячим репортерам. И эти же вопросы задавали мне мои наставники, когда я сама только начинала.

«А давайте мы попробуем тайно проникнуть на склад оружия и украсть несколько стволов?.. А давайте напишем репортаж о том, как мы торговали наркотиками?.. А что если я «поменяю профессию» и напишу репортаж из публичного дома, сняв клиентов скрытой камерой?.. А если мы представимся киллерами и попытаемся выполнить заказ?». Это только небольшой перечень тем, которые я, пользуясь свой редакторской властью, отметала как безнравственные. Нельзя призывать народ к законопослушанию, используя незаконные средства.

Помните старую историю об американских салунах времен Дикого Запада: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет»? Сегодняшние журналисты «играют» так, как они умеют.  Нет, к сожалению, не «играют», а «стреляют» такими действиями, главным образом, в самих себя и всех журналистов, уменьшая и без того упавшую степень доверия к нам.

Иные объясняют это просто - есть такая штука в журналистике, как тиражи и рейтинги телепередач. Нет «горячих» материалов, нет и подписки, и зрительской аудитории. И нет рекламных денег, за счет которых и живут средства массовой информации. А публику не заставишь читать или смотреть, она выбирает то, что хочет. Вот вам и трюки ради трюков, разыгрываемые в прямом эфире. Вот вам и трупы ради трупов, показываемые крупным планом.

Руководитель пресс-службы  прокуратуры как-то рассказала мне, как на учебном семинаре в Москве, куда собрались сотрудники по общественным связям всех прокуратур России, к ним пришел довольно молодой руководитель одного популярного московского телеканала и посетовал на трудности работы. Мол, сегодня народ ведется только на шоковые передачи, а потому, дескать, хорошо бы для поднятия рейтинга показать настоящее убийство в прямом эфире…

Наверное, не стоит пересказывать, что наговорили этому телебоссу прокуроры. Всякому, кто обладает здравым смыслом, это и так понятно. Но…

Осень – сезон премьер в телеэфирах. Период обострения конкуренции, борьбы за зрителя. Осень – активная пора подписки. Неужели по-прежнему формула «пипл хавает» является самой успешной в сегодняшней журналистике?  Хотелось бы верить, что все мы уже пережили кризис смутного времени. И журналисты тоже, осознав ответственность за результаты своих «экспериментов». Ведь все мы – за нравственное здоровье и будущее России.

Автор: Ольга АКСАКОВА, "Владивосток"