Московская болезнь левизны

Удивительные приключения «японок» в столице: Владивосток и Москва говорят на разных автомобильных языках, но барьер уже преодолен.

1 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1632 от 1 окт. 2004

Удивительные приключения

«японок» в столице: Владивосток и Москва говорят на разных автомобильных языках, но барьер уже преодолен.

Если согласиться с тем, что единое государство предполагает наличие единого политического, экономического, культурного и языкового пространства, пусть с многими оговорками, то придется принять и следующий, хотя и несколько неконституционный тезис: никакой единой России (партия власти не в счет) не существует. По крайней мере, в автомобильном смысле.

Есть как минимум три автомобильных России, которые можно условно назвать

«Москвой», «средней полосой» и «Дальним Востоком». Приехав из Владивостока в Москву, а тем более в среднерусский областной центр, чувствуешь себя каким-то иностранцем. Несмотря на все усилия федеральных властей и лоббистов, а может быть, и благодаря им страна раскололась. О каком едином пространстве можно говорить, если в Москве (в Москве!) бензин заметно дешевле, чем во Владивостоке или тем более на Камчатке (для справки: на столичных заправках самых разных производителей от «Татнефти» до «Сибнефти» сейчас можно разжиться соляркой по 11.40, 92-м бензином по 13.80-14.20 за литр и 95-м по цене 14.80-15.10). Различия в структуре автопарка бросаются в глаза еще сильнее. Оказавшись в Москве, корреспондент «В» решил узнать, как поживают на столичном рынке наши машины. В смысле - японские и праворульные.

ПРАВЫЙ МАРШ

За постперестроечные годы наша страна изрядно сжалась, но субъективно стала больше: та же Москва в смысле цен на авиабилеты заметно удалилась от провинции. Из-за этого на противоположных рубежах России циркулируют иногда фантастические мифы. Например, на Западе распространено мнение, что приморцы с хабаровчанами целыми автоколоннами гибнут при обгонах, чему виной

– правый руль. На Дальнем Востоке, в свою очередь, приходится слышать, что в Москве праворульных машин нет и что им даже запрещено пересекать МКАД. Ходит, правда, полярный слух, что на самом деле столица заполнена «правильными тачками», но москвичи об этом молчат, дабы не делать рекламу японскому автопрому и не сорвать продажи «АвтоВАЗа». Истина, как часто бывает, где-то посередине. Праворуких авто в Москве сегодня мало, но больше, чем вчера, растущий спрос на них оборачивается подорожанием. Хотя, с другой стороны, что у нас дешевеет?

По московским дорогам круглые сутки течет сплошной поток десятков и сотен тысяч долларов, и улицу здесь страшно переходить из опасения не за свою жизнь, а за полированные кузова дорогущих авто. Впрочем, полстолицы ездит на разномастных

«жигулях». Вот статистика, приведенная журналом «За рулем»: на 1 января 2004 года из 2 млн. 438 тыс. легковушек, зарегистрированных в Москве (это около 10 проц. от общероссийского парка), 900 тыс., то есть 37 проц., составили иномарки. Правда, понятие это растяжимое, иномарками зовут и «запорожцы» с «Шевроле-Нивами». Но лидеры среди столичных импортных авто – это простенькие «Фольксвагены» (главным образом, «Пассаты» и «Гольфы»), а также элитные «БМВ», «Мерседесы» и «Ауди». В крайне небольшом количестве попадаются не виданные в Приморье «Мазерати», «Бентли» и «Майбахи».

По доле иномарок Приморье впереди России всей: у нас забугорных машин насчитывается целых 77 проц., у наступающих на пятки сахалинцев и хабаровчан

– соответственно 75 и 63. Именно дальневосточные пионеры-подвижники и начали японскую экспансию на среднероссийский и столичный рынки. И если сначала на них смотрели как на недоделанных, то сейчас «японкой», даже праворульной, в Москве никого не удивить. Вместе с тем основная масса самурайского автопрома, бегающего сегодня по Садовому кольцу, – это довольно свежие (а то и прямо с конвейера), дорогие и леворульные автомобили, конкурирующие не с «ВАЗом», а с европейскими машинами представительского класса. Прояпонские настроения прокрались даже в ряды германофильской федеральной элиты, которая предпочитает «Ауди» и «БМВ»: в центре столицы корреспондент «В» заметил «Ниссан-Максима» (естественно, леворукий) с федеральным госномером правительственной серии А…АВ.

Праворульных машин японской сборки в Москве неизмеримо меньше. Первому правильному

«чайзеру», припаркованному у гостиницы «Россия», я обрадовался как родному, но сбился со счета, после того как на глаза одна за другой попались правильные «Королла», «Виста», «Калдина» и «Прадо». Вместе с тем самый массовый сегмент рынка все же занят другими производителями, и прежде всего «АвтоВАЗом». Народную «Короллу» здесь заменяют «девятки», «пассаты» или «фокусы», московские собратья приморских поклонников «крузаков» обзаводятся «Ленд-Роверами» или, на худой конец, «Лексусами». Здесь совершенно нет столь любимых нами «Краунов» - видимо, столичные сторонники машин этого класса поголовно передвигаются на «Ауди» или «Волгах».

Сфера японского сервиса в Москве стремительно развивается. Сегодня в столице можно найти не только центры обслуживания японских иномарок вообще вроде

«Самурай-Авто», но и спецсервисы для «Мазд», «Ниссанов», отдельно «крузаков» и даже таких «миноритарных» для Москвы марок, как «Дайхацу», «Сузуки» и «Исудзу». Разумеется, этот рынок не сравнить с нашим, да и тойотовских или тем более мерседесовских сервисов, не говоря уже о вазовских, в Москве в разы больше. И тем не менее.

ЯПОНСКИЙ БОГ! ИЗ МАШИНЫ

Рынки

«японок» в Москве и во Владивостоке – это две огромные разницы. Во-первых, в столице гораздо больше свежих машин – трех-четырехлетнего возраста и еще моложе, причем это диктуется спросом. У нас же основной импорт подстраивается под решения правительства, поднявшего пошлины на авто старше семи лет: машины новее дальневосточникам покупать накладно в силу самой их новизны, а более старые – уже из-за таможенных барьеров. Счет идет на месяцы: сейчас, например, заканчивается массовый ввоз автомобилей 1997 года выпуска, которым исполняется семь лет. Более возрастные имеет смысл привозить разве что «под документы». Зато по приморским дорогам бегают сонмы пожилых «японок», вывезенных в незапамятные времена и регулярно реанимируемых местными «левшами». В Москве эту нишу занимают столь же старые «жигули» и разные прочие гниловатые «вольво».

Во-вторых, большая часть японских машин на московском рынке

– вообще, строго говоря, не японские. Они леворульные, как правило – европейской сборки и нередко отличаются от своих подлинно японских близнецов названиями. Так, расплодившихся на наших дорогах «эскудиков» в Москве не найти. Леворульный аналог этого детища фирмы «Сузуки» зовется «Витарой» и в Приморье считается не более чем эрзацем.

О том, что расположение руля для москвичей имеет не последнее значение, говорят объявления о продажах: праворукость согласно правилам хорошего тона нужно обязательно указать (примерно как у нас пишут

«после ДТП» или «требует небольшого кузовного ремонта»). Зато – словно в компенсацию – в тех же объявлениях гордо указывается наличие гидроусилителя руля. Для приморцев это такой же нонсенс, как сообщать о наличии у автомобиля четырех колес и двигателя. А все из-за нашей избалованности японской сборкой: если в Европе не редкость современные машины без кондиционера и того же «гидрача», то для Японии подобный некомплект неприемлем. Именно отсюда пошла приморская мудрость - «нет ничего лучше японского автомобиля, сделанного японцами для Японии». Московские продавцы считают нужным сообщать не только о наличии «кондишки», но даже о центральном замке и электрических стеклоподъемниках – и это для «свежака», выпущенного в XXI веке! Также распространена формулировка «АКПП+овердрайв», выдающая чисто теоретическое знакомство наших зауральских соотечественников с автоматической коробкой передач.

Московские и приморские любители

«самураев» различаются и во вкусах, о которых все-таки спорят. Как и у нас, лидеры среди прописавшихся в Москве японцев – «Тойота» и «Ниссан», но не с таким явным перевесом. В Москве уважают «Мицубиси» и «Мазду», к которым в среде приморцев нередко встречается предубеждение. И если уж говорить об азиатских марках в целом, то в столице гораздо больше корейских автомобилей «Хендэ» и «Дэу», чем у нас. Видимо, сказывается перевешивающая географическую удаленность культурная близость, выражающаяся главным образом в леворульности «корейцев». Играют свою роль, конечно, и цена с ремонтопригодностью.

При прочих равных условиях японские машины в Москве дороже, чем во Владивостоке, что легко объясняется стоимостью доставки (тысяча-полторы вечнозеленых за один аппарат), наваром посредников и сравнительно более высокой покупательной способностью москвичей. Приблизительную картину можно составить, изучив многочисленные объявления и сравнив тамошние цены на беспробежные авто с нашими. На

«беганные» по России автомашины цены сравнивать некорректно, так как они сильнее отличаются по техсостоянию. Разумеется, среди только что ввезенных из Японии автомобилей тоже нет двух одинаковых, у них разная аукционная оценка и комплектация, однако общая тенденция прослеживается четко. Цены на несколько популярных японских моделей, приведенные ниже, для большего приближения к реальности можно чуть-чуть сбавить с учетом возможного торга.

Семейный универсал

«Тойота-Калдина» 2000 года выпуска в Москве можно купить тысяч за 12 у. е., на два года старше – порядка 10 (у нас - соответственно 7-9 и 6-8 тысяч). Суперпопулярная «Королла»-пятилетка в первопрестольной обойдется в 8,3-9 «штук», тогда как в Приморье – в 5-6,5. Достаточно модный седан «Тойота-Корона-Премио» 1998 года в столице влетает в 7,8-9,7 тысячи долларов (на приморском рынке - 6,9-7,9).

Стильный полноприводной паркетник

«Хонда-CRV» 1999 года москвичи продают по цене от 16,5 до 19,5, на год старше – за 15-17. Аналогичные машины в Приморье стоят соответственно 13,5-14,5 и 12,5-14 «тонн». Что касается популярного у деловых девушек младшего брата взрослых «поджарых» «Мицубиси-Паджеро-Ио» 1998-1999 годов выпуска, то в Москве он встанет в 13,5-14,5, тогда как на приморской земле – в 9-11,5. Для полноты картины возьмем еще две не самые распространенные, но имеющие своих приверженцев модели. Узкий «паркетник» «Дайхатсу-Териос» 1997-98 гг., который приморцы продают за 7-8,5 тысячи у. е., в Москве стоит порядка 9,7-11. «Мазда-Демио» нулевого года обойдется в белокаменной тысяч в 8-9 (у нас – 5,5-6,5), 1998-1999 – 6,5-8,5 (4-5,5).

Как видим, в Приморье японские машины лучше и дешевле, о сфере услуг нечего и говорить. Так что до запрета правого руля альтернативы

«японкам» не будет.

ГЛУБИНКА ВО МГЛЕ

Если Приморье, Сахалин и Хабаровский край считать одним автомобильным полюсом России, противоположным следует признать все же не Москву. В столице именно в силу ее столичности (динамичности, густонаселенности, обширных связей с заграницей, демократичности в пристрастиях и стилях) есть все. Настоящий антипод Приморья

– это огромные пространства среднерусской провинции, надежно оккупированные «ВАЗом». По степени жигулизации эти области заметно опережают Москву (52,1 – среднероссийский процент, на который влияет в том числе и насквозь «японский» Дальний Восток, а в Москве продукция «АвтоВАЗа» составляет только 46 проц.). Если в среднем по стране иномарок насчитывается 18 проц., то в зажиточной Москве, заставляющей глубинку покупать «Жигули», их целых 37!

Защита отечественного производителя ведется всеми средствами и до победного конца. Напрашивается даже предположение о

«тоталитарной пропаганде», проводимой «АвтоВАЗом»: полстраны ездит на «жигулях», и терять такой рынок вазовцы не намерены. Интересный разговор вышел у корреспондента «В» с жителем Самары. Тот с интересом расспрашивал об «автомате» и режимах его работы, задавая вопросы типа «а как нужно правильно управлять машиной с АКПП, чтобы мотор не заглох». Кстати, инспектора ДПС в Самаре (и не только) стоят не на обочинах, как у нас, а прямо на проезжей части. Некоторые жители центральной России вообще отказываются верить в то, что в приморских автошколах учат водить на праворульных машинах. Хотя, с нашей точки зрения, это совершенно естественно: человека нужно готовить не к лабораторным, а к реальным условиям (другой вопрос - уровень подготовки водителей в этих автошколах). В отношении автоматических коробок, если уж мы заговорили о них, похоже, ведется отдельная пиар-кампания – именно потому, что на «ВАЗе» делать «автоматы» так и не научились. В Приморье же, где есть богатый выбор, массовый потребитель давно проголосовал своей условной единицей за АКПП. Любители механики у нас тоже есть, на грузовиках без нее вообще не обойтись, но мы говорим именно о широком круге рядовых автомобилистов, а не о «джиперах» и «шумахерах».

Вопрос на засыпку: почему столичные политики решили повысить пошлины до неподъемного уровня именно на машины старше семи лет? Согласно официальной версии

– дабы не засорять родные просторы металлоломом, а воздух – «перегаром». Но с точки зрения того, кому это выгодно, напрашивается другой вывод. Новый «Мерседес» не конкурент «жигулям» – его покупатель на «ВАЗ» и не посмотрит. Свежая «Тойота» тоже классом повыше. Основной конкурент «АвтоВАЗа» по соотношению «цена-качество» – это именно подержанные «японки» старше семи лет. Поэтому было решено отсечь этого конкурента, сохранив для «АвтоВАЗа» самый массовый сектор рынка сбыта. Получается, что Россия всеми силами (осталось только ввести налог на правый руль или вообще запретить «правильные» машины) отбивает атаку японцев, ударяя, правда, не по ним, - Россия вовсе не является для Страны восходящего солнца самым серьезным рынком, - а прежде всего по своим же дальневосточникам. Наш бастион еще держится. Надолго ли хватит сил?

Автор: Василий АВЧЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток» Москва - Владивосток