Экология на пробу

Жители Приморья все больше стали интересоваться экологией мест, где они живут. Такую информацию сообщает служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Приморского управления гидрометслужбы (УГМС). Пробы всех природных сред - атмосферного воздуха, осадков, почв, поверхностных вод суши и прибрежных морских акваторий - анализируются в лабораториях Приморского центра мониторинга загрязнения окружающей среды. Корреспондент «В» встретился с Галиной СЕМЫКИНОЙ, начальником Приморского центра мониторинга загрязнения окружающей среды Примгидромета.

1 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1632 от 1 окт. 2004

Жители Приморья все больше стали интересоваться экологией мест, где они живут. Такую информацию сообщает служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Приморского управления гидрометслужбы (УГМС). Пробы всех природных сред - атмосферного воздуха, осадков, почв, поверхностных вод суши и прибрежных морских акваторий - анализируются в лабораториях Приморского центра мониторинга загрязнения окружающей среды. Корреспондент «В» встретился с Галиной СЕМЫКИНОЙ, начальником Приморского центра мониторинга загрязнения окружающей среды Примгидромета.

ДЫШИТЕ, НЕ ДЫШИТЕ

- Галина Ивановна, где в Приморье «черные дыры»? Я имею в виду города края, где воздух наиболее загрязнен?

- Это Владивосток и Уссурийск. В краевом центре имеются шесть постов, на которых производятся наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Это голубые павильоны с мачтами на крышах: на Постышева, Семеновской, Луговой, Баляева, Лазо и Снеговой. Иногда они не очень респектабельно выглядят,  потому что подвергаются варварским налетам и поджогам. А когда затеваются реконструкции или новое городское строительство, нам приходится прилагать немало сил, чтобы посты наблюдений оставались на своем месте.

А самые неблагополучные районы Владивостока находятся рядом с автотрассами: на улицах Постышева и Семеновской. 80 процентов загрязнения дает автотранспорт. Он основной поставщик в воздух тяжелых металлов, углеводородов, окислов азота и бензпирена.

- Сколько времени надо подышать у выхлопной трубы, чтобы получить смертельную дозу?

- Не знаю, не экспериментировала. Вредные вещества, которые содержатся в воздухе, к отравляющим веществам не относятся. Для них существует предельно допустимая концентрация (ПДК), и если она превышена, могут возникать проблемы со здоровьем. Владивосток очень неблагополучен по содержанию в воздухе окислов азота и бензпирена и находится в числе наиболее загрязненных городов страны. Но нас пока еще  спасают ветры. А в соседнем Уссурийске зимой ситуация более критичная.

Во Владивостоке в 2002 году разрабатывалась городская  экологическая программа социально-гигиенического мониторинга, которая предполагала совместные исследования городского центра  санэпиднадзора и нашего управления о влиянии уровня загрязнения атмосферного воздуха на здоровье жителей. Она была утверждена, но, к сожалению, не финансировалась.

ВОДЯНЫЕ ПЕРЕБРАЛИСЬ С ЮГА НА СЕВЕР

Есть реки, на которых осуществляется  ежемесячный контроль, а есть и такие, на которых наблюдения проводятся 5-7 раз в год. На более чистых реках производятся не все замеры. Максимальное количество определяемых показателей - 58. Сюда входят минеральные вещества, биогенные элементы, нефтепродукты, пестициды, тяжелые металлы и т. д.

 - Насколько чисты реки Приморья?

- На территории нашего края есть эталонные (чистые) реки: Максимовка, Самарга и другие. Все они находятся на севере и северо-востоке Приморья. Их спасает отдаленность, они не испытывают откровенного человеческого вмешательства. А такие реки, как Рудная, Спасовка, Кневичанка, Раздольная, Раковка, Комаровка, Арсеньевка, Дачная далеки от благополучия. Они с лихвой напитались промышленными и городскими стоками.

- Про владивостокские речушки я даже боюсь спрашивать…

- Сейчас в краевом центре у нас нет пунктов наблюдения. Последнее исследование рек города мы проводили в 2002 году, тогда в течение года в разные сезоны мы обследовали все водные артерии полуострова Муравьев-Амурский и пришли к выводу: бедные, несчастные наши приморские реки! Все они достаточно чистые в истоках, но, вобрав в себя городские стоки, перестают быть природными водами. В нижнем течении они содержат все загрязняющие вещества: нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы (в том числе и такие опасные, как ртуть, свинец, кадмий) и многое другое. Такие же процессы происходят и в бухте Золотой Рог и Амурском заливе. Все это накапливается в донных отложениях и приводит к перерождению естественного биоценоза. Поражает безграничная самоуверенность человека в том, что природа все стерпит и  переработает…

- Когда вы начинаете бить тревогу?

- Для каждого загрязняющего вещества есть свои критерии высокого или экстремально высокого загрязнения. Наша последняя информация об аварийной ситуации была связана с прорывом дамбы золоотвала и загрязнением ручья Лозового.

Не берусь судить об остальных отраслях, а на экологию нынешняя экономическая ситуация повлияла в некотором роде положительно. Например, в городе Арсеньеве, пока не работали предприятия, речки стали чище. И по нашим пробам мы можем точно сказать, работают ли предприятия в том или ином городе или нет.

ЭТИ РАЗНЫЕ ДОЖДИ

- Какие дожди проливаются на Приморье?

- За последние десять лет появилась тенденция их незначительного закисления. Дело в том, что накапливающиеся в атмосфере загрязняющие вещества переносятся на большие расстояния и выпадают вместе с атмосферными осадками. Окислы азота и серы превращаются в кислоты. А кислые осадки отрицательно воздействуют на людей, угнетают растительность и закисляют почвы. Но пока результаты наблюдений, которые проводятся на приморской станции, работающей по международной программе кислотных выпадений в Восточной Азии, свидетельствуют о том, что над территорией края достаточно благополучные осадки.

- Значит, правы дачники, которые говорят, что вырастили экологически чистый продукт?

- Если овощи выросли у дороги, то об их чистоте не может быть и речи. В любом городе или у трасс в почвах есть тяжелые металлы, которые хорошо усваиваются растениями.

МОРЕ И МОНСТРЫ

- В каких местах берутся пробы морской воды?

- Были времена, когда мы брали пробы в открытой части Японского моря и залива Петра Великого. Сейчас обследуем только прибрежные акватории бухты Золотой Рог, заливов Амурского, Уссурийского и Находка. В этом году нам хватило денег только до июля. С июля по декабрь на эти исследования нет денег.

- Можно ли говорить о положительных тенденциях в вопросах экологии заливов?

- Загрязнение воды за последние пять лет незначительно уменьшилось, но это не кардинальные изменения. А донные отложения были грязными, есть и будут до тех пор, пока их не очистят, а город не построит очистные сооружения.

- Какие самые грязные морские воды?

- Бухта Золотой Рог. 

- Она может умереть?

- Не это самое страшное. Она просто изменит биоценоз. Одни виды заменят другие. Экосистема бухты  деградирует, и в этой грязи будут жить монстры, сами по себе ядовитые. 

ТИХАЯ ОПАСНОСТЬ

На 32 метеостанциях Приморья проводятся ежедневные измерения мощности экспозиционной дозы (МЭД). В установленное время метеорологи дозиметрами измеряют МЭД на уровне 1,5 метра от поверхности земли.

На десяти станциях края производится отбор проб атмосферных выпадений для определения их радиоактивности.

- Мы каждый день слышим данные об уровне радиации. А где находится самое радиоактивное место в Приморье?

- В районе бухты Чажма. После аварии проводилось общее комплексное обследование этой зоны. В течение последних двух лет исследований «чажминского следа» мы не проводили. Могу сказать, что это место для пребывания непригодно.

- А каков радиационный фон в норме?

- До 30 мР/час - это естественный фон. Во Владивостоке он в среднем держится на уровне 14 мР/час.

- А к гранитным памятникам можно близко подходить?

- Конечно. Не рекомендуется только жить в гранитном дворце.

- Как оперативно вы сможете информировать население о ядерных испытаниях?

- Сеть наших наблюдательных станций позволяет фиксировать их. Мы ведем многолетние наблюдения в районе озера Ханка по содержанию стронция-90. С середины 80-х годов его содержание неуклонно падает, и сейчас оно более чем в 400 раз меньше его допустимой концентрации в питьевой воде.

- Ваш совет, как можно выжить во Владивостоке и Приморье?

- Противогазы пока надевать рано, но лучше не заниматься оздоровительным бегом у автомагистралей. В этой связи пора встать на защиту зеленых насаждений, которые в последнее время в городе массово уничтожались. Пора засаживать город растениями, которые устойчиво себя чувствуют в городской среде. К примеру, хвойные деревья очень чувствительны к  загрязнению воздуха, и высаживать их вдоль городских автодорог просто неразумно. 

- Как вы собираетесь работать с новой городской властью?

- Мы отправили главе администрации Владивостока пакет предложений. Отрадно, что власть начинает уделять внимание вопросам экологии.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, «Владивосток»