Потомок Даттанов во Владивостоке

Мы встретились с Дитрихом в небольшом кафе, которое совсем недавно открылось в здании ГУМа, бывшего торгового дома Кунста и Альберса, компаньоном которых был в свое время дед Дитриха. На стенах развешаны фотографии старинной и уважаемой фамилии Даттанов. Неудивительно, что гостю это место во Владивостоке приглянулось. Гость выглядит очень подтянутым, и ему ни за что не дашь 70 лет.

30 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1631 от 30 сент. 2004

Мы встретились с Дитрихом в небольшом кафе, которое совсем недавно открылось в здании ГУМа, бывшего торгового дома Кунста и Альберса, компаньоном которых был в свое время дед Дитриха. На стенах развешаны фотографии старинной и уважаемой фамилии Даттанов. Неудивительно, что гостю это место во Владивостоке приглянулось. Гость выглядит очень подтянутым, и ему ни за что не дашь 70 лет.

Дитрих рассказал, что из него, увы, предпринимателя не получилось. Хотя и старался походить на своего деда Адольфа, даже изучал основы бизнеса. Одно время мечтал о карьере путешественника, хотел уехать в Бразилию. Даже изучил португальский язык. (Кстати, и Адольф Даттан тоже мечтал о Южной Америке.)

СПРАВКА "В"

Дитрих Макс Эдуард Адольф Бернекер (Bernecker), внук известного в прошлом веке предпринимателя Владивостока Адольфа Даттана, целую неделю гостил в краевом центре. Он приехал из Мюнхена (Германия) на семинар, который был устроен в честь 150-летия его деда.

Но потом наш собеседник занялся изучением юриспруденции, иностранных языков. Сейчас Дитрих Бернекер свободно владеет английским, французским и португальским. Но, как он говорит, к сожалению, не русским.

- Не собираетесь ли вы в ближайшее время издать книгу исследований о предпринимательской деятельности деда?

- Нет. Эту работу уже выполнил мой земляк Лоттар Деег. Кроме того, во Владивостоке я прочитал доклад об Адольфе Даттане. Возможно, он станет дополнением к изданию.

- И о чем эти новые страницы?

- В европейских музеях имеется немало экспозиций, посвященных нашей фамилии. Большая этнологическая коллекция в Вене, Брауншвайге и Осло. Об этом и многом другом я рассказал своим коллегам и друзьям.

Дитриху пришлось немало потрудиться, чтобы докопаться до истины. Он работал с документами, которые содержали информацию о Даттане как о консуле. Он хотел выяснить, поручал ли Берлин Адольфу Даттану собирать политическую информацию в начале прошлого века. Ведь из Владивостока он был отправлен в ссылку по подозрению в шпионаже. Доказательством этого факта могли быть донесения, которые сохранились до наших дней.

- Таковых я не обнаружил, - говорит Дитрих. - Нашел примечание одного чиновника, что из Владивостока не исходило каких-либо политических донесений накануне первой мировой. Это доказывает, что дед не был шпионом. Я в этом убедился и теперь хотел бы получить письменное подтверждение от российского правительства. Поэтому я попросил ректора технического университета Геннадия Турмова помочь мне в этом вопросе. Это очень важно и для нашей семьи, и для российского Дальнего Востока, чтобы не считали деда агентом немецкой разведки.

- Слышала, что у семейства Даттанов есть свой  родовой замок, в котором оно собирается по большим праздникам?

Мой собеседник от души рассмеялся:

- Если так можно назвать небольшой особняк. Он находится в Наумбурге у реки Саале (бывшая территория ГДР). А рядом стоит дом Марии Даттан, жены деда. После объединения Германии в 1990 году мы получили право на наследование обоих домов. Их отреставрировали и сдали в аренду.

Там и встречаются наследники Даттанов каждые два года с 1 по 3 октября. В этом году на встрече будут присутствовать 25 человек. Самой старшей, англичанке, 87 лет, младшей – 21 год. Они обсудят вопросы содержания родовых домов, и Дитрих расскажет о результатах своих поисков и о поездке во Владивосток.

-  Что больше всего поразило или огорчило в нашем городе?

- Меня расстроило, что Владивосток не так качественно отреставрирован, как Хабаровск. Моя мечта, чтобы здание ГУМа выглядело достойно.

- Почему на экскурсии по городу присутствовал представитель японского дипломатического корпуса?

- Адольф Даттан был кавалером японских орденов, и господин Акира Такамацу обещал помочь узнать, за какие заслуги они были вручены. Кстати, Такамацу несколько лет жил в Берлине и неплохо говорит по-немецки.

- Что пришлось пережить мальчику Дитриху во время второй мировой?

- Мне было пять лет, когда началась война. Боюсь, что воспоминаний у меня немного. Гамбург, где я вырос, в 40-е годы не раз подвергался бомбежке, и многие ночи мне пришлось провести не в детской кровати, а в подвале дома. К счастью, наш родовой дом не пострадал от налетов авиации.

Один год я служил в гитлерюгенде. С десяти лет это было обязательно для всех мальчиков. Нас одели в униформу. Два раза в неделю проходили встречи, где вырабатывался рефлекс слепо подчиняться приказам. Время было тяжелое, полуголодное, и я никогда не забуду приятного чувства, которое меня охватило, когда англичане освободили Гамбург.

- Господин Бернекер, а чем занимаются ваши дети?

- У мены два сына: старший - архитектор малых форм и живет в Испании, а младшему - 37. Он профессор философии и сейчас трудится в Манчестере. У меня еще три внука. Но никто не унаследовал имя Адольф только потому, что оно не популярно в Германии.

- Какие фильмы вы любите смотреть?

- Исторические и о проблемах политики. Мне понравился фильм о воссоединении Германии, который называется «Гудбай, Ленин!». Не люблю развлекательные картины и научную фантастику.

- А ваши любимые произведения?

- Все, что связано с историей. Очень много прочитал о периоде, предшествовавшем первой мировой войне, который отношу к времени Марии и Адольфа Даттанов. Старался лучше понять их через призму того времени.

Дитрих сказал, что домой захватит несколько пачек чая, которые купит в ГУМе, бывшем торговом доме Кунста и Альберса. И пить его будет вдвойне приятно. А потом неожиданно вспомнил, что 12 лет назад наша газета впервые написала об Адольфе Даттане.

P. S. Недавно стало известно, что здание Владивостокского ГУМа пойдет с молотка. Интересно, как бы к этому отнесся потомок человека, которому принадлежала часть легендарного здания? Этот вопрос г-ну Беркенеру будет задан вдогонку.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»