Молодым везде у нас дорога?

Спустя пять лет абитуриентский вопрос «Куда пойти учиться?» логично преобразовывается в «Куда пойти работать?». Еще лет пять назад проблема молодежного трудоустройства не позволяла найти себя практически любому выпускнику - работодатели доверяли только людям со стажем и неохотно брали к себе молодых специалистов (или по протекции, или от безвыходности). Сейчас компании охотнее трудоустраивают молодежь, надеясь с их новыми креативными идеями изменить, модернизировать и улучшить свою деятельность и увеличить доход.

28 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1629 от 28 сент. 2004

Спустя пять лет абитуриентский вопрос «Куда пойти учиться?» логично преобразовывается в «Куда пойти работать?». Еще лет пять назад проблема молодежного трудоустройства не позволяла найти себя практически любому выпускнику - работодатели доверяли только людям со стажем и неохотно брали к себе молодых специалистов (или по протекции, или от безвыходности). Сейчас компании охотнее трудоустраивают молодежь, надеясь с их новыми креативными идеями изменить, модернизировать и улучшить свою деятельность и увеличить доход.

ЛУЧШАЯ РАБОТА - ДЛЯ ЛУЧШИХ

Тенденция нашего времени такова, что чаще самые успешные, целеустремленные, деятельные бывшие студенты сами выбирают предприятие, в котором будут работать на его благо, а не предприятие их. Об этом говорит исследование, проведенное агентством «Карьера-Форум» и департаментом образования и науки администрации края, «Мотивы и ожидания выпускников вузов при выборе работодателя. Рейтинг компаний «Лучший работодатель».

- Чаще всего мы рассматривали взаимоотношения работодатель-выпускник с точки зрения предъявляемых требований работодателя, - говорила на презентации исследования начальник отдела по высшему образованию и науке департамента образования и науки Екатерина Черновицкая. - Однако исследование показывает, что стоит учитывать и пожелания выпускников вузов при их трудоустройстве.

- Ежегодный форум трудоустройства молодых специалистов «Карьера» подтверждает, что иностранные и местные компании все больше интересуются молодыми и перспективными выпускниками вузов, - продолжает Татьяна Конева, менеджер проекта по взаимодействию с вузами агентства  «Карьера-Форум» и координатор исследования.

Но теперь не только компании выбирают, отдают свои предпочтения и выпускники. Поэтому подобно тому, как работник представляет себя на рынке труда, должна позиционировать себя и компания и создавать положительный имидж для потенциального работника. Имиджевая составляющая показывает конкурентоспособность предприятия.

Данное исследование является уникальным, т.к. подобный мониторинг нигде, кроме Москвы, не проводился. А рейтинг самых популярных в студенческих кругах компаний был составлен впервые. Результаты исследования окажутся полезны компаниям, заинтересованным в построении грамотной, адекватной кадровой политики по поиску и найму молодых специалистов. А теперь все-таки о данных исследования…...

ВЫПУСКНИКИ В ЦИФРАХ

В исследовании принял участие 581 студент (ныне выпускник 2004 года) ведущих вузов Владивостока - ДВГУ, ДВГТУ, ДВГАЭУ, ВГУЭС, МГУ им. Невельского, Дальрыбвтуза. Причем половое различие респондентов объективно показывает соотношение девушек и парней, обучающихся в вузах на гуманитарных специальностях, - 74,9 процента в графе «ж» и 24,3 процента в «м». Специальности выпускников были выбраны не случайно, а как наиболее востребованные в сфере бизнеса, по мнению сотрудников агентства «Карьера-Форум». А это юриспруденция, мировая экономика, международные отношения, государственное и муниципальное управление, психология, иностранные языки, менеджмент организации, маркетинг, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, экономические специальности.

Большая часть выпускников (67,3%) после окончания обучения планировали работать, причем большинство не по специальности и в коммерческих структурах. В рейтинге отраслей на первом месте стоит сфера услуг (51,8%), причем наибольшее количество голосов набрали подкатегории гостиничный бизнес и туризм, чем очень удивили организаторов исследования.

- Дело в том, что приоритеты в выборе специальностей и направления будущей работы меняются каждые пять-шесть лет, - комментирует Екатерина Черновицкая. - Вот сейчас популярность экономических и юридических специальностей, где набор студентов намного превышал другие специальности,  понемногу падает.

На втором месте оказалась промышленная сфера, где наиболее популярными были подкатегории производство товаров народного потребления и топливно-энергетический комплекс.

Интересный и каверзный вопрос был об ожидаемой заработной плате. Однако большая часть студентов оказались адекватными и объективными. 56,6 процента выпускников считают доход от 4 до 8 тысяч рублей наиболее приемлемым стартовым уровнем. Оптимальная же заработная плата для 60,5 процента ответивших исчисляется суммой от 10 до 15 тысяч рублей.

КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?

И вот мы подошли к самой интересной части исследования - рейтингу компаний г. Владивостока, которые являются наиболее привлекательными глазами выпускников приморских вузов. 100 известным компаниям, предложенным организаторами исследования, респонденты проставляли оценки по двум категориям - «Компания, в которой хотел бы работать» и «Компания, сферу деятельности которой я знаю». Стоит отметить, что незнание сферы деятельности компаний совершенно не значило нежелание в ней работать, поэтому два этих рейтинга оказались неидентичными.

Директора агентства «Карьера-Форум» Галину Попову удивило то, что довольно известные компании с хорошими условиями работы и перспективами для сотрудников оказались в конце списков. Это означает то, что предприятия сейчас не работают над своим имиджем работодателя и лишь поэтому не являются привлекательными для молодых специалистов.

На данный момент большинство выпускников вузов 2004 года трудоустроены. Однако подсчитать это количество очень сложно. Наиболее успешные и активные выпускники трудоустраиваются самостоятельно, без помощи кадровых агентств и биржи труда, поэтому учесть их крайне сложно. И все же корр. «В» обратился во Владивостокский городской центр занятости населения для получения примерной картины на рынке молодежного труда. По словам начальника сводно-аналитического отдела Марины Соломенник, в относительно короткий период (до полугода) трудоустраивается, как правило, 40-50 процентов выпускников. По данным 2003 года, из 732 обратившихся выпускников 319 были трудоустроены с помощью ВГЦЗН. Притом что всего владивостокских выпускников за 2003 год было 6,7 тысячи при наборе 12,5 тысячи человек.