Папарацци в юбке
Она сама говорит о себе: «Я дамочка заметная». Еще бы! Первая женщина-фотограф, серьезно заявившая о себе в стране Советов, является не только старейшим фотокорреспондентом РИА «Новости», но и замечательным художником. Герои Галины Кмит - знаменитости с мировыми именами: актеры, режиссеры, политики.
Она сама говорит о себе: «Я дамочка заметная». Еще бы! Первая женщина-фотограф, серьезно заявившая о себе в стране Советов, является не только старейшим фотокорреспондентом РИА «Новости», но и замечательным художником. Герои Галины Кмит - знаменитости с мировыми именами: актеры, режиссеры, политики.
Во Владивосток Галина привезла свою знаменитую выставку фотопортретов «Эти великолепные мужчины». Но личное присутствие на выставке отнюдь не являлось целью приезда - Галина Кмит как всегда работала, отсылая материалы кинофестиваля в Москву, и охотно общалась с журналистами.
- Почему фотокамера стала орудием труда на всю жизнь?
- Дело решил случай. Мне нужны были деньги, и я попросила одного своего знакомого - мэтра фотографии Александра Пастера - найти мне какую-нибудь работу. Он ответил единственной фразой: «Ах, Галя, если бы вы умели снимать!». Сказанное решило мою судьбу в пять минут. Никогда раньше я не держала фотоаппарат в руках, но купила камеру «Старт» и с увлечением занялась фотографией. Это что касается выбора. В моей известности определенную роль тоже сыграл случай. Миша Козаков пригласил меня на «Гамлета». Я пришла и сняла его в гриме. Тогда я еще дарила фотографии. Позже к нему обратились из журнала «Огонек», попросили фотографию к интервью из тех, где он себе нравится. И он дал мою. «Огонек» опубликовал ее с моей фамилией. …Родители никак не влияли на выбор профессии. Хотя папа мог бы. Мой отец Васыль Радыш - сподвижник Довженко. С ним случались всякие коллизии, его арестовывали, потом выпускали, но на мою судьбу это никак не повлияло, потому что родители рано разошлись. В музее Довженко есть стенд, посвященный моему отцу, портрет и карикатура на отца, сделанные Довженко. Мама - врач - тем более не имела никакого отношения к фотографии. И только я всю жизнь с фотокамерой.
- Но к кино вы все же имеете отношение?
- Вышло так, что я оказалась тесно связанной с кино. Я вдова киношника Леонида Кмита, который снялся в 100 фильмах, но помнят только «Чапаева», в котором он сыграл Петьку, я мама артиста, я даже теща артиста. Зять - заслуженный артист республики, актер Малого драматического театра. Моя дочь закончила Щепку, мой сын учился в школе-студии МХАТ. Внучка на третьем курсе МХАТа. Мой внучек - актер у Камы Гинкаса. В связи с этим люблю фразу-анекдот: «Актерам говорят: вы все играете и играете, а когда вы работаете?».
- Ваши близкие - актеры, герои ваших фотосерий - знаменитости. Создается ощущение, что вы живете в некоторой искусственной среде…
- Это не так. У меня есть обзорные командировки по всему СССР. Назывались «Россия - Родина моя». Там есть все. Поверьте. Никогда некрасивости жизни не пугали меня. Я была в Братске, на Курилах, во Владивостоке, во многих городах… Были и курьезные ситуации. В Душанбе я снимала, когда там были волнения. Они митингуют сидя. Представьте: площадь, на заднем плане - памятник Ленину и сидящие душанбинцы. Я в желтом одеянии и со всеми своими фотоаппаратами пытаюсь найти хороший ракурс. И вдруг кто-то сказал: «Маргарет Тэтчер». Площадь подхватила. Я скосила глаза в поисках Маргарет Тэтчер. Оказалось, что это меня принимают за нее. Так однажды я была Маргарет Тэтчер.
- Серия портретов, которую вы привезли во Владивосток, называется «Эти великолепные мужчины». А в вашей жизни какую роль сыграли мужчины? Они помогали вам делать карьеру?
- Моя дочь Ирина говорит мне, что завидует моей внутренней свободе. Я очень свободный и самостоятельный человек. Но, безусловно, мужчины сыграли свою роль в моей жизни. Я вышла замуж за Кмита совсем молодой. В то время он был уже знаменит. Как-то раз мы пошли в цирк вдвоем, и ведущий объявил, что в зале находится актер Леонид Кмит. Зал встал и устроил 10-минутную овацию. Жить с известным человеком, на характер которого к тому же повлияла слава, непросто. Но профессионально мне Кмит не мешал, косвенно даже помог. Я была пишущим корреспондентом «Московского комсомольца», вела рубрику «Над чем работают писатели». Так вот, именно мой муж познакомил меня с Пастером. Были и другие мужчины… Но к названию выставки моя жизнь не имеет отношения. Хотя газеты все время стараются придать моим репликам пикантность. Первое название выставки - «Мои мужчины». Одна из газет написала: «Что, все ее?». Я переименовала выставку. Она постоянно пополняется и обновляется. К примеру, сюда я привезла совершенно свежий портрет Машкова, который сделала в Москве на кинофестивале, когда демонстрировался его фильм «Папа».
- Сейчас вы признанный фотограф, а раньше вам приходилось пробиваться к знаменитостям?
- Никогда ни к кому я не пробивалась и не спрашивала разрешения. Был случай. Как-то в Москву приехал Бельмондо. И у одной зарубежной компании был эксклюзив на съемку. Я села в машину, а Бельмондо жил в гостинице «Советская», и стала ждать. Когда он появился, сфотографировала. Вечером вручила ему так называемые контакты - маленькие снимки. Он расхохотался, сказал, что русские женщины могут все…
- Папарацци, как вы относитесь к этому явлению?
- Почему-то мне часто задают этот вопрос. Я считаю, что это люди, профессионально выполняющие свой долг. За грех это не считаю. И на их месте поступала бы точно так же.
- Фотокорреспондент и фотохудожник живут в разных темпах. Вы - и тот, и другой. В чем разница и сходство?
- На самом деле говорить нужно о внутреннем ощущении кадра. Оно либо есть, либо нет. И научить человека снимать невозможно. Поэтому бывают хорошие операторы и фотографы, а бывают плохие. Что касается названий… Вот я получила звание «Заслуженный деятель искусств». Там написано - фотохудожник. Когда в Союз театральных деятелей принимали, меня затолкали в секцию критиков. Моя работа - фотограф РИА «Новости». Последние 30 лет… Любое название относительно.
- Когда вы успевали заниматься детьми?
- Конечно, было сложно. Мне повезло в некотором смысле. Старшая дочь занималась младшим сыном. А потом мне всегда помогала мама. Летом я отправляла детей к ней в Одессу. Однажды сын не узнал меня. Я приехала и спросила в шутку: «Мальчик, а где твоя мама?». «Да нема», - ответил он на украинском. Потом все же пришлось устраивать его в интернат МИДа. Хорошие условия, свежий воздух, я навещала его так часто, как только могла, брала Дениса с собой, если получалось. Но он все равно говорит: «Меня воспитала советская власть». Сегодня у нас близкие отношения. Сын - актер, но на съемках первого фильма «Спортлото-82» Гайдая он получил тяжелую травму позвоночника. Когда он лежал в гипсе, фильм как раз выходил на экраны. И сегодня последствия травмы остаются. Мы живем в одном доме на разных этажах. В этом доме есть пандус для Дениса. В ближайшем магазине тоже сделали пандус. В фильме Сергея Гурзо Денис снимался уже на коляске. Но он продолжает работать, недавно снялся с Эфросом в «Повороте ключа»… Дети, несмотря на многочисленных поклонников, всегда были для меня главным. Если кто-то из них говорил, что я балую детей, это было равносильно разрыву.
- У вашей выставки есть женское продолжение. Как оно появилось?
- Последний раз я демонстрировала своих мужчин в Париже в рамках культурной программы визита нашего президента во Францию. На выставке были мадам Ширак и госпожа Путина, которая спросила: «Галина, что это у вас одни мужчины?». Я ответила: «У меня есть женская выставка, которая называется «Мои соперницы». Путина спросила: «Почему соперницы?». Мне пришлось сказать, что я считаю каждую женщину своей соперницей. Газета «Курьер» немедленно дала мою фотографию на всю полосу и подписала: Галина Кмит считает каждую женщину своей соперницей, в том числе и Людмилу Путину. Если серьезно, то женская выставка появилась потому, что мои подруги-актрисы стали обижаться: дескать, что ты одних мужиков снимаешь? А мы что ж? И я начала делать женские портреты.
- Какой из сделанных вами портретов нравится вам больше всего?
- Моего сына…
Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»