Блистательна, полувоздушна…

Конечно, великий Пушкин посвятил эти строки неподражаемой Истоминой, но Тамара Карсавина, возможно, как никто из балерин позапрошлого века, была достойна таких же эпитетов. Тем более что в Императорском балетном училище в старших классах место юной Тамары у станка в репетиционном зале находилось как раз под портретом Истоминой. Тусенька (так звали Карсавину подруги-соученицы) сочла это добрым знаком – перед талантом Истоминой она благоговела.

24 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1628 от 24 сент. 2004

Тамара Карсавина. “Театральная улица. Воспоминания”. Издательство “Центрполиграф”.

Конечно, великий Пушкин посвятил эти строки неподражаемой Истоминой, но Тамара Карсавина, возможно, как никто из балерин позапрошлого века, была достойна таких же эпитетов. Тем более что в Императорском балетном училище в старших классах место юной Тамары у станка в репетиционном зале находилось как раз под портретом Истоминой. Тусенька (так звали Карсавину подруги-соученицы) сочла это добрым знаком – перед талантом Истоминой она благоговела.

Танец всегда был в жизни Тусеньки – с первых дней, с рождения. Она родилась в семье людей талант-ливых, одаренных, творческих, и, можно сказать, судьба ее была предрешена. Но одно дело – мечтать о сцене, совсем другое – попасть туда.  Годы и годы труда – мучительного, упорного, постоянного – вот что такое жизнь настоящего актера, и именно об этом книга Карсавиной.

“Мне пришлось ждать еще два года, прежде чем я достигла предела мечтаний любой танцовщицы - получила главную роль в пятиактном балете. Теперь на расстоянии эти годы кажутся мне постоянным восхождением, тогда же они представлялись непрерывной цепью неудач, вызванных недостатком зрелости и множеством сомнений. Перестав быть баловнем публики, я достигла теперь такого положения, когда с меня многое спрашивалось. Я должна была оправдать веру, которую прежде мне даровали в кредит. Былую снисходительность сменила суровая требовательность”.

Вы не найдете в этой книге пикантных описаний романов или смакования интимных подробностей, читатель, хотя имена Фокина, Дягилева, Нижинского, Кшесинской не сходят с ее страниц. Но для Тамары Платоновны это были не скандальные звезды, в нижнем белье которых так хочется порыться, а партнеры, коллеги, единомышленники, которых она ценила, уважала за талант и умение работать. Поэтому их портреты, созданные автором, кажутся Лоцману наиболее близкими к оригиналу – в них нет ни слепого поклонения, ни ретуши, ни желания “сорвать маску”.

Вообще спокойное, неспешное, чарующее своей неторопливостью повествование – один из самых больших плюсов этой книги, на взгляд Лоцмана.

Тамара Карсавина легко и непринужденно – так же, наверное, как парила на сцене, - создала в “Театральной улице” образ своей эпохи. О чем бы она ни писала: об атмосфере и обычаях Императорского училища, о “Русских сезонах” или начале первой мировой войны - все очень живо, очень ярко, так, что Лоцману даже не приходилось напрягать воображение, чтобы представить то время, - нет, оно само врывалось в дом со страниц книги, захватывало, уводило с собой. Легко. Почти воздушно. Как танец…

Автор: Ваш Книжный Лоцман