Деревенский Интернет

Если первоочередными задачами социализма в России были электрификация всей страны и ликвидация всеобщей безграмотности, то Россия постперестроечная, подтягиваясь за научно-техническим прогрессом, приступила к всеобщей компьютеризации и преодолению безграмотности компьютерной. Худо-бедно, несколько ступенек этой лестницы мы преодолели. И хотя разрыв между городом и селом в этой сфере по-прежнему чудовищный (а в какой сфере иначе?), жители периферии уже не впадают в ступор при виде компьютера, сельские учителя с удовольствием принимают отпечатанные при помощи принтера рефераты, сотрудники госучреждений забыли о рукописных отчетах, а самыми популярными среди школьников стали счастливчики, имеющие выход в Интернет.

21 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1625 от 21 сент. 2004

Если первоочередными задачами социализма в России были электрификация всей страны и ликвидация всеобщей безграмотности, то Россия постперестроечная, подтягиваясь за научно-техническим прогрессом, приступила к всеобщей компьютеризации и преодолению безграмотности компьютерной. Худо-бедно, несколько ступенек этой лестницы мы преодолели. И хотя разрыв между городом и селом в этой сфере по-прежнему чудовищный (а в какой сфере иначе?), жители периферии уже не впадают в ступор при виде компьютера, сельские учителя с удовольствием принимают отпечатанные при помощи принтера рефераты, сотрудники госучреждений забыли о рукописных отчетах, а самыми популярными среди школьников стали счастливчики, имеющие выход в Интернет.

Чуть больше двух лет назад в Приморье была принята программа по «интернетизации на местах», основная задача которой - обеспечить доступ населения края к всемирной сети. В рамках этой программы районные отделения связи были оборудованы «пунктами коллективного доступа», где каждый желающий может обзавестись e-mail’ом, а также получить любую доступную информацию с помощью Интернета. Сегодня некоторые из таких пунктов в районах вполне могли бы стать своеобразными бизнес-центрами. В отличие от обычных пунктов коллективного доступа такие центры укомплектованы не только компьютерами, но и другой оргтехникой, необходимой для офисной работы. Многие предприниматели, турфирмы в районах пользуются услугами таких бизнес-центров из-за удобства: распечатал текст - отправил по факсу, отснял несколько копий - сразу же их заламинировал.

«Бизнес-центр» Вольно-Надеждинского - в ряду краевых лидеров после Владивостока, Находки, Уссурийска, Артема. Укомплектован парой компьютеров, принтером, ксероксом, факсом, аппаратом для ламинирования. Компьютеры здесь заняты практически постоянно. Школьники, студенты «роются» в сети, взрослые ведут деловую переписку. С началом учебного года спрос на услуги Интернета возрастает настолько, что желающие выстраиваются в очередь.

Правда, эту идиллическую картину несколько портят банальные проблемы: не очень хороший модем, задержки с пополнением запаса расходных материалов, а самое главное - неважная связь. «В Интернет лучше заходить с утра, - утверждает Татьяна Павлова, специалист надеждинского бизнес-центра. - После обеда связь постоянно прерывается и нормальная работа практически невозможна…» Я убедилась в этом лично, когда из полутора часов усердной работы провела в сети 35 минут и так и не смогла отправить информацию своему адресату. Такое случается довольно-таки часто, и не только в Вольно-Надеждинском. Качество связи, которую районным пунктам доступа к Интернету предоставляет «Дальсвязь», вызывает много нареканий. Чем дальше находится район от административных центров края, тем сложнее его жителям «подключаться» к техническому прогрессу. Мало того, что случаются перебои в работе оргтехники - нет картриджей, нет ламината, так еще и приходится немало потрудиться, чтобы выйти в Интернет или отправить междугородный факс. Возможно, эти проблемы отпугивают серьезных клиентов. И в том, что посетители надеждинского бизнес-центра не разворачиваются и не уходят, безнадежно махнув рукой, во многом заслуга Татьяны. Ее общительный характер и оптимизм делают выход в деревенский Интернет намного приятнее. Она и подскажет, как сохранить недописанное письмо, если произошло несанкционированное разъединение, и поможет неопытному пользователю быстро зарегистрировать почтовый ящик, экономя драгоценное время, и найдет необходимую информацию.

- Поначалу я много чего хорошего людям обещала. И быстрый Интернет, и надежную связь, - делится она переживаниями. - Теперь боюсь загадывать. Но все-таки надеюсь, что Интернет на местах будет развиваться. Ведь это централизованная краевая программа, она разворачивается в рамках федеральной, а значит, постепенно мы получим все необходимое оборудование и качественную связь. Вот тогда Интернет займет достойное место на нашей почте. И оно будет действительно почетным.

СПРАВКА «В»

В Приморском крае за последние три года открыто и успешно действует 43 пункта коллективного доступа во всех городах и крупных поселках. Районная и городская почта предоставляет услуги доступа в Интернет, электронной почты, факсовых сообщений, распечатку текстов, сканирование, ламинирование документов и многое другое. Каждый месяц услугами ПКД на почте пользуются около 15 тысяч приморцев. Все большую популярность набирает услуга электронной и гибридной почты. Этот сервис предполагает отправку письма с почтового отделения по электронным сетям, и даже в самое отдаленное село, где нет компьютера, его тоже можно отправить. Оператор на конечном пункте электронной связи распечатает письмо на бумажный носитель, вложит его в конверт и доставит на дом адресату. Преимущество гибридной почты - в высокой скорости доставки информации.