Коммуналку ставят на частные рельсы
Нельзя сказать, что жители мыса Астафьева в Находке были ошарашены, обрадованы, удивлены или разгневаны. Скорее, были озадачены, увидев на дверях подъездов своих домов объявления о то, что им теперь надлежит заключить договоры на обслуживание жилья с некоей частной фирмой. Дело в том, что в Находке решили провести локальный эксперимент по переводу жилищно-коммунального хозяйства на частные рельсы.
Нельзя сказать, что жители мыса Астафьева в Находке были ошарашены, обрадованы, удивлены или разгневаны. Скорее, были озадачены, увидев на дверях подъездов своих домов объявления о то, что им теперь надлежит заключить договоры на обслуживание жилья с некоей частной фирмой. Дело в том, что в Находке решили провести локальный эксперимент по переводу жилищно-коммунального хозяйства на частные рельсы.
Вот те раз, развели руками жильцы, без меня меня женили. Но их и не спрашивали – с августа обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда Северного микрорайона и района мыса Астафьева занимается уже не муниципальное предприятие «Жилкомхоз», а ООО «Наш дом» и «Инициатива». Оба района крайние на карте города, и оба в силу своей отдаленности от центра весьма, что называется, проблемные. Как иронизируют сами жители, летом у нас красиво, а зимой – холодно. Регулярное повышение тарифов в последнее время далеко не в лучшую сторону отражалось на качестве работ и финансово-хозяйственной деятельности находкинских ЖЭУ. Администрация города решила, что при полном отсутствии конкурентной среды надежд на улучшение у них нет, а стало быть, надо приступать к демонополизации на рынке коммунальных услуг. Веление времени, одним словом. При этом техническая база остается прежней, собственность – муниципальной, работники по большей части те же. Странная какая-то революция. Словом, преобразования без всяких коренных изменений. Возможно ли это?
Главный внутренний резерв реформаторам видится в частной инициативе и прочих преимуществах, которые предоставляет законодательство негосударственным предприятиям. По мнению вице-мэра Находки Александра Алексашкина, положительного эффекта можно достичь за счет более гибкой системы налогообложения и финансовых взаимоотношений, снижения административной зависимости, а значит, и большей самостоятельности и мобильности. Появившиеся средства предполагается направлять на улучшение качества предоставляемых населению услуг. В числе других важнейших задач, считает вице-мэр, повышение имиджа работников ЖКХ в глазах квартиросъемщиков. Между заказчиком и поставщиком услуг должны установиться полное доверие и взаимная ответственность: коммунальщики качественно выполняют свою работу, а жители ее в полном объеме оплачивают, видя при этом, кому и за что конкретно приходится платить. При этом пока не идет речи о предприятиях, которые занимаются энерго- и водоснабжением, вывозом и утилизацией мусора, капитальным ремонтом.
Надо полагать, частное предприятие будет более жестко относиться к тем, кто не платит по счетам. Ведь это одна из коренных проблем нынешней коммуналки.
- Они – собственники жилья и несут ответственность за его текущее содержание. И если деньги не будут вноситься своевременно, мы не будем у них убирать и ремонтировать, - говорит директор ООО «Инициатива» Тамара Кутузова. – Могу привести такой пример: в одном подъезде дома 15 квартир, из них жильцы только двух платят за уборку. Возможно ли при таких условиях содержать уборщика лестничных клеток и дворника? Мы не можем обслуживать неплательщиков в долг. Сейчас на территории, за которую мы отвечаем, не оплачивает жилищно-коммунальные услуги почти половина населения. Нужно, чтобы люди почувствовали, что деньги, которые они платят нам, будут затрачены на благо именно этого микрорайона.
Очевидно, именно финансовый вопрос волнует тех, кто будет двигать реформу ЖКХ на «малом» уровне. Ведь ни для кого не секрет, что коммуналка бедна как церковная мышь. И дело не только в том, что жильцы не в состоянии платить в полной мере. Речь идет о том, как полученные средства распределяются.
- По федеральному законодательству к 2006 году частной должна стать вся коммунальная инфраструктура. Это поэтапный путь, - говорит депутат находкинской городской думы Алексей Макаров. Именно ему доверили представлять свои интересы в представительном органе жители мыса Астафьева. – Я думаю, что у этого локального эксперимента будут и положительные, и отрицательные результаты. Не нравится в этом процессе, что жители подопытных микрорайонов будут по-прежнему вносить деньги в единый центр платежей. Оттуда они поступают в МУП «Жилкомхоз», которое впоследствии перечисляет установленную сумму на текущее содержание жилья в ООО «Инициатива». Учитывая то, что у «Жилкомхоза» не всегда есть свободные средства, на местах будут сидеть без денег. На мой взгляд, проще сразу распределить всю сумму в центре платежей и направить их на нужды конкретного, пусть пока экспериментального района.
Плюс в том, что это будет конкретное предприятие, с которого можно будет спросить. Его руководство в своем районе знает досконально все системы и их недостатки. Укоротится также доремонтный процесс – все заявления пойдут напрямую к исполнителям, а не через диспетчерскую МУП «Жилкомхоз». А значит, все будет решаться на местах и желательно сразу. Жильцы будут знать, кому и за какую работу они платят.
Приходилось выслушивать различные мнения о том, как это будет. Мгновенных результатов, конечно, никто не ждет. Мысовские коммунальщики сейчас вовсю заняты подготовкой к зиме. К вопросу об оплате относятся настороженно. Больше всего пугает их то, что частник цену поднимет. Местные власти, затевая эксперимент, заверили, что тарифы на коммунальные услуги, утвержденные в Находке, едины для всех предприятий независимо от форм собственности. А значит, на кармане потребителя жилкомпертурбации не отразятся. Но мужики все же «сумлеваются»…
Автор: Виталий ТУЗЮК, «Владивосток»