Антикризисная программа президента

В понедельник, 13 сентября, президент России Владимир Путин, выступая на внеочередном заседании правительства, куда были приглашены представители всей властной элиты страны – от министров и руководителей подразделений собственной администрации до полпредов в федеральных округах и губернаторов краев и областей страны, сделал такие программные заявления, которые окажут воздействие на жизнь каждого из нас. В частности, президент фактически предложил назначать глав субъектов федерации и строить нижнюю палату парламента по пропорциональной системе.

15 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1622 от 15 сент. 2004

В понедельник, 13 сентября, президент России Владимир Путин, выступая на внеочередном заседании правительства, куда были приглашены представители всей властной элиты страны – от министров и руководителей подразделений собственной администрации до полпредов в федеральных округах и губернаторов краев и областей страны, сделал такие программные заявления, которые окажут воздействие на жизнь каждого из нас. В частности, президент фактически предложил назначать глав субъектов федерации и строить нижнюю палату парламента по пропорциональной системе.

К чему приведут такие изменения? Судить об этом рано. Как говорится, покажет время. Как относиться к этим инициативам? Этим вопросом и задались корреспонденты «В».

ПАРТИИ - ЭТО МИЛЛИОНОВ ПЛЕЧИ

Президент считает, что одной из основ, которая способна сцементировать наше общество, являются общенациональные партии. Во Владивостоке имеются штаб-квартиры практически всех политических партий страны. Вчера корреспонденты «В» пытались получить мнения лидеров региональных организаций.

К моменту, когда сдавался номер, партийцы «Единой России», собравшиеся на политсовет, еще не закончили совещание, к концу которого собирались выработать свое отношение к инициативам президента.

В краевом штабе ЛДПР комментариев на предмет отношения к инициативам президента России получить тоже не удалось. Все первые лица оказались в отъезде, и на телефонный звонок корреспондента «В» ответил технический персонал, который не взял на себя смелость определить позицию партии. Молчали все телефоны в офисе партии «Родина». И только  в местном представительстве Коммунистической партии Российской Федерации мы получили экспромт-комментарий второго секретаря Николая Одобеско. Он сослался на тот факт, что был занят всю ночь и утро работой и не успел детально ознакомиться с текстом высказываний.

- Вообще-то я буржуазный «ящик» (телевизор) не смотрю, просто не доверяю ему и свое мнение выскажу позднее. Я считаю, что наше общество пока не готово к таким масштабным преобразованиям в политической и общественной жизни страны. Президент... Он хотел защищать каждого жителя, а на деле что мы видим?  

Мы также получили несколько мнений из Москвы.

Сергей Дарькин, губернатор Приморского края:

- Вы знаете, что я всегда выступал за демократию и либерализацию. Но когда в стране террористы захватывают школы и стреляют детям в спины, стране необходимо объединиться. Государство обязано стать более сильным, чтобы суметь защитить своих граждан. Я думаю, что каждый житель России разделяет мнение, что борьба с террором – это наша общая и главная цель.

Александр Вешняков, председатель Центральной избирательной комиссии:

- Все ранее назначенные выборы глав регионов должны пройти в установленные сроки в соответствии с действующим законодательством.

Закон о новом порядке избрания губернаторов должен быть принят одновременно с внесением соответствующих изменений в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан и другие законы, а также одновременно с внесением изменений в закон о выборах депутатов Госдумы.

В Центризбиркоме сейчас идет подготовка поправок в избирательное законодательство, готовится проект новой редакции закона о выборах депутатов Госдумы, согласно которому вводится избрание парламентариев по модернизированной пропорциональной системе.

Сергей Сопчук, председатель Законодательного собрания Приморского края:

- Меры по повышению эффективности борьбы с терроризмом, которые озвучил накануне президент, необходимо внедрять в самые сжатые сроки во всех субъектах Российской Федерации. Географическая удаленность Приморского края от Северного Кавказа не должна давать поводов для самоуспокоения. Последний случай дезертирства с оружием военнослужащего показал, что отсутствие хорошо отработанной системы взаимодействия в чрезвычайных ситуациях между ведомствами разного уровня и органами власти на местах приводит к самым трагическим последствиям – человеческим жертвам. Особое внимание при этом нужно уделить механизмам исполнения планов и мерам ответственности за попытки сокрытия информации о возникновении потенциально опасной ситуации.

Если же говорить об инициативах, связанных с созданием единой системы исполнительной власти, то они полностью соответствуют духу административной реформы, проводимой в данный момент в России. Думаю, что логическим шагом стало бы внесение изменений в порядок избрания глав муниципальных образований. Их вполне могли бы утверждать представительные органы местного самоуправления по представлению губернатора. В таком случае система исполнительной власти была бы единой от самого первого до высшего уровня. При этом мы понимаем, что такие изменения требуют особой ответственности от решений депутатов всех уровней.

Сергей Князев, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного права Юридического института ДВГУ, председатель краевой избирательной комиссии Приморского края:

- Я бы не стал с ходу соглашаться с теми, кто утверждает, что основные позиции президентских инициатив означают нарушение тех или иных положений Конституции РФ. Да, Конституция и соответствующие законы гарантируют право на выборы. Но право народа выбирать, как и многие другие права, не безгранично и не абсолютно. И с учетом иных положений Конституции вполне допустима ситуация, когда приоритет может быть отдан другим параметрам нашей государственности. Скажем, в Конституции четко прописано, что органы исполнительной власти и федерального, и регионального уровней составляют единую систему. Но насколько едина и управляема такая система, если региональная исполнительная власть (читай губернатор),  в первую очередь, подотчетна перед избирателями?

Я допускаю, что если президентские инициативы выльются в законы, которые пройдут через обе палаты российского парламента, то дело может дойти до слушаний в Конституционном суде. И тем не менее я повторю, что не готов согласиться с тем, что президент инициирует нарушение Основного закона государства.

Допускаю и то, что эти инициативы могут получить свое развитие: ведь губернатору, чтобы иметь реально управляемую территорию, тоже было бы эффективнее назначать глав муниципальных образований, а не иметь дело с теми, кого избрали. Потому что юридических рычагов воздействия на избранных глав сегодня не существует.

И еще одна мысль. Если инициатива президента о фактическом назначении губернаторов будет реализована, то, похоже, абсолютно не нужными окажутся функции президентских полномочных представителей в федеральных округах.

Автор: Служба оперативной информации «В»