Наше дело правое, мы проиграем?

«Хороший руль левым не назовут», - гласит широко известная на Дальнем Востоке автомобильная поговорка. Привезенные из соседней Японии праворукие авто гордо именуются «правильными», а об экспортных леворульных вариантах тех же самых самурайских машин, хотя они и в моде у определенной части населения, с насмешкой говорят: «Руль из бардачка торчит».

10 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1620 от 10 сент. 2004

«Хороший руль левым не назовут», - гласит широко известная на Дальнем Востоке автомобильная поговорка. Привезенные из соседней Японии праворукие авто гордо именуются «правильными», а об экспортных леворульных вариантах тех же самых самурайских машин, хотя они и в моде у определенной части населения, с насмешкой говорят: «Руль из бардачка торчит».

Любовь дальневосточников к правому рулю и неприятие оного москвичами стали уже категориями скорее культурными, чем техническими. Они демонстрируют неизжитые трения между провинцией и столицей. На Дальнем Востоке Москву считают «черной дырой», высасывающей из окраин все соки и к тому же заставляющей отказываться от правого руля - прежде всего при помощи таможенных пошлин, беззастенчиво лоббирующих интересы производителей «Жигулей», но никак не рядового населения. В столице же напоминают о том, что регионы Дальнего Востока (за исключением разве что Чукотки) продолжают оставаться дотационными. Все это уже надоело. Однако последний год обнаружил неожиданную тенденцию: москвичи распробовали правый руль…

БИТВА ЗА МОСКВУ

Всего несколько лет назад правый руль в глазах москвичей считался чем-то non grata. Дескать, в стране с правосторонним движением водитель должен сидеть слева, а хуже правого руля - только отсутствие тормозов или зеркал заднего обзора. Подвижники, начавшие везти на запад России «аутентичный» японский автопром, имели проблемы с гаишниками. Существовала даже практика «перекидывания» руля влево. Неудивительно, что в 2001 году Илья Клебанов, работавший тогда министром науки, промышленности и технологий, обмолвился о возможном запрете эксплуатации в России машин с правым рулем (впрочем, приехав вскоре во Владивосток, министр дал задний ход и намекнул, что вместо запрета будут задействованы другие рычаги).

По всем этим причинам первые «правильные» водители в Москве нередко приветствовали друг друга миганием фар. Сейчас это уже бессмысленно - праворуких машин становится в столице, да и вообще в центральной России, все больше. Некоторое время назад япономарки таскали в Москву буквально две-три фирмы, сейчас же их количество растет как на дрожжах, а на знаменитом рынке в подмосковных Люберцах «японцев» все больше. И это при том, что совсем недавно москвичи предпочитали покупать новые отечественные автомобили, а более состоятельные - новые европейские. Что произошло?

Во-первых, меняются цены: новые творения отечественного автопрома неуклонно дорожают, теряя таким образом свое главное преимущество. По данным центральных информагентств, в июне 2001 года «десятка» стоила порядка пяти тысяч «зеленых», а к середине 2004-го подорожала чуть ли не до восьми.

Во-вторых, дело в качестве: за обозначенную сумму можно взять машину японской сборки и японского же качества - пяти-семилетнего возраста и со смешным пробегом. Правый руль в данном случае - не минус, а плюс: знатоки утверждают, что японские леворульные машины, производящиеся специально для европейского рынка, выпускаются в самой простой комплектации. Как ни абсурдно для приморцев звучит, но на таком авто может не быть кондиционера - нонсенс для в полном смысле японской современной машины. Дело в том, что в Германии, например, за этот и другие «навороты» взимается отдельный налог. Тогда как в Японии наличие в машине «кондея», гидроусилителя руля и прочих радостей даже не обсуждается.

Поэтому теперь житель запада России, которому не по карману купить новый «Мерседес» или «Ауди», задается вопросом: новая «жига» или подержанный (но не бегавший по нашим дорогам) «японец»? До сих пор практически единственным аргументом против япономарок был именно правый руль: на западе сомневались, насколько он удобен и безопасен.

УМРЕМ, НО НА «ТАЗЫ» НЕ ПЕРЕСЯДЕМ!

Критикуют правый руль только те, кто сам никогда не управлял «правильной» машиной. Приморцы либо вообще не придают значения расположению руля, либо являются активными сторонниками праворуких машин - причем именно в стране с правосторонним движением, как ни парадоксально это звучит на первый взгляд. Посетители популярного не только в Приморье Интернет-форума auto.vl.ru знают десятки аргументов в защиту правого руля. Мы приведем несколько из них, дополнив впечатлениями из личной практики.

Водитель чаще всего передвигается один. На «правильной» машине легче прижиматься к тротуару и выходить на него же, а не на проезжую часть. Инспектор ДПС по той же самой причине не обходит машину, подвергаясь риску быть сбитым, а спокойно говорит с автолюбителем с тротуара. А если, например, вы встретили знакомого или просто решили подбросить кого-то по пути - на какой машине удобнее разговаривать с пешеходом? Разъезжаться с другой машиной в узком пространстве тоже удобнее именно на праворульке.

Самое страшное столкновение - лобовое. Так как водители в последнюю секунду все-таки стремятся уйти в сторону, удар зачастую приходится в левые передние части обеих машин, из-за чего сидящий справа имеет больше шансов выжить. В случае с придорожным столбом все наоборот, но столб менее страшен, чем встречка. От последней же водитель максимально удален именно в «правильной» машине.

Пожалуй, единственный случай, когда правый руль на дороге с правосторонним движением неудобен, - это обгон длинной «фуры» на узкой трассе с выездом на встречную полосу. Но и к этому можно приноровиться, просто высовываясь на встречку немного раньше.

В результате получаем классический приморский афоризм: «Главный плюс правого руля в том, что он не левый». И это уже в крови. На жаргоне продукцию «АвтоВАЗа», да и российского автопрома в целом, полупрезрительно именуют «тазами», а ее поклонников - «тазоводами». Так вот: на «тазики» приморский автомобилист не пересядет не только по техническим, но и по ментальным причинам. В этом проявляется наш технический и экономический сепаратизм, связанный с застарелой обидой на Москву. А с сепаратизмом - и здравый смысл («Тезис о том, что автомобиль - не роскошь, взяли на вооружение только российские автопроизводители».).

Все это, конечно, можно списать на местечковый субъективизм. Но недавно на официальном сайте ГИБДД МВД России были опубликованы статистические данные о количестве и тяжести ДТП в различных российских регионах за январь-июль 2004 года. Абсолютные числа сравнивать бесполезно, однако показателен раздел «тяжесть последствий», в котором фигурирует интересный коэффициент - число погибших на сто пострадавших в ДТП. Самый «правильный» Дальневосточный федеральный округ занимает почетное второе место по наименьшей тяжести - 10,1 после рекордного 8,8 у Уральского ФО. В то же время в Центральном федеральном округе - 12,4 на сотню пострадавших, в Северо-Западном - 10,2, Южном - 13,8 и т. д. В Приморском крае этот коэффициент равен 9,8, а в Хабаровском - вообще 8,6! Куда там леворульной Москве с ее 11,2 и Московской области с 14,3!

ХУЖЕ ЯПОНЦЕВ ЛУЧШЕ НЕТ?

Итак, вся Россия пошла по следам дальневосточников и наконец начала адекватно оценивать достоинства японских машин, пусть даже и праворульных. Для нас это скорее плохо, чем хорошо: растущий спрос на трех-семилетние японки уже привел к повышению цен. Даже те, кому хватает денег только на «беганую» в России машину, это почувствовали - рынок сродни сообщающимся сосудам.

К тому же есть основания полагать, что родное правительство способно изобрести новые меры для защиты нашего рынка от самурайской экспансии - это мы уже проходили. В июле информагентства распространили новое согласованное заявление российских автопромышленников о том, что «для развития российского автомобилестроения необходимо увеличить пошлины на ввоз иномарок в Россию». В том же духе - если не запрет, то хотя бы налог на правый руль. Разумеется, чиновники говорят и о развитии производства, но… только говорят. А автоимпорт тем временем растет, как растет и доверие к азиатским (прежде всего японским и южнокорейским) маркам. Динамичная Азия стремительно отвоевывает у закосневших Европы и Америки автомобильный рынок, особенно его «массовый» сегмент (элита все равно не слезет со своих «меринов» и «бэх»). До сих пор мы говорили о секонд-хэнде, но аналогичная ситуация и на рынке новых машин. По данным на июль, лидер по продажам иномарок в России - «Тойота» вместе с «Лексусом» («европеизированный» вариант той же марки), затем идет южнокорейский гигант «Хендэ», и только на третьем месте - американский «Форд». За ними - снова южнокорейская марка «Дэу», японцы «Мицубиси» и «Ниссан», «Киа» из Южной Кореи и «Рено» из Франции. Симптоматично: в октябре 2004 года корпорация «Хендэ», выигравшая соответствующий тендер, собирается поставить первую партию из 50 автобусов для администрации президента РФ, тогда как прежде в президентском гараже обитали почти сплошь немецкие и российские авто!

В среде продвинутых приморских автомобилистов все чаще звучит свежее предложение: пора перестать спорить до хрипоты с москвичами о преимуществах японских машин перед европейскими и тем более отечественными. Напротив, нужно внушать им, что японки крайне ненадежные и сложные в обслуживании, а запчастей на них и вовсе не достать. И пусть «АвтоВАЗ» захватывает какие угодно позиции на внутреннем рынке, лишь бы не рос спрос (а с ним - цены и ввозные пошлины) на япономарки на западе России. Нас-то с вами не переубедишь…

Может быть, это и непатриотично, но едва ли разговоры о патриотизме тут уместны, тем более что родина и автопром - понятия все-таки разные. В конце концов, и в путинском гараже особого назначения наряду с седанами «ЗИЛ» и мотоциклами «Урал» числятся автомобили «Мерседес», «Шевроле», а также мотоциклы «БМВ». Где тут, спрашивается, пример для подражания? Из чувства патриотизма можно не то что на «тазики» - на телеги пересесть. Только стоит ли?

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»