Виктор Христенко: У трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» нет альтернативы
Похоже, после нескольких лет раздумий российское правительство определило, каким путем пойдет сибирская нефть на восток. На позапрошлой неделе министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на проходящем в Пекине заседании российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики сообщил, что проект «Транснефти» по прокладке трубопровода «Тайшет– Перевозная» альтернатив не имеет. Новая транспортная магистраль пропускной способностью 80 млн. тонн в год будет обеспечивать углеводородами страны Азиатско-Тихоокеанского региона и США.
Похоже, после нескольких лет раздумий российское правительство определило, каким путем пойдет сибирская нефть на восток. На позапрошлой неделе министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на проходящем в Пекине заседании российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики сообщил, что проект «Транснефти» по прокладке трубопровода «Тайшет– Перевозная» альтернатив не имеет. Новая транспортная магистраль пропускной способностью 80 млн. тонн в год будет обеспечивать углеводородами страны Азиатско-Тихоокеанского региона и США.
Кроме того, министр не исключил возможность строительства ответвления трубопровода на Китай. Еще одна важная новость – «Белый дом» поддерживает инициативу «Транснефти» вести магистраль «от участка к участку», что позволит начать экспорт российской нефти в восточном направлении не в 2010, а уже в 2006 году.
«ТРАНСНЕФТЬ» ВЫИГРАЛА СПОР
Споры о том, откуда и куда транспортировать нефть с месторождений Западной и Восточной Сибири, начались еще в 2002 году. Нефтяная компания «ЮКОС» лоббировала строительство нефтепровода от Ангарска (Иркутская область) до китайского города Дацин, а государственная трубопроводная компания «Транснефть» предлагала проложить «нефтяной коридор» от Ангарска до Находки. «ЮКОС» хотел построить трубопровод побыстрее и покороче. Длина трубы «Ангарск – Дацин» должна была составить 2400 км, а протянуть транспортную ветку частная нефтяная компания планировала чуть ли не к 2005 году. Главный недостаток плана Ходорковского – привязка российской нефти только к одному покупателю – КНР. Это бы приковало Россию к Китаю трубой, как наручниками, и позволило бы Пекину диктовать свои ценовые условия. Длина трубопровода «Транснефти» – 3800 км, и завершить его строительство предполагалось к 2010 году. Зато проект госкомпании в отличие от варианта «ЮКОСа» был гораздо надежнее, поскольку с побережья Японского моря можно транспортировать нефть всем государствам АТР, а также на западное побережье США. В итоге победила «Транснефть» – правда, из-за претензий экологов из министерства природных ресурсов параметры трубопровода существенно изменились. После экологической экспертизы МПР запретило прокладывать магистраль в пределах водосборной зоны озера Байкал, и в итоге специалистам «Транснефти» и института «Гипротрубопровод» пришлось поменять маршрут таким образом, чтобы обогнуть озеро не с южной, а с северной стороны, не затрагивая заповедные зоны. Получилось, что в новом варианте трубопровод стартует из Тайшета (находится севернее Ангарска) и не приблизится к Байкалу ближе, чем на 150 км. Трасса пройдет вдоль доселе простаивающей без дела Байкало-Амурской магистрали, а затем – вдоль Транссиба до конечной точки – бухты Перевозной в Приморском крае. В результате трубопровод не повредит экологию «священного моря», но станет существенно длиннее и дороже. Длина трассы Тайшет – Казаченское – Сковородино – Хабаровск – бухта Перевозная (другое название проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан») составляет 4130 км, и часть трубопровода (577 км) пройдет через районы вечной мерзлоты, где придется класть трубы наземным способом. «Цена вопроса» обхода Байкала оказалась высока. Ориентировочные затраты на проект «Ангарск – Находка» составляли $5 млрд., а на «Тайшет – Находка» – уже около $16 млрд. Зато благодаря тому, что нефтепровод практически на всем протяжении идет вдоль железных дорог – БАМа и Транссиба – «Транснефть» и РАО «Российские железные дороги» придумали, каким образом сократить сроки вывода сибирской нефти на рынки АТР. В первую очередь планируется ввести в эксплуатацию начальный и конечный участки трубопровода, а серединную часть пути нефть будет проделывать по железной дороге. Таким образом, уже в 2006 году бухта Перевозная примет 10 млн. тонн топлива. За 6 лет, по мере введения в строй новых участков трубы, мощность транспортной магистрали увеличится до 80 млн. тонн.
КИТАЙЦАМ НЕ СТОИТ ВОЛНОВАТЬСЯ
Проект «Транснефть» уже одобрили главы семи субъектов федерации, по территории которых пройдет «нефтяной коридор». В Сибири и на Дальнем Востоке состоялись общественные слушания, на которых разработчики презентовали проект. В конце июля «Транснефть» направила технико-экономическое обоснование строительства нефтепровода «Тайшет – Перевозная» на экологическую экспертизу в Минприроды. По прогнозу замминистра природных ресурсов Анатолия Темкина, в ближайшее время эксперты закончат работу. После этого ТЭО проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» будет передано в правительство РФ. Если кабинет министров утвердит вариант «Транснефти», то издаст постановление, разрешающее государственной трубопроводной компании начать реализацию проекта. И тогда в Иркутской области начнется прокладка первых 900 км «нефтяного Транссиба».
В «Белом доме» по отношению к проекту «Восточная Сибирь – Тихий океан» настроены очень благожелательно. Во время визита в Пекин на шестое заседание российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики российский министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил, что после завершения технической и экологической экспертиз проекта «можно будет приступать к обсуждению инвестиционного решения, форм и источников финансирования». Министр рассказал об изменениях в параметрах трубопровода: «Изменена не только трасса (она стала чуть длиннее, начинаясь в Тайшете, а не в Ангарске), но и почти в 2 раза выросла мощность трубопровода, ранее рассчитанного на 30-50 миллионов тонн». Объем прокачки нефти вырастет за счет того, что в трубопровод будут вливаться потоки нефти из Эвенкии, Иркутской области и республики Саха, в частности, с месторождений Юрубчено-Тахомской нефтегазоносной провинции, с Верхнечонского, Ярактинского, Талаканского и Чаядинского месторождений. Видимо, говоря о возросшей мощности транспортной магистрали, Виктор Христенко хотел успокоить власти Китая, которые очень волновались из-за того, что проиграли спор за трубопровод своим конкурентам из Японии (главному азиатскому лоббисту проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан»). Китай, некогда сам добывавший и продававший за рубеж углеводороды, ныне превратился во второго в мире (после США) импортера нефти. Поэтому КНР очень тревожится из-за того, что в перспективе нефть из Восточного трубопровода будет раскуплена другими странами. По прогнозам экспертов, к 2010 году потребление нефти и нефтепродуктов в АТР составит 1,5 млрд. тонн, к 2020 – около 2 млрд. при собственной добыче на уровне 457 млн. тонн. Однако Виктор Христенко не исключил возможности строительства ответвления от трубопровода на Китай (на Дальнем Востоке магистраль будет проходить вблизи от границы с КНР), хотя заметил, что обсуждать этот вопрос следует уже на этапе разработки инвестиционного решения проекта. Скорее всего это означает, что Москва хочет привлечь Пекин в качестве соинвестора строительства. Сейчас главным потенциальным источником инвестиций в Восточный трубопровод считается Япония, но и для КНР дверь не закрыта. По словам Виктора Христенко, вопросы привлечения кредитных ресурсов под строительство магистрали «будут обсуждаться с нашими японскими, китайскими и иными коллегами».
ДОРОЖЕ, НО ЭКОЛОГИЧНЕЕ
Стремление к минимизации экологического ущерба не могло не сказаться на стоимости проекта. Некоторые нефтяные эксперты недоумевали: зачем «Транснефти» беспокоиться о здоровье людей и сохранности живой природы в стране, где на экологию практически не обращают никакого внимания? Однако для компании с государственным типом мышления такой подход был неприемлем. По словам заместителя гендиректора Института по проектированию магистральных нефтепроводов «Гипротрубопровод» Владимира Суханова, технические параметры трубопровода предусматривают соблюдение всех жестких требований к обоснованию инвестиций, в том числе социально-экономических интересов акционеров, оценки риска, воздействия на окружающую среду. При сооружении трубопровода «Транснефть» применит все мировые новшества в области строительства трубопроводного транспорта нефти и самое современное оборудование, которое позволит минимизировать ущерб окружающей среде. В новом проекте разработчики учли все замечания экологов – ни в одном месте трубопровод не будет проходить по территории заказников или заповедников. Для того чтобы дикие животные смогли двигаться по привычному маршруту во время сезонной миграции, в проекте предусмотрено строительство специальных переходов. А чтобы лесную живность не пугал шум насосных станций, все оборудование будет спрятано глубоко под землю. Исключить попадание нефтепродуктов в воду помогут подводные тоннели, имеющие 5 степеней защиты: трубопровод планируется проложить не по дну, а под руслами рек. Разработана и система предохранения Восточного трубопровода от сейсмических потрясений (по словам Суханова, затраты на сейсмозащиту и привели к удорожанию проекта на 30 процентов). Нефтяная нитка будет также надежно защищена и от лесных торфяных пожаров: в проекте предусмотрена полутораметровая отсыпка трубы от пластов торфа.
Проект нового трубопровода «Транснефть» помимо очевидных экономических преимуществ продемонстрировал возможность плодотворного диалога с региональными властями и местными сообществами, а также стремление к поиску решений сложных экологических проблем, связанных со строительством и эксплуатацией крупнейшего инфраструктурного объекта.
Автор: Егор ТРУБНИКОВ, специально для «В»