SOS!

Экономист Аня и математик Артем Рожко, еще год назад не имеющие даже начальных медицинских знаний, теперь могут многое рассказать о заболеваниях печени и о ее пересадке. Жизнь заставила. Ведь месяц за месяцем, день за днем они борются за свою крошечную Дашу. Но для спасения девочки нужна буквально астрономическая сумма.

10 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1620 от 10 сент. 2004

Экономист Аня и математик Артем Рожко, еще год назад не имеющие даже начальных медицинских знаний, теперь могут многое рассказать о заболеваниях печени и о ее пересадке. Жизнь заставила. Ведь месяц за месяцем, день за днем они борются за свою крошечную Дашу. Но для спасения девочки нужна буквально астрономическая сумма.

Их семейная жизнь, как и положено, начиналась совершенно безоблачно. Веселая свадьба, обрадовавшее и их самих, и их родителей известие о беременности… Дисциплинированная Аня в первый же месяц обратилась в женскую консультацию, встала на учет, хотя не было ни малейших опасений по поводу ребенка. Все здоровы, никто не пьет, не курит. В общем, образцовая семья. Будущие бабушки и дедушки, для которых ожидание первого внука стало невероятно радостным, делали для Ани все возможное - оберегали, кормили ягодами-овощами с собственных огородов, придумывали имя для еще не родившегося ребенка. Девчушка оправдала всеобщие ожидания - при рождении медики оценили ее в восемь баллов. Из Владивостока, где малышка появилась на свет, счастливые родители привезли ее в родное Шкотово. Жизнь большой семьи закрутилась вокруг очаровательной Дашутки с черносмородиновыми глазками. Ничто не предвещало беды.

Аня говорит, что медики ей сейчас не верят - мол, нужно было сразу обратить внимание, как пожелтел ребенок. Но не вызывала девчушка тревоги, уверяет молодая мама, все было абсолютно нормально. Произошло все стремительно. Малышка проспала всю ночь, хотя до этого просыпалась каждые три часа, чтобы поесть. Утром - никакой активности, никакого аппетита. Родители не стали терять ни минуты: ребенка в охапку и во Владивосток. В детской больнице Дашу сразу отправили в реанимацию, она желтела буквально на глазах, а один глазик не открывался. Что испытали родители? Ужас, шок, отчаяние? Нет слов, чтобы описать их состояние. Ведь врачи сразу сказали - шансов минимум, в таких случаях выживает один из десяти. Неправда, их девочка должна жить! День за днем поблизости от реанимации, где в кювезе лежит крошечная доченька. День за днем с 12 до 13 часов ожидание выхода врача, который говорит лишь несколько слов: «Состояние ребенка очень тяжелое». Наконец заключение медиков - нужна операция, чтобы поставить точный диагноз. Малышку привезли в больницу 29 ноября, в день рождения ее папы, операцию сделали 8 декабря. Тогда родителям сказали: «Печень зеленая, а желчные пути похожи на нитки, через них ничто не пройдет». Ребенка им отдали через две недели со словами: «Поезжайте домой и рожайте другого». Другого? Значит, ждать, пока Дашеньки не станет? Но ведь ей лучше, она должна жить.

Они приехали домой 28 декабря со слабенькой, больной дочуркой, у которой через весь животик шел жуткий шов. А на следующий день, оставив ее на руках бабушки, вновь помчались во Владивосток, чтобы погрузиться во всемирную паутину и понять, как спасать единственную и самую любимую. Они бросали в Интернет письма наобум, кричали: «Помогите! Подскажите! Неужели правы врачи, которые говорят, что таким маленьким не делают операции, ведь даже сердце пересаживают?». Люди откликнулись, рассказали, что в мире пересадку печени детям делают, и процент выживаемости при этом высокий. Они узнали о мальчике, который уже 16 лет живет с «чужой» печенью, о девочке, которой подобную операцию сделали пять лет назад. Они ездили во Владивосток каждую неделю, часами просиживали в Интернете, узнали, что в Филадельфии и Небраске пересаживают печень от погибших доноров, но надо записаться в лист ожидания, провести в медицинском центре около полутора лет и заплатить от 250 до 500 тысяч долларов. Эта сумасшедшая сумма поначалу не произвела на молодых родителей впечатления, они поняли главное - бороться нужно и можно. В этот момент им здорово помогли сотрудники краевого департамента здравоохранения, с их помощью узнали телефон профессора Сергея Готье из Российского научного центра хирургии. Когда Аня позвонила ему, Дашеньке было уже четыре месяца. Сергей Владимирович обнадежил - операция возможна, надо найти донора, а вес девочки должен быть как минимум 7 кг.

Донор - вот еще одна проблема. Мама и папа Даши - единственные дети в своих семьях - не подходили для пересадки печени собственной дочери. Среди родных только дедушка по линии отца соответствовал необходимым требованиям. В мае девчушку обследовали в московском центре очень тщательно, от операции не отказались. Но, увы, у дедушки оказалось слишком много противопоказаний для пересадки. Профессор и его коллеги посоветовали поискать другого донора, а пока Даша должна прибавить в весе, ее следует максимально развивать. Малышка, как будто понимая трудности родителей, набрала за это время почти оптимальный для хирургического вмешательства вес - около 9 кг, она нормально развивается, хорошо стоит и пытается ходить, но это ей очень трудно - мешает большой живот, который смещает центр тяжести, от чего она теряет равновесие. Что дальше? Дальше нужно найти человека, чья печень может стать спасением. У многих из нас есть родственники, которых мы даже ни разу не видели, но кто-то из них мог бы подойти по медицинским критериям. Поэтому полетели письма на Украину, в Волгоград, в другие города. Несколько человек сейчас проходят обследование в надежде спасти незнакомую девочку, о которой они услышали впервые, но которая близка им по крови. Дай бог, если кто-то станет донором. Операцию Дашеньке сделают в счет бюджетной квоты края. Но если бы это были все необходимые траты…

Был момент, когда у Ани в кошельке оставалось не больше 50 рублей, ведь она сейчас в декретном отпуске, муж - научный сотрудник с соответствующей зарплатой, бабушки-дедушки - пенсионеры, а на лекарства и питание дочери, отказавшейся после реанимации от материнского молока, нужны немалые средства. Первая поездка в Москву к профессору Готье заставила залезть в долги. Супруги продали почти все, что могли. А сейчас вновь нужны деньги - дорога для Ани и донора, многомесячное проживание в Москве, лекарства, которые будут выписаны строго индивидуально и которые, как понятно, окажутся совсем не дешевыми. После операции всю жизнь девочка будет нуждаться в медицинских препаратах, стоимость которых доходит порой до тысячи долларов в месяц. Молодая мама говорит, что они с мужем изначально решили не быть нахлебниками, что сделают все возможное для нормальной жизни своего ребенка, будут день и ночь работать, чтобы сохранить ее здоровье. Вот только сейчас им нужно выстоять, найти где-то средства на спасение дочурки. Поэтому Аня, обратившись в несколько благотворительных организаций, в конце концов пришла в Приморское отделение Детского фонда, сотрудники которого, прекрасно понимая сложность ситуации, стали активно изыскивать средства для помощи Даше. Таким образом о ее судьбе узнали и на телевидении, и в нашей газете.

…Дашенька подпрыгивает на руках бабушки, смешно улыбается, а в глазах ее мамы стоят слезы. «Поверьте, мы делаем все, чтобы вытянуть дочку, - говорит Аня. - Мы не хотели бы огласки нашей истории, не хотели бы, чтоб люди подумали, будто мы спекулируем своей бедой, которую мы долго скрывали. Нас не бросили на произвол судьбы - пошел навстречу департамент здравоохранения, пообещало свою помощь учреждение, в котором я работаю. Я даже попала на прием к губернатору. Сергей Михайлович с большим сочувствием отнесся к нашему горю, тоже обещал помочь. Но…». Она замолкает. Как объяснить этой молодой женщине, что никто не обвинит в недобрых намерениях мать, бьющуюся за жизнь своего ребенка? Не настолько мы стали черствы и бездушны, чтобы не проникнуться чужим горем. Я просто уверена, что, несмотря на всевозможные бухгалтерские препоны, найдутся благотворители, которые смогут каким-то образом - вопреки финансовым запретам - провести по нужным статьям оплату лекарств или проживание донора в Москве.

Я уверена в доброте людской, а Аня, ее муж и все родные верят в операцию по пересадке. Они убеждены, что у Дашеньки после этого начнется новая жизнь. Никто им не дает гарантии - донор вновь может не подойти, операцию могут отменить по какой-то причине, да мало ли что может произойти. Но мама и папа маленькой девочки с мыслью об этой операции засыпают и просыпаются. Какое счастье, что Дашенька этого пока не понимает.

P. S. Все, кто хочет помочь крошечной девочке, могут звонить в Приморское отделение Детского фонда по телефону 428-493 или 428-495. Деньги можно переводить на расчетный счет 40703810605110000020 в филиале банка «Дальневосточное О. В. К.» г. Владивосток на программу «Соучастие в судьбе».

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»