Николай Петров: Я не продаюсь…

Николай Петров вышел на сцену академического театра драмы им. Горького, как и полагается, в черном строгом костюме: изящная бабочка оттенила белую рубашку. Аншлаг, цветы, аплодисменты… Губернатор Сергей Дарькин, присутствовавший на концерте, не спешил покинуть зал, получив явное удовольствие от высокой музыки.

7 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1617 от 7 сент. 2004

Николай Петров вышел на сцену академического театра драмы им. Горького, как и полагается, в черном строгом костюме: изящная бабочка оттенила белую рубашку. Аншлаг, цветы, аплодисменты… Губернатор Сергей Дарькин, присутствовавший на концерте, не спешил покинуть зал, получив явное удовольствие от высокой музыки.

В жизни Николай Арнольдович оказался вполне демократичным человеком: спортивный стиль и …довольно резкие суждения о времени и государственном устройстве. Неудивительно: Николая Петрова называют одним из самых политизированных музыкантов нашего времени. Оправдать этот факт можно только тем, что Петров всей душой болеет за то, чтобы в России вырастали новые таланты. Классика - вечная тема, востребованная в самые трудные времена. Об этом говорил Николай Петров в прогремевшем на всю Россию телевизионном поединке с продюсером Барри Алибасовым. Об этом же шла речь в эксклюзивном интервью с корр. «В»:

- Николай Арнольдович, какое сегодня в XXI веке исполнительское искусство?

- Оно гибнет. В результате отношения к нему чиновников и государственного безразличия можно сказать, что оно планомерно убивается. Исключения редки. Вот Владивосток...… Я был здесь впервые почти 30 лет назад. Говорить об этом визите не стоило бы, потому что поездка оказалась кошмарной: из 10 концертов гастрольного тура, организованного «Росконцертом», 7 прошли в кинотеатрах перед началом сеанса, в клубах, на рефрижераторах...…Я тогда дал слово себе: умирать от голода буду, но во Владивосток больше не поеду...… К счастью, все здесь сегодня изменилось. Мой молодой коллега Дима Коган, которому я доверяю, пригласил меня сюда на «Дни высокой музыки».

Повторю, участь ее - высокой музыки - незавидна. Зарплата профессора Московской консерватории составляет 1000 рублей в месяц, музыкант госоркестра получает 600-800 рублей, преподаватели школ имеют копеечные надбавки за титанический труд. Что происходит?

- Сегодня много разговоров о расслоении - и в сфере культуры, и в зрительской аудитории. Как относиться к этому?

- Это реальность, увы, драматическая. Действительно, сегодня все изменилось. Когда-то коммунисты ели черную икру тайком от общества, а сегодня можно купить футбольную команду или коллекцию яиц Фаберже, и сделать это совершенно открыто. Я не склонен идеализировать прошлое, но то, что происходит сегодня, ужасно. И института, который бы хоть немножко приструнил ситуацию, не создано. Это что касается сферы культуры, за которую все-таки отвечает государство. Если говорить о публике, то в концертные залы в большинстве своем приходят слушать музыку те же люди, которые приходили 30 лет назад. Тогда они получали 85 рублей в месяц, сегодня - 2000 рублей. И мне кажется, что основная задача - сохранить эту публику. Во что бы то ни стало. Она, к сожалению, тоже вымирает. В Большой зал консерватории ходить сегодня модно, но приходят те, кто может заплатить за билет 15-20 тысяч рублей,  при этом ничего не понимает в музыке и готов даже в этом зале слушать попсу. Попса, в свою очередь, ведет себя нагло, пытаясь захватить все - и Большой зал консерватории, и зал Чайковского. Это грустно…

- Но есть же какой-то механизм в этой ситуации!

- Для этого нужен один маленький нюанс - чтобы работал закон. Но в России это всегда было проблемой. За все последние годы я не видел ни одного закона, который был бы создан для того, чтобы облегчить жизнь людям. У нас принимается грабительский закон об автостраховании, но государство совершенно не реагирует на то, что на каждом углу продается «Майн кампф». Так вот, интересы молодых музыкантов, которые по-настоящему бы прославили Россию, абсолютно никем не учитываются…

- Но вы-то нарушили это правило?

- Я счастлив, что кому-то могу помочь. Мне уже ничего не нужно. Официально я на пенсии...… Но со своим маленьким фондом искусственно создаем иллюзию, что эти музыканты кому-то нужны. Они, конечно, появляются в России, и это не зависит ни от президентского, ни от губернаторского приказов. Это происходит само по себе. И я считаю себя обязанным помогать им. Я не тусовщик, хотя знаю многих бизнесменов. Я обращаюсь к ним с официальными письмами. Те деньги, которые мне удается доставать, передаются молодым талантливым ребятам. Особенность фонда в том, что мы не только представляем молодых музыкантов, мы ищем их. Они ведь не могут пробиться из-за глобальной коррупции на раскрученные конкурсы. Вот недавний пример: я представлял на одном из своих концертов Тамерлана Курбанова из Осетии. Он учился в Саратове, работал в Астраханском музыкальном училище концертмейстером. Это парень с незауряднейшими виртуозными данными. Мне случайно попала в руки его кассета. Я вытащил его в Москву, чтобы он принял участие в моем Кремлевском фестивале. В рамках абонемента я играю концерты в Кремле, так вот, я прибавил один концерт, который назвал «Николай Петров представляет…». Там будут играть еще два уникальных музыканта: 19-летняя скрипачка Катя Фролова, блестящая девочка, и 15-летний пианист Никита Мандаянц. Но здесь речь идет все-таки об исключении. Вернее, о случае, который представляется избранным. В остальных же случаях работает другое правило: я могу заплатить деньги, и вся Москва будет увешена плакатами с изображением моей собаки. Так же и с музыкой. За деньги прозвучит имя абсолютно никому не известного исполнителя, не имеющего никакого таланта.

- Что дальше, Николай Арнольдович?

- Вот это и вопрос... Свою жизнь я сделал. И честно. Я получил свое реноме благодаря своему собственному труду. Обо мне могут сказать что-нибудь плохое, но никто не скажет: «Николая Петрова можно купить». Я не продаюсь... Поэтому, когда мне звонят люди и просят помочь, если уж совсем безвыходное положение, я помогаю.

- Вы имеете возможность напрямую сказать о ситуации президенту. Он слышит вас?

- Я член совета по культуре при президенте... Да, я могу встать и сказать то, что я считаю нужным сказать. Но одно - быть рядом с президентом, другое - лезть, извините, ему во все места...… Реакция на то, что говорят, у него есть, это я могу сказать точно. Я был в свое время в совете по культуре при Ельцине и имею возможность сравнивать. Путин - живой, реагирующий человек. Но не преувеличивайте возможности президента. Есть окружение, оно способно замотать любое начинание.

- Николай Арнольдович, вы потомственный музыкант: дед - знаменитый бас, бабушка - пианистка. А ваша дочь тоже занимается музыкой?

- Дочка окончила Мерзляковское училище по классу фортепиано. Но музыкой она не занимается. Она ушла в бизнес. Туристический. Должен сказать, что из ее выпуска большинство в музыку не пошло. И когда меня сейчас спрашивают, стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, я отвечаю: только в том случае, если он проявляет недюжинный талант и огромное желание заниматься на инструменте. Нет другой профессии, которая была бы связана с таким количеством лет обучения и с такими горькими разочарованиями. Можно продавать картины или другое творчество, но музыканту деваться некуда, играть в переходах - невеселое занятие...

СПРАВКА "В"

ПЕТРОВ Николай Арнольдович. Родился 14 апреля 1943 г. в Москве в семье известных российских музыкантов. Дед - Петров Василий Родионович, выдающийся русский бас, на протяжении 20 лет был солистом Большого театра, где выступал вместе с Шаляпиным, Неждановой и другими великими певцами. Отец - Феркельман Арнольд Яковлевич, пианист.

В репертуаре Петрова около 50 сольных программ и 55 концертов с оркестром.

Николай Петров - народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Профессор Московской консерватории Н. А. Петров является президентом Академии российского искусства, президентом Российского общества по смежным правам, вице-президентом творческой ассоциации «Мир культуры», председателем секции по музыкальному наследию совета культуры при президенте РФ, членом комитета по Государственным премиям России. В октябре 1998 г. Николай Петров основал и возглавил Международный  благотворительный фонд Николая Петрова.

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»