Неизбежность цивилизации
По прогнозу экспертов, в нынешнем году в России будет добыто 432 млн. тонн нефти, из них 242 млн. тонн будет поставлено на экспорт. И уже сейчас наша страна вышла в мировые лидеры по добыче нефти. Больше того, импортеры просят только увеличивать поставки наших углеводородов, потому что нестабильные политические условия на Ближнем Востоке внушают им серьезные опасения. Казалось бы, то обстоятельство, что мировые цены на нефть вот-вот перескочат отметку 50 долларов за баррель, позволяет рассчитывать, что российская экономика сможет добиться поставленной цели удвоения роста ВВП. Однако даже в нынешней благоприятно складывающейся для нашей страны ситуации на мировом рынке у России существуют проблемы в том, как использовать ее с максимальной выгодой.
По прогнозу экспертов, в нынешнем году в России будет добыто 432 млн. тонн нефти, из них 242 млн. тонн будет поставлено на экспорт. И уже сейчас наша страна вышла в мировые лидеры по добыче нефти. Больше того, импортеры просят только увеличивать поставки наших углеводородов, потому что нестабильные политические условия на Ближнем Востоке внушают им серьезные опасения. Казалось бы, то обстоятельство, что мировые цены на нефть вот-вот перескочат отметку 50 долларов за баррель, позволяет рассчитывать, что российская экономика сможет добиться поставленной цели удвоения роста ВВП. Однако даже в нынешней благоприятно складывающейся для нашей страны ситуации на мировом рынке у России существуют проблемы в том, как использовать ее с максимальной выгодой.
Дело в том, что мы можем увеличивать объемы добываемой нефти, но для доставки ее импортерам у нас не хватает транспортных мощностей.
Поэтому перед Россией сейчас стоит одна из важнейших проблем - строительство новых экспортных трубопроводов. В настоящее время государственная компания «Транснефть» готовится к реализации проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан для транспортировки российских углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Транснефть» имеет богатый опыт строительства и эксплуатации магистральных нефтепроводов. Недавно компания получила международный сертификат соответствия международному экологическому стандарту ИСО-14001.
Нефтепровод пройдет по маршруту Тайшет - Казачинское - Сковородино - Хабаровск до бухты Перевозной. Мощность этой транспортной системы составит 80 млн. тонн нефти в год. А состав сооружений включает в себя нефтепровод диаметром 1220 мм и протяженностью 4200 км, 44 нефтеперекачивающие станции, терминал в бухте Перевозной с причалами и береговыми сооружениями и резервуарные парки общей емкостью 4,3 млн. кубометров. Планируется, что 814,4 км нефтетранспортной системы будет проложено по территории Иркутской области, 554,8 км - по Бурятии, 301,9 км - по Читинской области, 1405,8 км - по Амурской области, 319,1 - по Еврейской автономной области, 245,9 км - по Хабаровскому краю и 546,1 км - по Приморскому краю.
Недавно в согласовании проекта завершился очередной этап - закрылись приемные общественных слушаний, теперь все замечания местных экспертов будет рассматривать правительственная комиссия. Но уже сейчас очевидно, что многие претензии экологов, которые сетуют на то, что «предполагаемая трасса будет проходить в экстремально сложных природных условиях и ее строительство и эксплуатация окажут большое влияние на жизнь людей», не вполне корректны.
Во-первых, добыча нефти, как правило, всегда ведется в сложных природных условиях, во всяком случае, в нашей стране месторождения находятся далеко не в самых благоприятных с точки зрения географического и климатического положения регионах. Очевидно, что и транспортировка сырья осуществляется в этих «сложных условиях». Ну а что касается влияния на жизнь людей добычи и последующей транспортировки углеводородов, то жители нефтеносных провинций России могут рассказать много поучительного о надежных заработках и налаженной социальной сфере в этих регионах.
Так, общественные слушания, например, в Еврейской автономной области, позволили прийти к выводу, что строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан прежде всего позволит создать новые рабочие места и улучшит экономическую ситуацию в регионе. При этом для подстраховки от экологических проблем авторам проекта предложено только обеспечить дополнительную защиту труб от возможных глубинных торфяных пожаров. А в целом экологи одобрили и поддержали проект.
Обоснования инвестиций свидетельствуют, что проект отвечает всем существующим в российском и международном природоохранном законодательстве требованиям экологической безопасности. В нем учтены источники образования отходов во время строительства и эксплуатации объекта, их объемы и порядок обращения с ними. Кроме того, предусмотрен эффективный комплекс природоохранных мероприятий, которые позволят исключить или максимально снизить воздействие на окружающую среду.
Кроме того, экономическая составляющая строительства нефтетранспортной системы в одном только Приморском крае способна обеспечить ощутимые поступления в региональный бюджет. Для края, не первый год испытывающего серьезные проблемы с обеспечением электроэнергией жилья, объектов социальной и промышленной инфраструктуры, реализация этого проекта может стать реальным способом преодоления финансового кризиса.
В конце концов в современном мире любая промышленная деятельность человека оказывает то или иное воздействие на окружающую среду. Но из-за этого человечество не отказывается от строительства, освоения космоса и развития новых технологий. Просто государство создает комплекс законов, нормативов и правил, соблюдение которых промышленниками, строителями, транспортниками и нефтяниками позволяет безопасно сосуществовать на едином российском природном пространстве всем жителям страны. Иначе как рассчитывать на экономический рост государства и процветание его граждан? Ведь меньше всего на окружающую среду воздействовал пещерный человек.
Автор: Егор ТРУБНИКОВ, специально для «В»