«Тойота» по-русски. То есть никак
С начала августа в российских СМИ стала активно распространяться информация о возможном производстве в России самых популярных моделей компании «Тойота».
С начала августа в российских СМИ стала активно распространяться информация о возможном производстве в России самых популярных моделей компании «Тойота».
- «Королла» и «Камри». Причем «первоисточником» этой информации стало не руководство японского автогиганта или правительство России, а японская газета Nihon Keizai Shimbun. Именно в ней появилась статья о скором
и неизбежном строительстве в России завода «Тойота». Точнее, не завода, а сразу нескольких заводов. Кроме того, японское издание даже сообщило предполагаемый объем производства (15000 машин ежегодно) и сумму инвестиций (10 миллиардов иен, или около 90 миллионов долларов).
Как ни странно, но представители ряда российских автозаводов не только поверили в эту информацию, но и стали намекать, что именно с ними «Тойота Мотор» и собирается сотрудничать. Однако у нас есть серьезные сомнения в правдивости этих слов.
Во-первых, Nihon Keizai сообщала, что «Тойота» собирается открывать в России не совместное предприятие, а завод со 100-процентным японским капиталом. А значит, никакое «сотрудничество» с отечественными автозаводами японцам не нужно.
Во-вторых, смущает слишком маленький заявленный объем производства. Ведь уже в этом году выше названных «короллок» и «камрюх» будет продано в России не менее 20000. А в следующем, учитывая сегодняшние темпы роста, как минимум 30000. Возникает закономерный вопрос, какой смысл выпускать в России 15000 машин, если потребность рынка будет в 2-3 раза больше?
В-третьих, ни одна иностранная компания никогда не начинала завоевание рынка другой страны со строительства сразу нескольких маленьких заводов. Гораздо дешевле и экономически выгодней построит один, но большой. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как японцы покоряли Америку или покоряют сейчас Китай.
Не стоит также забывать, что в декабре прошлого года тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов уже обсуждал с главой японской компании Хироси Окуда перспективы производства «Тойот» в России. Однако судя по тому, как дипломатично Касьянов прокомментировал итоги переговоров («У меня сложилось МНЕНИЕ, что намерения японской стороны очень серьезны и сдвинулись в позитивную сторону»), руководство «Тойоты» ничего конкретного России не пообещало. Иначе премьер ссылался бы не на свое мнение, а на что-то более существенное: на подписанный «протокол о намерениях», например, или хотя бы на слова главы японской фирмы.
Что касается посещения господином Хироси Окуда Нижнего Новгорода, то, по словам Сергея Кириенко, никакого отношения к производству на «ГАЗе» новых «Тойот» этот визит не имел. «Я действительно встречался с руководителем компании «Тойота», - сказал представитель президента России. - Но это были не переговоры, а встреча. Он приезжал ко мне в гости. Я в конце августа прошлого года был по его приглашению в компании «Тойота» в Японии. Теперь он прибыл с ответным визитом. Правильнее было бы сказать: в гости к нам. Это частный визит...»
Кстати, российское представительство компании «Тойота Мотор» не только не подтвердило информацию о строительстве в России сборочного завода, но и выступило на прошлой неделе с ее опровержением. Мол, теоретически, в отдаленной перспективе, такой завод у нас может появиться. Но никаких конкретных решений на этот счет еще не принято.
И, наконец, самое интересное. В апреле 2003 года все та же газета Nihon Keizai уже удивляла своих читателей сенсационной новостью о скором выпуске в России автомобилей «Тойота». Правда, тогда основным объектом производства значилась не «короллка» или «Камри», а внедорожник «Лендкруизер-100». Надеюсь, не стоит говорить, что информация, полученная журналистом газеты от анонимного представителя компании «Тойота Мотор», оказалась, мягко говоря, недостоверной. А если быть откровеннее, просто газетной уткой. И августовская статья, судя по всему, не исключение...
Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»