Новые челюскинцы, или Тайна полярной бездны

На днях завершилась уникальная международная экспедиция в полярные широты к месту гибели в 1934 году советского парохода «Челюскин» (Чукотское море, 155 миль от мыса Северного и 144 миль от мыса Уэлен). В ней приняли участие и наши земляки: ученые Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН, приморский сенатор Олег Кожемяко.

3 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1616 от 3 сент. 2004

На днях завершилась уникальная международная экспедиция в полярные широты к месту гибели в 1934 году советского парохода «Челюскин» (Чукотское море, 155 миль от мыса Северного и 144 миль от мыса Уэлен). В ней приняли участие и наши земляки: ученые Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН, приморский сенатор Олег Кожемяко.

Исследователи ставили перед собой цель - обнаружить следы легендарного парохода, лежащего на глубине пятидесяти метров, на котором мужественные покорители Севера 70 лет назад совершили свое историческое путешествие к тайнам белого безмолвия. Вторая задача - в очередной раз испытать на прочность глубоководный аппарат «Телеуправляемый морской лев», детище дальневосточных ученых, а также впервые в условиях нашей Арктики освоить суперсовременное водолазное снаряжение - аппарат замкнутого цикла. В-третьих, участники экстремального погружения подобным образом решили отдать дань памяти и уважения первопроходцам, славной истории Отечества, героическому прошлому исследования полярных широт.

ФЛИБУСТЬЕРЫ ИЛИ ПЕРВОПРОХОДЦЫ?

Итак,15 августа «десант» из 20 с лишним человек высадился в аэропорту Анадыря - административного центра Чукотки. Члены экспедиции в красных форменных куртках собственноручно перетаскали на борт прибывшего теплохода «Академик Лаврентьев» не одну тонну научного снаряжения. Грузили в шторм - под дождем, ветром и в жуткую качку.

Что стало с «Челюскиным»? Можно ли узнать его посмертную судьбу, подобно тому, как узнали судьбу затонувшего «Титаника»? Не исключено также, что «Челюскин» хранит тайну, которую тщательно скрывала от нас официальная пропаганда того времени…

Научная экспедиция в Чукотское море была организована в год 70-летия челюскинской эпопеи. О ее масштабах говорит список участников, организаторов и спонсоров. Кто они, новые челюскинцы? Организаторы - администрация Чукотского округа, Совет Федерации РФ, Русский подводный музей, Агентство научных туров, Академия наук России и ее Дальневосточное отделение, Музей Арктики и Антарктики Санкт-Петербурга, Российская международная академия туризма, Главный штаб ВМФ, компания «Домодедовские авиалинии», фирмы Panasonic и BASK. В экспедиции приняли участие профессиональные российские и зарубежные водолазы, ученые, историки, журналисты и просто патриоты: Олег Кожемяко, член СФ; Алексей Борейко, инженер ДВО, техник «ТСЛ» РАН; Юрий Ваулин, инженер ДВ РАН, видеооператор ТСЛ; Карл Роберт Янсон Вестберг, водолаз, археолог, видеопродюсер, Швеция; Ян Холм Йоргенсен, видеооператор, Дания; Киде Эммануэль, Франция, компания «Эрнст и Янг»; Томас Ларсен, Дания, водолаз; Жан Анри Мари де Риде де Вольпильер, водолаз, Франция; Дидье Руссо, Франция, компания «Электросита Женераль»; Юрий Сальников, режиссер фильма о «Челюскине» 1974 года «Челюскинская эпопея»; Александр Щербатюк, научный сотрудник, ДВО РАН, шеф бригады ТСЛ; Кристер Ян Эвферстроем, Швеция, водолаз, археолог, видеооператор. Всех привлекла тайна «Челюскина» и возможность напомнить стране о величии его подвига.

Главные «зачинщики» «Челюскина-70» - директор Русского подводного музея профессиональный водолаз Алексей Михайлов и профессор кафедры научно-экспедиционного туризма Российской международной академии туризма Иосиф Рабинович - два года подряд не вылезали из архивов и музеев страны, штудировали литературу, опрашивали детей челюскинцев, историков, военных. К моменту старта мероприятия одних лишь точек предполагаемого места затопления парохода из разных архивов накопали аж семь!

ЧЕЛЮСКИНЦЫ-ДОРОГИНЦЫ…

13 февраля 1934 года в Чукотском море разыгралась трагедия, о которой теперь написано во всех учебниках истории. Затонул затертый льдами пароход «Челюскин». Гигантских размеров льдины вспороли судно, как рыбу - повреждение в левом боку оказалось таких размеров, что спасти его не было никакой возможности. Двух часов хватило, чтобы огромный корабль ушел на дно. За это время люди успели вынести с «Челюскина» все, что нужно было для жизни на льду - теплые вещи, продукты, шлюпки, большую часть оборудования, радиопередатчик.

Дальше: стойкость, проявленная в условиях полярной зимы обитателями импровизированного лагеря, героизм летчиков-спасателей, приземлявшихся на аэродромы-льдины, трепетное внимание всей страны к попавшей в беду экспедиции и триумфальное вхождение в историю недавних узников льда и их освободителей. Детский поэт Агния Барто даже посвятила мужеству героев во главе с известным исследователем Севера Отто Юрьевичем Шмидтом прелестное стихотворение с начальными строчками «Челюскинцы - дорогинцы». Ведь не только Страна Советов,  мир следил за трагедией в Чукотском море.

ТОЛЬКО МИГ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ…

План экспедиции-2004 был следующим. Место гибели «Челюскина» планировали определить при помощи аппаратуры теплохода «Академик Лаврентьев» - сонара, позволяющего фиксировать неровности дна, а значит, и все лежащие там крупные предметы. Затем под воду должны были спустить аппарат TSL (Teleoperated Sea Lion) - «Телеуправляемый морской лев», как его называют создатели из Дальневосточного отделения РАН.

Наш «лев» - это усеченный корпус торпеды, начиненный приборами различного назначения: локатором для определения расстояния до подводного объекта, срабатывающим примерно за 30 метров, видеокамерой, датчиками глубины, температуры и прочих параметров водной среды. Аппарат уникален: лабораторий, разрабатывающих подобную технику, в мире не больше пяти. С помощью «льва» в Карибском море была обследована затонувшая подводная лодка, лежащая на глубине трех с половиной километров.

После определения места затонувшего «Челюскина» сонаром «торпеда» должна была спуститься в море, детально обследовать дно и из глубины показать, что же там ждет водолазов. В идеальном варианте - показать останки «Челюскина».

…19 августа, середина дня. Идущий на полной скорости «Лаврентьев» вдруг резко сбавляет ход. В первой точке, соответствующей известным координатам, сонар явно зашкаливает за прямую линию. Это значит, на дне что-то есть. Все в нетерпении. «Торпеду» готовят к спуску - опутывают тросами, цепляют к подъемному крану. Двое операторов отправляются вслед за ней на шлюпке, чтобы правильно сориентировать ее в подводном пространстве. Вручную, на веревке, как послушную собачку, выводят ее в нужный квадрат. Все приготовления занимают около получаса. Оптоволоконный кабель от «торпеды» протянули к телевизору в кают-компании.

На экране - зеленая вода, пузыри. «Лев» стремительно летит на дно. Счетчик погружения отсчитывает метры. Пятьдесят! Что же там? Аппарат уже двигается параллельно дну над илом, снимая камерой глубины моря. Редкие морские звезды, одинокие крабы, иногда мелькнет мелкая рыбешка. Холодно, градуса три-четыре, жизнь замерла. Качество изображения столь высоко, что нет никаких сомнений: если бы «Челюскин» лежал в этом месте, мы бы увидели его на экране!

...Ни первое, ни второе, ни последующие погружения «льва» не дают никаких результатов. Поиски не прекращаются ни днем, ни ночью. Начальник экспедиции Алексей Михайлов, капитан теплохода Валерий Никифоров, старпом по науке Валерий Янковский, сенатор Олег Кожемяко по двое дежурят то в капитанской рубке, то у сонара, коллективно принимая решения искать «Челюскин» даже тогда, когда прибор подает еле различаемые сигналы. Лишь только рассветает, в очередной раз спускаем под воду «льва», и снова бросаемся к экрану телевизора. И опять крабы, звезды, рыбешки...

В середине вторых суток сонар дает отчетливый сигнал: резко скакнула вверх прямая линия, отражающая поверхность дна. «Лев-торпеда», к радости не смыкавших глаз исследователей, показывает огромный бугор на дне моря. Михайлов принимает решение спускаться под воду…

Первыми идут датчане, большие мастера по части погружения в холодную воду и обладатели первоклассных аппаратов для дыхания под водой - так называемого закрытого цикла. Это когда выдыхаемый углекислый газ проходит через специальный порошок - абсорбент, поглощающий вредные продукты дыхания, после чего воздушная смесь повторно участвует в процессе дыхания. В полном облачении вес каждого водолаза увеличивается вдвое. Кажется, что с такой тяжестью невозможно будет всплыть на поверхность! Да и костюмчики не по сезону - в данной экспедиции решено было опробовать метод погружения в ледяную воду в легких, не обогреваемых водолазных скафандрах. Но все идет по плану. Через полчаса похожие на космонавтов в своих черных скафандрах датские водолазы поднимаются на поверхность. Все прошло благополучно, если не считать того, что никакого твердого грунта внизу нет.

Вторая пара смельчаков - Алексей Михайлов и сенатор Олег Кожемяко. Вниз всегда уходят вдвоем - на случай непредвиденных обстоятельств. По правилам погружения на такую большую глубину дайверы должны находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, в пределах видимости, чтобы срочно оказать помощь, если потребуется. Трап подрагивает под тяжестью снаряжения, спуск к воде замедлен. Но вот и эти двое скрываются под водой…

Темнеет. Сумерки сгущаются так быстро, что ожидающие на корме уже нечетко видят друг друга. Что же можно разглядеть там, в глубине, где, наверное, даже мощный дайверский фонарь не пробьет толщу воды?

Продолжать поиски больше не имело никакого смысла: все семь известных руководству экспедиции точек-координат были обследованы не по одному разу, «проработанная» площадь, кажется, в несколько раз превышала ту, которая охватывала все вместе взятые предполагаемые места гибели «Челюскина».

ЕСТЬ ГЕРОИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ!

Алексей Михайлов собрал всех участников экспедиции и подвел итоги:

- У нас на вооружении несколько гипотез. Во-первых, стоявший на дне пароход мог развалиться на куски, когда тонул. В таком случае он скорее всего превратился в груду железа, которая, возможно, и дает стойкую реакцию сонара, а визуально определяется как возвышение над дном. Но идентифицировать объект сейчас нам не позволяет слой ила, толщину которого мы определить не можем. Ступать на поверхность дна ногами - это опасно для водолазов. Во-вторых, мы не исключаем, что деревянные постройки того времени, которые составляли верхнюю часть парохода, могли сгнить, а нижняя металлическая часть корпуса высотой 11 метров скрылась под толщей ила целиком. Ну и, кроме того, координаты «Челюскина» могли быть неточными изначально, когда их определяли в 1934 году покидающие тонущий пароход члены команды. Это предположение основано на том, что мы побывали во всех возможных местах его гибели.

К положительному итогу экспедиции Михайлов относит отработку методики погружения в холодную воду в легководолазном снаряжении. В нашей стране это первый опыт с использованием аппарата замкнутого цикла в условиях Арктики.

До следующего лета руководству экспедиции есть чем заняться: теперь ясно, что для нового Арктического похода необходимо получить материалы по гидрогеологии данного района моря, чтобы иметь точную картину строения дна. Если «Челюскин» действительно лежит под илом в целости, поднимать его все равно никто не станет. Но дотронуться рукой водолаза до него, а остальным увидеть на телеэкране - вполне вероятно…

P. S. Завершившаяся экспедиция активно обсуждается как в отечественных, так и в зарубежных СМИ, высказываются диаметрально противоположные оценки ее результатов. И это естественно - каждый имеет право на свое собственное мнение. Сегодня мы представили взгляд непосредственных участников экспедиции.

Автор: Ольга ЮСОВА, специально для «В»