Особая магия кино

Поздний июльский вечер в Сочи - теплый, с ласковым, едва заметным ветерком. Открытый летний кинотеатр. Крутят «Иван Васильевич меняет профессию». Курортники, пришедшие культурно провести досуг, то и дело взрываются смехом - на экране искрометный Куравлев, яркий Этуш, великолепная Крачковская…

3 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1616 от 3 сент. 2004

Поздний июльский вечер в Сочи - теплый, с ласковым, едва заметным ветерком. Открытый летний кинотеатр. Крутят «Иван Васильевич меняет профессию». Курортники, пришедшие культурно провести досуг, то и дело взрываются смехом - на экране искрометный Куравлев, яркий Этуш, великолепная Крачковская…

И вряд ли кто-то из зрителей обратил внимание на шестилетнего мальчишку, замершего в восторге. Мама впервые взяла его в кино! На взрослый сеанс! На взрослый фильм! Игорь Заболотный, генеральный директор ОАО «Дальсвязь», запомнил свой первый киносеанс на всю жизнь. И с тех пор остался влюбленным в этот мир - мир сладких грез, сильных страстей, глубоких чувств. И хотя в кинотеатре он бывает крайне редко («Все-таки я человек телевизионной эпохи», - улыбается он), каждый месяц  домашняя видеотека пополняется на 20-30 фильмов.

Кино проникло в него, как воздух в легкие, стало необходимой частью жизни. И никто, наверное, не удивится тому факту, что ОАО «Дальсвязь» стало официальной и надежной связью второго владивостокского кинофестиваля «Меридианы Тихого».

ВОЗРАСТ ЕВРОПЕЙСКОГО КИНО

- В школьные годы, Игорь Викторович, что чаще всего смотрели?

- Как и все дети. Комедии. Югославские фильмы с Гойко Митичем - лучшим индейцем советской эпохи. «Фантомас», «Неуловимые мстители» - ничто из этого мимо меня не прошло.

- Вам везет, вы не ходите в кино и не слышите хруст попкорна, комментарии зрителей с мест, звонки мобильных телефонов…

- Мне об этом рассказывали. Трудно даже представить. Я по-другому воспитан, видимо…

- Как вам кажется, в чем причина такого бескультурья в кинозалах?

- Может быть, те, кому сегодня по 20 лет, просто не ходили в детстве в кино с родителями? Ведь 10 лет назад системы проката просто не существовало. И им не удалось понять, прочувствовать, научиться культуре поведения в общественных местах…

- Может ли бизнес участвовать в поднятии культурного уровня обывателя? И как?

- Пример. Бизнес, которым занимается ОАО «Дальсвязь», максимально приближен к каждому жителю Приморского края. И если мы поднимем культуру обслуживания, поставим ее на уровень общемировых стандартов, тем самым уже внесем свою лепту в большое дело.

- Когда вы смотрите фильм, Игорь Викторович, вы что в первую очередь видите? Актерскую работу, режиссерскую, операторскую?

- Это профессиональный подход, а я просто зритель. От фильма остается общее ощущение, некая эмоция… В этом, собственно, и цель любого фильма - создать ощущение, разве нет?

- По какому принципу вы выбираете фильмы? Какому кинематографу отдаете предпочтение - российскому? Голливуду?

- Сейчас, видимо, у меня возраст такой, что хочется смотреть европейское кино, в частности, современное французское. Если говорить о российском кино, посмотрел с большим удовольствием «Прогулку» Алексея Учителя. Смотрел несколько раз. Очень приятное осталось ощущение. Все наверняка посмотрели «Ночной дозор»! И я (улыбается). «72 метра» - очень глубокий фильм. Великолепные актерские работы!

- Когда подходите к полке с DVD в магазине, с чего начинаете отбор фильмов?

- С вопроса продавцу: какие есть новинки?

- Когда последний раз покупали кино?

- Позавчера.

- Успели что-то посмотреть?

- Да, «Штрафбат», например.

- Об этом фильме ходят разные мнения. Многие из посмотревших говорят, что он тяжелый, мрачный…

- Мне так не показалось. По-моему, создатели фильма стремились к тому, чтобы ощущение зрителей совпадало с ощущениями свидетелей событий - тех, кто жил в ту эпоху. Не могу судить об историзме этой ленты, но вряд ли создатели далеко ушли от истины.

- Кстати, об историзме. Не раздражает ли вас, когда  ленты, претендующие на звание «эпических», противоречат элементарным фактам истории? Как «Троя», например? Или вы умеете, как в данном случае советуют критики, абстрагироваться от первоисточника?

- Я не могу абстрагироваться от первоисточника, когда столько вопиющей глупости в фильме. Вы знаете, где расположена настоящая Троя? На территории современной Турции. Когда искусство пренебрегает фактами истории, возникает не очень приятное чувство. Так что голливудская «Троя» - это сказка… Не более.

- Как вам кажется, насколько современное кино близко к реальной жизни? Советские фильмы не раз упрекали в лакировке действительности…

- Зато потом в кино была эпоха чернухи так называемой, когда все - и режиссер, и сценарист, и оператор - смотрели на мир сквозь серую призму. Он прошел, слава богу. И то, что снимается сейчас, на мой взгляд, полностью адекватно действительности.

Яркий финал первого фестиваля- Вас не смущает, что российское кино сегодня - или из жизни богатых, или про бомжей?

- Спрос рождает предложение - это закон. Кино - на 90 процентов коммерческий продукт. Смотреть же нужно оставшиеся 10 процентов. Они наиболее адекватно отражают текущую жизнь.

- Какой герой вам интересен в кино?

- Обычно человек хочет видеть в кино героя, похожего на себя. Но кино - это немножко сказка, легенда, так что героя слегка упрощают…

ХРАНИТЕ ДОМА ФИЛЬМЫ ПАРАДЖАНОВА

- Не смущает ли вас ярко выраженное противопоставление добра и зла в кино?

- Это свойственно Голливуду. Хорошие парни всегда побеждают плохих. Везде. Кроме выпусков новостей…

- Говорят, что в этом дидактическая функция кино - внушать человеку веру в лучшее, в торжество добра…

- Кино как элемент пропаганды, образования… Есть соответствующие ведомства, которые периодически помогают появиться на свет фильмам патриотическим, воспитательным. Я этому рад. Последнее время ведь катастрофически мало снимается военного кино, например. Но у каждого фильма есть своя категория зрителей. Есть массовое кино, есть элитное. Конечно, до суперэлитных фильмов добираются единицы зрителей. В большие залы оно не приходит. Возможно, в этом преимущество DVD.

- Но не у всех оно есть…

- А на этот случай и существуют кинофестивали.

- Когда вы рассматривали вопрос о поддержке кинофестиваля, были ли сомнения по этому поводу?

- Никаких сомнений. Я считаю правильным поддерживать любое культурное событие в Приморье, особенно международного масштаба. Мы ведь не сухари конторские, не канцелярские крысы, как часто думают о бизнесменах. Помощь Pacific Meridian принесет ОАО «Дальсвязь» моральные дивиденды в первую очередь. Мы предоставляем кинофестивалю те технические возможности, которые предлагаем и всем абонентам ОАО «Дальсвязь»: доступ в Интернет, междугородную и международную связь.

Кинофестиваль - не только и не столько неделя просмотра фильмов. Имиджевое мероприятие, главный его итог - долгое эхо. Это значит, организаторам и тем компаниям, которые поддержали фестиваль, их работа удалась. Такого долгого эха я бы хотел пожелать второму владивостокскому фестивалю «Меридианы Тихого».

- Чего лично вы ждете от кинофестиваля?

- Есть актер, которого я уважаю, с которым я хотел бы встретиться и поговорить. Сергей Юрский. Он - явление искусства, знаковая фигура.

- Вы имеете представление об азиатском кино?

- Практически нет. Единственная фамилия, которую знают все - Куросава. Но я знаю очень мало людей, которые бы досмотрели его фильмы до конца, к сожалению. Это особый род искусства, авторская, штучная работа.

- Вы посмотрели программу кинофестиваля?

- Да, и с удовольствием сходил бы на все! Но - времени не хватает. Думаю, что пойду на фильм, открывающий кинофестиваль, и постараюсь не пропустить «11 сентября».

- А ретроспективы вам интересны?

- Фильмы Сергея Параджанова - фильмы настроения. Заставить себя смотреть их невозможно. Поэтому фильмы Параджанова должны быть в домашней видеотеке - чтобы в нужный момент, в нужном настрое включить его…

- Параджанову никакие спецэффекты нужны не были. А современное кино часто делает ставку именно на них. Нет ли здесь опасности? Не убьют ли компьютерная графика, объемный звук, домашние кинотеатры кино как искусство?

- Нет. Просто придадут ему новое звучание, новые возможности. Тот же «Гладиатор» сделан на 80 процентов на компьютере. Заметили вы это во время просмотра? Нет. А в «Догвилле» спецэффектов нет вообще. И это ни капельки не мешает просмотру. Кино делают люди для людей. И должна быть в нем изюминка, особая магия, которая поделку превращает в уникум.

- И что же это?

- Талант.