Зачем на корабле мужчина?
Единственный женский экипаж примет участие в чемпионате России по парусному спорту, который стартует сегодня во Владивостоке.
Единственный женский экипаж примет участие в чемпионате России по парусному спорту, который стартует сегодня во Владивостоке.
Красавица «Ария» - яхта класса «Конрад 25» - отполирована до зеркального блеска, можно подойти, увидеть свое отражение и попудрить носик.
Капитан Катя придирчиво оценивает: девчонки, надо бы еще пошлифовать! А потом – на воду. Идут последние тренировки перед стартом.
Среди опытных, сильных, заветренных всеми ветрами мира экипажей яхт этот – не самый маститый, но зато бесспорно самый грациозный и очаровательный.
Пять девочек, которые завтра вступят в самую настоящую, нешуточную борьбу на равных с мужчинами: впереди у них, как и у всех участников чемпионата, 400 миль гонок.
И весь список прилагающихся прелестей: сопротивление паруса, волна, ветра, шторма и солнце…
Они команда и просто подруги: Катя Кутовая, Даша Давыдова, Тоня Михайлова, Надя Голик и Света Николаева. Все - воспитанницы владивостокского яхт-клуба «Семь футов». На их счету - немало побед: первое место на последней регате в Находке, четвертое место на Кубке Невельского в прошлом году. Правда, на прошлом чемпионате России результат не очень, но какие наши годы?
Катерина, как и положено капитану, самая опытная в парусном спорте. 20-летняя кандидат в мастера спорта, студентка факультета психологии ДВГУ, строгая, собранная, «всех построит». Пришла в яхт-клуб (тогда еще ДВО РАН) в 8 лет, да так и осталась. Потренировавшись в детской секции на яхтах разного класса, легко «делала» на гонках мальчиков. За что и получила под свое руководство нынешнюю крейсерскую яхту и экипаж.
Антонине Михайловой 19 лет, она студентка педиатрического факультета ВГМУ, будущий детский врач. И, можно сказать, потомственный яхтсмен: в клуб привел папа, опытный спортсмен, неоднократный победитель разного ранга гонок.
А вот Дарье Давыдовой только 15, она самая юная в экипаже, учится в десятом классе владивостокской школы № 14. Три года назад пришла в клуб, и тоже с папой - прокатиться с друзьями на яхте, а на следующий день уже была в детско-юношеской спортивной школе клуба «Семь футов». К слову, сюда действительно может прийти каждый желающий (плата вполне приемлемая). И в лексиконе новичка появятся эти замечательные словечки - яхта класса «Оптимист», а потом - «Кадет», потом «Конрад», и дальше - все серьезнее. Расскажут, научат… Вот только не у всех хватает настырности…
А Даша с нежностью говорит о тренерах и утверждает, что нет ничего на свете лучше, чем все лето быть на море, запросто управляется с парусами и терминами: «Я баковый, стою на баке, перекидываю на полных курсах спинакер. А вообще-то у нас помимо капитана каждый шкотовый, и делает все, что надо. Какие еще паруса есть? На крейсерской яхте самый большой - грот, поменьше - стаксель, еще меньше - вторая генуя, есть штормовой парус блейд и спинакер - такой большой, пузатый впереди…».
Премудрости давались нетрудно и Надежде Голик, Надя тоже студентка, только во ВГУЭС. И Светлане Николаевой (2-й курс МГУ им. Невельского)...
- Скажешь в кругу новых знакомых, что ходишь на яхте - и слышишь бурю эмоций: вау! Девочки! Одни! Как? До чего интересно! - рассказывает Надежда Голик.
Знали бы любопытствующие, чего стоит эти эффектность и красота. Парус забирает все время круглый год. Парус - страсть, мания. Ну и предмет гордости, интриги… Конечно, зимой они с тоской взирают на заледеневшее море, зато усиленно грызут гранит университетских наук (кстати, все хорошо учатся). А еще постигают теорию мореплавания, занимаются в бассейне и спортзале - парусному спорту нужны недюжинная сила мышц плюс навыки тактики, которые дают баскетбол и волейбол. А летом - почти ежедневные выходы в море.
Впрочем, они все успевают: и в клубах зажигать, и влюбляться. «Мой друг - серфер, мы рядышком занимаемся и понимаем друг друга с полуслова: у него хороший ветер и у меня!» - говорит Тоня Михайлова.
А еще эта милая пятерка запросто может уйти подальше в море, причалить где-нибудь в любимой бухте Миноносок в Хасанском районе - и провести там сколь угодно восхитительных дней. «Берем ли мальчиков на борт своей яхты покататься? А зачем? Нам и самим хорошо!» - смеются яхт-барышни. Неужели мужчина на корабле - к несчастью?
Впрочем, они реально понимают: спорт этот отнюдь не кисейный - и не только потому, что натянутым ветрами парусом трудно управлять, но и потому, что море непредсказуемо, и шторм порой оказывается совсем нежданным, и бывают травмы, и может не выдержать «матчасть». Мужские экипажи тоже относятся по-разному: кто-то с иронией, иные с восхищением или с искренней поддержкой.
Но заболев парусом однажды, они, видимо, уже не в силах с ним расстаться.
- Если папа и грустил (может быть!), что у него две дочки и ни одного сына, грусть давно прошла, - откровенничает словоохотливая Надя Голик. - Мы с отцом можем бесконечно говорить о яхтах, а заодно и в гараже поковыряться. Мама поддерживает, но порой немного ревнует меня к морю…
СПРАВКА «В»
Парусная регата на Кубок залива Петра Великого проходит во Владивостоке с 1986 года. В прошлом году впервые эти соревнования получили статус чемпионата России по парусному спорту в классе яхт «Конрад-25». Во Владивосток съедутся сильнейшие гонщики из разных регионов страны: из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Петропавловска-Камчатского, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Чебоксар, Санкт-Петербурга, Москвы, Таганрога, Сочи. В общей сложности это около 300 участников возрастом от 12 до 70 лет.
Флот из 60 яхт под белоснежными парусами пройдет вдоль его берегов, а затем отправится по живописным уголкам залива Петра Великого. Впервые в истории парусных гонок, проводимых в России, в качестве судна обеспечения регату будет сопровождать трехмачтовый фрегат «Надежда» - символ города Владивостока.
Маршруты гонок будут проходить в Амурском и Уссурийском заливах, через Дальневосточный государственный морской заповедник, в проливах среди многочисленных скалистых и зеленых островов, в открытом море при изменчивой погоде. Такой акватории, такой разнообразной географии участников, такого количества монотипных яхт нет нигде в России. А значит, нет и аналогов этой регаты.
Соревнования состоят из пяти гонок, общая протяженность которых составляет более 400 морских миль.
Среди участников - Александр Котенков, президент Всероссийской федерации парусного спорта, полномочный представитель президента Российской Федерации в Совете Федерации России, яхтенный капитан и мастер спорта. На Кубке залива Петра Великого он будет отстаивать честь города Таганрога.
Санкт-Петербург будет представлять экипаж Андрея Никандрова. Это один из лучших гонщиков России в четвертьтонном классе яхт. Парусный спорт - его профессия и образ жизни. А. Никандров неоднократный победитель и призер чемпионатов СССР в классе «Финн», победитель «Банковского Кубка-2004».
Из Москвы во Владивосток приедет экипаж Анатолия Кондакова - организатора регаты «Банковский Кубок».
Капитан команды г. Екатеринбурга - Евгений Неугодников - один из самых молодых профессиональных гонщиков в России. Он входит в сборную команду России по матчевым гонкам и в июле этого года занял 4-е место на чемпионате мира.
Олег Хоперский из Сочи - участник Олимпийских игр в Пусане, Барселоне, Атланте и Сиднее, победитель чемпионата дружбы народов 1984 года. Неоднократный призер чемпионатов мира и Европы, этапов Кубка мира. В настоящее время он тренирует сборную России в классах «Финн» и «Европа».
Приморский край также представлен очень сильными спортсменами. Это Дмитрий Нацвин - чемпион России в классе «Конрад-25» 2003 года. Максим Логутенко - мастер спорта по парусному спорту, неоднократный победитель и призер краевых чемпионатов и международных регат, член сборной команды России в классе «49er». Гарик Степанян - мастер спорта, неоднократный победитель и призер Кубка залива Петра Великого. Сергей Иванов - серебряный призер чемпионата России 2003 года. Алексей Михайлов - победитель международной регаты в Японии в 2004 году, неоднократный призер Кубка залива Петра Великого. Денис Гайдаенко - сильнейший яхтсмен в Приморском крае по итогам сезона 2003 года.
Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»