Скрипач, сын и внук скрипачей…

В фестивале «Дни высокой музыки во Владивостоке» примет участие Дмитрий Коган.

31 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1613 от 31 авг. 2004

В фестивале «Дни высокой музыки во Владивостоке» примет участие Дмитрий Коган.

Музыкальный фестиваль - событие не удивительное для Владивостока. Та же «Дальневосточная весна» «наступает» ежегодно. И все же приезд в наш город молодого скрипача, представителя знаменитой музыкальной династии, был обставлен особенно. Чего только стоит машина милицейского сопровождения! Нет, не самого Дмитрия - он как раз не отличается большими амбициями (в одном из интервью корр. «В» сказал, что считает: не лимузин красит человека…) - а скрипки Страдивари, которая прозвучит в сольном концерте Димы 7 сентября.  Это событие привлекло внимание журналистов. Пресс-конференция Дмитрия Когана, Ларисы Белобровой и Алексея Макаренко (директор филармонии)  состоялась в «Белом доме» с прямой трансляцией в телеэфире.  Фестиваль с участием выдающихся классических исполнителей Дмитрия Когана, народного артиста СССР Николая Петрова (фортепиано) и народной артистки СССР Элисо Вирсаладзе (фортепиано) стал возможным по инициативе участников пресс-конференции.

Дмитрий, который во Владивосток приезжает в третий раз, признался: во время последнего визита идея пригласить своих друзей сюда родилась спонтанно и сразу же получила поддержку краевой власти. Николай Петров и Элисо Вирсаладзе согласились изменить график своих выступлений, расписанный на много месяцев вперед. Эта сложность оказалась не единственной: второй «подвиг» Дмитрий и Лариса совершили, убеждая соответствующие инстанции разрешить выдачу из государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов скрипку Страдивари.

Скрипка действительно уникальна: один из князей Юсуповых в начале XIX века приобрел скрипку Антонио Страдивари в Италии. Почти сто лет скрипка была в этой семье и в начале ХХ века находилась непосредственно в особняке на Мойке в Санкт-Петербурге. На ней играли члены семьи Юсуповых. В остальное время она была выставлена в особой витрине в форме фонаря, сделанного на заказ по проекту Феликса Юсупова. Но в 1917 году, когда семья покинула Россию, скрипка бесследно исчезла... Однако она не была вывезена за границу, как предполагали многие, а хранилась в тайнике, который хозяева оборудовали в своем доме. В 1919 году, когда дворец Юсуповых был превращен в Дом учителя, тайник был обнаружен, а в нем - скрипка работы Страдивари. Послереволюционная биография этого инструмента впечатляет: советское правительство декретом Луначарского образовало государственную коллекцию, в состав которой и вошла скрипка Юсуповых. На ней играли Давид Ойстрах, Владимир Спиваков, Леонид Коган... И теперь она попала в руки его внука Дмитрия. Молодой скрипач обладает поразительной работоспособностью - 110 концертов в год дает Дмитрий Коган в России и за рубежом. К слову, несмотря на наследственную известность, Дмитрий остается патриотом и вовсе не считает, что  звезда рано или поздно должна оказаться за рубежом. Города в гастрольном маршруте Когана российские - Свердловск, Нижний Новгород, Тюмень, Владивосток... В нашем городе по сложившейся традиции Дмитрий дает эксклюзивное интервью «В».

- Дмитрий, на пресс-конференции вам задали вопрос о том, мешала или помогала слава музыкальных фамилий  Коганов-Гилельсов вам лично? А в каком возрасте, на ваш взгляд, эта слава должна появиться, чтобы не навредить?

- Хороший вопрос. Очень правильный... Ведь амбиции бывают разные. Бывают  здоровые, а бывают абсолютно пустые... Слава не портит человека, если она приходит вовремя, когда он уже состоялся. И дело тут не в возрасте (к слову, мне время от времени адресуют упреки в молодости). Я знаю случаи, когда обещающее музыкальное дарование в   возрасте 12-13 лет бросают в конвейер концертов и он получает, так сказать, славу. Он сгорает в плотных слоях атмосферы, потому что как личность не созрел, он еще не сложившийся музыкант. А к 15-16 годам, когда уже публика перестает умиляться - вот ребенок, а играет, как взрослый, и к нему уже предъявляются взрослые претензии, этому дарованию нечего сказать. К сожалению, такие случаи происходят довольно часто. Критерий готовности к славе, конечно, определяется индивидуально - это и традиции семьи, и педагоги, и другие вещи, которые формируют человека.  Один в 16 лет готов полностью отвечать за все, что он делает, а другой в этом возрасте не знает, чем Мандельштам отличается от Эйнш
тейна...

- Вы один из немногих музыкантов, которые исполняют полностью все 24 каприччио Паганини, которые из-за сложности специалисты-музыковеды называют дьявольскими. Но во Владивостоке вы исполняли их не по порядку, а в определенной последовательности, выстроив программу с учетом драматургии каждого произведения. Какая музыка вам ближе?

- Мне кажется, что исполнитель должен быть универсальным. То есть пристрастия могут быть, но глубоко внутренние, о которых не должна знать публика. Иначе он превращается в исполнителя узкого профиля. Между прочим, это мое мнение отвечает реальному положению вещей. Я люблю музыку очень разную: Баха... и в то же время Шостаковича.  Я не играю музыку, которая мне не близка.

- Вы учились музыке в Финляндии, Московская консерватория - это заочное обучение. Почему?

- По одной причине. В Хельсинки преподавал в то время любимый мною  педагог профессор Игорь Безродный.

- Кстати, первоначально  «Дни высокой музыки» замышлялись с участием Максима Шостаковича, вашего близкого друга. Но в программе концертов его имя не значится. Почему?

- К сожалению, маэстро оказался очень занят в эти сроки. Его программа расписана на многие годы вперед. И приехать во Владивосток при всем желании он был не в состоянии. Мы действительно знаем друг друга очень близко. Познакомились, когда он пригласил меня играть совместный концерт. И после этого возникла не дружба даже, а любовь, настоящая музыкальная любовь - не побоюсь этого слова, - которая длится много лет. Каждое выступление с маэстро является для меня событием. Примерно раз в месяц мы созваниваемся, поскольку Максим давно не живет в России. С Николаем Петровым нас также связывают многолетние теплые отношения. Я благодарен ему за то, что он в свое время также пригласил меня сыграть концерт вместе с ним (к слову, концерт 1 сентября  - это выступление Петрова, я в нем только принимаю участие), и с тех пор мы часто, гораздо чаще, чем с моим отцом, выступаем вместе.

- Дмитрий, как вы считаете, «раскрутка», явление, которое присутствует на эстраде, имеет отношение к классике?

- Есть два вида исполнителей классической музыки. Одни идут по пути собственного паблисити. И здесь термин «раскрутка» вполне уместен. Они виртуозно исполняют что-то популярное - к примеру, вальсы Штрауса, при этом громко сообщают о каждом своем шаге. Это довольно просто. Есть более сложный путь. Пытаться образовывать публику, как бы приподнимать ее до собственного уровня, экспериментировать вместе с ней, заинтересовывать ее. И вот это касается гораздо более меньшего числа исполнителей классики. Тот же Николай Петров добился своей сумасшедшей известности вовсе не конъюнктурными способами. Это реальная величина в музыкальном мире, которая предъявляет к себе высочайшие профессиональные требования, к тому же трепетно относится к тому, чтобы вырастить молодое поколение музыкантов. Он создал и возглавляет собственный благотворительный фонд для поддержки молодых дарований. Излишне говорить, что эта деятельность не предполагает дешевой популярности. Требует огромных усилий.

- Дмитрий, вы приехали сюда вместе с мамой, тоже музыкантом. Вы сыграете вместе?

- В программе концертов нет совместного выступления. Для нас эти гастроли - возможность побыть вместе, которая выпадает нечасто...

- Скрипка Страдивари, на которой вы будете играть, отличается от вашего собственного инструмента?

- Все именные скрипки обладают довольно капризным характером. Неудивительно, это ведь штучные экземпляры. Во-первых, скрипка требует более длительной настройки, чем обычный инструмент. Во-вторых, надо тщательно соблюдать режим влажности. Скрипка очень боится сырости... «Юсупов» - безусловно, уникальный инструмент. Это одна из лучших скрипок Страдивари. Потому что он создавал ее за два года до смерти, обладая громадным опытом в изготовлении струнных музыкальных инструментов.  Мы едва ли не спим вместе со скрипкой, поскольку  на нее оформлена страховка. Играть на этой скрипке тоже довольно сложно, но я стараюсь привыкнуть... Какой-то опыт у меня есть. В свое время я представлял в России еще одну именную скрипку - «Императрицу России», которая хранится в Вене.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»