Шум за сценой

Шум по поводу объединенной Приморской картинной галереи, вернее, по поводу кадровых решений о судьбе ее руководителя, прокатившийся в местных СМИ, похоже, улегся. Такое впечатление, что уход Ирины Ерошкиной и вступление в должность Ирины Ажимовой - самый главный вопрос. На самом деле герой ситуации, на наш взгляд, - сама картинная галерея. И вот тут действительно есть о чем шуметь.

24 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1609 от 24 авг. 2004

Шум по поводу объединенной Приморской картинной галереи, вернее, по поводу кадровых решений о судьбе ее руководителя, прокатившийся в местных СМИ, похоже, улегся. Такое впечатление, что уход Ирины Ерошкиной и вступление в должность Ирины Ажимовой - самый главный вопрос. На самом деле герой ситуации, на наш взгляд, - сама картинная галерея. И вот тут действительно есть о чем шуметь.

Напомним, что единственный в Приморском крае художественный музей, в фондах которого находятся уникальные работы, подлинники западноевропейского искусства XVII-XVIII веков, русского искусства XIX-XX веков, был по решению администрации Приморского края объединен с детской картинной галереей. А потом в основном здании начался капитальный ремонт, который длится и по сей день. И конца края ему не видно...…

На форумах местных газет обсуждались в основном судьба коллекции детских рисунков и личные качества двух Ирин. Одна, дескать, чересчур амбициозна, другая связана с сомнительной историей торговли фирменными ножами. В культурной среде города, в свою очередь, вспоминали полугодовой давности голосование на совете по культуре при губернаторе края, который и утвердил кандидатуру Ирины Ерошкиной, успевшей посидеть в директорском кресле всего полгода...… Кадровый вопрос как снежный ком оброс слухами, весьма порой некрасивыми, которые выплеснулись, представьте, даже за пределы Приморского края. В Дальневосточном художественном музее, который является методическим музейным центром по Дальнему Востоку, и в Русском музее, который курирует все региональные музеи России, тоже обеспокоены кадровой политикой в Приморской картинной галерее. Ведь от руководителя зависит, каким быть музею.

Но гораздо большее беспокойство вызывают состояние коллекции и ремонт в здании галереи. Оно и понятно, директора приходят и уходят (за последний год должность директора последовательно занимали Наталья Шуцкая, Ирина Ерошкина, Ирина Ажимова), а картины остаются. Останутся ли они у нас? Останется ли коллекция детских рисунков, перешедших в объединенную картинную галерею из детской?

Эти вопросы, по большому счету, являются головной болью специалистов, для которых произведения искусства - вечные ценности, а не антураж рабочего места. Директор Дальневосточного художественного музея в г. Хабаровске Валентина Запорожская поделилась с корр. «В» своей болью:

- Полгода назад я была в вашем городе, и то, что я увидела, повергло меня в шок. Капитальный ремонт, который проводится в здании Приморской картинной галереи на Алеутской, губителен для работ, оставшихся в здании. Цементная пыль въедается в поверхность полотен, и через пять-десять лет они могут просто уйти в небытие. Когда мы 10 лет назад делали в своем музее подобный по масштабам ремонт, картины просто эвакуировались. Кроме того, по проекту предусмотрена обшивка стен некоторых залов плитами ГВЛ, что тоже не соответствует требованиям дальнейшей развески картин. Плиты слишком тонкие, чтобы выдержать нагрузку. Конечно, все ремонтные работы контролирует директор, он должен болеть за судьбу коллекции. Что происходит во Владивостоке? Не знаю, очень много сплетен. Но разбираться нужно не в этом комке слухов, а с коллекцией. Во время приезда во Владивосток я хотела бы встретиться с Сергеем Михайловичем Дарькиным по этому вопросу. К сожалению, он был в деловой поездке.

Эта же боль и в письме депутата Законодательного собрания Приморского края Юрия Привалова, направленном на имя руководителя территориального управления Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей в г. Владивостоке Натальи Левданской. Юрий Иванович обращается с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Вопросы все те же - чехарда с назначениями и ремонт. С этими же вопросами корреспондент «В» обратился к начальнику управления культуры края Петру Семину:

- Основные проблемы, которые попали в поле зрения СМИ, - будет ли жить детская картинная галерея и ремонт во взрослой, точнее, строительство офиса-вставки между зданиями на Алеутской, 12 и Алеутской, 12а. По поводу первого: нельзя закрыть то, чего не существует. Две галереи были объединены, и сейчас существует только одна - объединенная Приморская картинная галерея и ее филиал - детский выставочный зал на Партизанском проспекте. 8,5 тысячи рисунков останутся в фондах, выставки будут проводиться не только во Владивостоке, но и других городах Приморского края, где есть оборудованные выставочные залы. Жители этих городов не должны чувствовать себя обделенными.

Вторая проблема - строительство вставки. Проект строительства был согласован в 2003 году (напомню, что я исполняю обязанности начальника управления культуры лишь несколько месяцев), но основанием для строительства эти согласования не являются. Мы направили в прокуратуру два письма, одним из которых мы отзываем согласование. Надеюсь, удастся приостановить строительные работы. Мое личное мнение: строительство этой вставки нецелесообразно, поскольку даже соблюдение этажности работ не позволит сохранить вид еще на один памятник архитектуры - водонапорную башню, что находится за зданием на улице Алеутской, 12а.

Что касается ремонта в здании самой галереи - он никак не связан со строительством вставки. Сотрудники галереи сейчас делают все, чтобы сохранить коллекцию.

Вроде бы все правильно...… Но создается ощущение, что одна рука не ведает, что творит другая. Одни занимаются землеотводом, другие - стройкой, третьи - кадровыми вопросами, четвертые - ремонтом, пятые - сохранностью коллекции. Но почему-то не вырисовывается единая картина, извините за каламбур, судьбы картинной галереи. ООО «Новый город», несмотря на все письма, продолжает строительство весьма скорыми темпами. Да и табличка на заборе, которым огородили место стройки, довольно красноречива: срок сдачи объекта - IV квартал 2004 года. Совсем скоро увидим офисную вставку, гораздо быстрее, чем отремонтированные залы галереи. Там, видимо, долго еще будут царить пыль и грязь.

Тем временем новый директор Ирина Ажимова собирается в начале сентября на семинар музееведов, который будут проводить в Хабаровске американские искусствоведы. Это - в нашем регионе. А на российском уровне стартовал проект «Прорастая Сибирью», объявленный Русским музеем. В нем должны участвовать региональные художественные музеи. По замыслу организаторов выставка работ местных художников сначала будет продемонстрирована в городах России, потом объединенный вернисаж развернется в Русском музее. Найдется ли там для нас место?

…...А вот еще интересный факт, далекий географически, но чрезвычайно близкий по смыслу: министр культуры Италии пригрозил закрыть всемирно известную галерею Уффици, что во Флоренции, если власти не откажутся от своих планов сократить финансирование.

Художественный музей во всем мире - одно из самых посещаемых мест, визитная карточка. И это общеизвестная истина. Нам же пока остаются лишь руины…

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»