«Печатаем буклеты, визитки, календари…»

Рынок печатной индустрии развивается быстро и динамично – его с легкостью можно назвать доходным и перспективным. Эта отрасль развивается по законам, писанным для нее одной, не обращая внимания на принципы функционирования рыночной экономики. Именно об этом сравнительно молодом сегменте рынка и пойдет речь.

24 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1609 от 24 авг. 2004

Рынок печатной индустрии развивается быстро и динамично – его с легкостью можно назвать доходным и перспективным. Эта отрасль развивается по законам, писанным для нее одной, не обращая внимания на принципы функционирования рыночной экономики. Именно об этом сравнительно молодом сегменте рынка и пойдет речь.

Современный полиграфический бизнес делится на три сегмента деятельности. Первый – самый крупный – это типографии, в том числе «Дальпресс», ЗАО «Лит», Находкинская типография №1. Такие предприятия занимаются крупными заказами – печатанием газет, этикеток, тетрадей, ценных бумаг и т.д.

Второй – это рекламные агентства, которые помимо своей рекламной деятельности предлагают еще и ее полиграфию, но на самом деле являются посредником между клиентом и типографией.

И третий – это небольшие полиграфические фирмы, которые предоставляют широкий спектр услуг. Как правило, такие фирмы работают с корпоративными клиентами – различными компаниями, которые постоянно нуждаются в полиграфической продукции. 

В последнее время выделилась и четвертая группа – это печатные салоны, которые в основном выполняют заказы для единичных клиентов – оформление фотографий, художественное фото, коллажи и фото на кружках, календарях, брелоках и т. д.

Около 50 процентов всего полиграфического рынка приходится на представителей малого бизнеса. Однако крупные полиграфкомбинаты не составляют им конкуренцию.

- Мы не конкурируем с приморскими полиграфическими монстрами потому, - делится коммерческий директор рекламной группы «Ирокез» Андрей Ким, - что просто находимся в разных весовых категориях. Они никогда не возьмутся за заказы наших клиентов в силу их маленького объема, а мы за их - в силу технической невозможности. Главные конкуренты в нашем бизнесе – это компании, подобные нашей.

Небольшие полиграфические фирмы являются самыми многочисленными. Их в городе насчитывается около полусотни. Самое парадоксальное, что ни одна из них не пытается занять какую-то определенную нишу, наоборот, каждая стремится внедрить технологию конкурента и не отставать от него. Все они, как братья-близнецы, предлагают одни и те же услуги, и одна и та же работа является самой рентабельной.

Все выполняют работу по изготовлению визиток, хотя она не является самой доходной. Комплект визиток из 100 штук обойдется примерно в 200 рублей минимум (1 сторона, 1 цвет). Есть и эксклюзивные заказы, стоимость которых рассчитывается индивидуально. К примеру, дизайн-студия «Зебра» сейчас выполняет визитки, на которых будут изображены шаржи. Такой заказ обойдется в $50 и более за комплект.

Помимо широкого спектра «бумажных» услуг (календари, буклеты, открытки, проспекты и т. д.) фирмы предлагают штампы, печать на футболках и кепках, на ручках, брелоках и кружках, некоторые даже разрабатывают Интернет-сайты. Основной же доход полиграфическим фирмам приносит наружная реклама во всех ее проявлениях. Квадратный метр баннера стоит в пределах $15-20.

Успешность фирмы, конечно, зависит от ее технической оснащенности и квалифицированности сотрудников, но немаловажную роль играет и месторасположение последней. Естественно, самым рентабельным является центр, т.к. здесь находится большое количество офисов различных компаний – потенциальных и реальных клиентов.

Сравнивая объем работ с пятилетней давностью, можно говорить о его увеличении примерно в два раза. И есть все предпосылки к продолжению такой тенденции.

- Если раньше директора компаний отмахивались от таких атрибутов, как логотип, фирменные визитки, штампы, бланки, календари и т. д., - говорит коммерческий директор дизайн-студии «Зебра» Наталья Дианова, - то теперь почти в каждой уважающей себя компании и фирме есть маркетинговый отдел, руководитель которого убеждает директора в необходимости иметь подобные имиджевые вещи.

Парадоксом развития бизнеса является и то, что в нем не происходит «разделение труда». Небольшая фирма  - и швец, и жнец, и на дуде игрец – предлагает рекламные, дизайнерские, полиграфические, типографские и компьютерные услуги. Единственное явление, присущее всем видам бизнеса, которое есть и в полиграфическом, - это сезонность. Спад активности клиентов приходится на январь-февраль и летние месяцы.

Если говорить о кадровой наполняемости фирм, то она представлена в основном выпускниками художественных училищ и дизайнерами. Первые специалисты полиграфической индустрии выпустятся в ДВГУ только в следующем году. Ближайший вуз, также выпускающий полиграфистов, находится аж в Новосибирске.

Стоимость заказа складывается из дизайнерских услуг и трат на работу (бумага, краски, и т.д.) плюс процент за работу персонала. Дизайнерские услуги, в свою очередь, имеют фиксированную основу, но на каждый вид есть отдельный прейскурант. В этом главное отличие от американского полиграфического бизнеса, в котором услуги дизайнера очень высоко ценятся и в каждом отдельном случае оплата заказа начисляется индивидуально. Интересно то, что теперь полиграфическими услугами стали пользоваться и частные клиенты. В городе время от времени появляются баннеры, растянутые на щитах вдоль дороги, с надписями типа «Любимый, я верю, что у тебя все получится!», «Максимка, я тебя люблю» или обескураживающее «С днем рождения, милый! Целую, Лева». Кстати, стоит такое удовольствие в пределах $300.

Автор: Татьяна КУЛИКОВА, «Владивосток»