Юности честное зерцало

Или «Показания к житейскому обхождению» - так назывался первый в России свод хороших манер, изданный при Петре I в 1717 году. Не показательно ли, дорогой читатель, что предназначался этот свод в первую очередь для людей молодых, вступающих в жизнь? Ведь именно они должны были вести создаваемую Петром Великую Россию дальше.

20 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1608 от 20 авг. 2004

Иван Панкеев. «Энциклопедия этикета для детей». Издательство «ОЛМА-ПРЕСС».

Или «Показания к житейскому обхождению» - так назывался первый в России свод хороших манер, изданный при Петре I в 1717 году. Не показательно ли, дорогой читатель, что предназначался этот свод в первую очередь для людей молодых, вступающих в жизнь? Ведь именно они должны были вести создаваемую Петром Великую Россию дальше.

Конечно, требования тогдашнего времени, предъявляемые к внешнему виду и поведению молодых людей, ныне почти полностью безнадежно устарели, но суть осталась. Человек - как существо общественное - должен уметь себя вести, должен быть воспитанным. И не только ради окружающих. Но в первую очередь ради себя. Воспитанному человеку живется и работается легче, согласитесь.

Конечно, самые основные понятия закладываются в детстве, в семье. Но иногда этого откровенно мало. И что же делать? Разумеется, приходят на помощь книги, подобные представляемой в сегодняшнем обзоре.

Надо сказать, что издание оставило у Лоцмана весьма двойственное впечатление. В каком-то смысле книгу можно назвать немного старомодной, но в области манер, согласитесь, немножко старомодной обходительности не повредит. Огромное количество полезной информации налицо. Раздел, посвященный поведению в церкви и разъясняющий суть религиозных обрядов, Лоцман прочел с огромным интересом и кое-что даже почерпнул для себя. С главами, рассказывающими о том, как вести себя в общественных местах - театре, кино, кафе, неплохо было бы и иным взрослым ознакомиться. Особенно тем, что не утруждают себя отключением мобильных телефонов или протискиваются к «означенному в билете месту», повернувшись к сидящим той «пятиточной» частью тела, что для всеобщего любования и пристального разглядывания отнюдь не предназначена. Все стороны жизни (ну, за исключением Интернета, пожалуй) в энциклопедии рассмотрены, как в них себя вести правильно - рассказано.

С другой стороны, стиль изложения, выбранный автором, вряд ли можно назвать удачным. Строго говоря, он не то чтобы не детский, он рассчитан на взрослого человека. И потому априори будет вызывать у детей скуку. Кроме того, вызывает недоумение глава о крестинах, например, и о том, как должны себя вести крестные мать и отец. С каких пор детей выбирают в крестные? Точно такие же вопросы возникают при чтении главы о поведении в гостинице, ресторане (особенно с точки зрения оплаты услуг официантов) и прочих местах, куда дети - не подростки, а именно дети - без взрослых не допускаются.

Возможно, изданию все же больше приличествовал бы заголовок «Энциклопедия этикета для больших и маленьких».

Но в целом, если отвлечься от всех этих досадных мелочей, главную задачу книга выполняет. Если читать ее внимательно и претворять написанное в жизнь, стать милым, приятным в общении и потому желанным в любом обществе человеком достаточно просто.

Посеешь привычку, пожнешь судьбу, говорит народная мудрость. Есть смысл сеять хорошие привычки, не правда ли?