Владимир Николаев: Я стою ногами на земле!

Глава администрации Владивостока дал «В» эксклюзивное интервью о настоящем и будущем краевого центра.

17 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1606 от 17 авг. 2004

Глава администрации Владивостока дал «В» эксклюзивное интервью о настоящем и будущем краевого центра.

У Владимира Николаева, избранного главой администрации Владивостока 18 июля и вступившего в должность четырьмя днями позже, на редкость плотный рабочий график. Он сразу же приступил к новому для себя делу (хотя опыт депутатской работы и руководства рыболовной компанией «ТУРНИФ» здесь, бесспорно, нелишний) и за неполный месяц уже сделал ряд достаточно громких шагов и заявлений. Уже можно говорить о формировании «команды Николаева»: это бывший финансовый директор «ТУРНИФа», а ныне первый вице-мэр Нина Штанько, заместитель главы администрации по социальным вопросам Игорь Голубев, профессиональные юристы Константин Стоценко и Константин Пекарский.

На повестке дня у 30-летнего мэра и его коллег - комплексная ревизия всей городской инфраструктуры, проблем, кадров. И все-таки Владимир Николаев выбрал время, чтобы впервые в новом качестве посетить редакцию «В» и ответить на вопросы журналистов. Коллективная работа с VIP-собеседником уже стала одной из традиций нашей газеты. И хотя новый мэр занимает свою должность, повторим, меньше месяца, вопросов к нему оказалось достаточно.
 
ПРОБЛЕМНОЕ НАСЛЕДСТВО

- Владимир Викторович, вы начали работу в новой должности буквально с места в карьер: получив удостоверение об избрании, в тот же день отправились в здание мэрии принимать дела. Наложили вето на ряд постановлений, принятых прежним главой администрации в последний день его работы, пообещали сократить почти на треть штат мэрии, даже, говорят, увеличили рабочий день. Можете подвести первые итоги той инвентаризации городского хозяйства, которую вы начали? Известно, например, что решено продать с молотка часть имущества мэрии, в частности - пять внедорожников Land Cruiser, два прогулочных катера и даже малый рыболовный сейнер, который, правда, сначала нужно найти - он загадочно исчез…

- Рабочий день мы не увеличили, так как по закону не имеем на это права. Мы просто изменили распорядок и сейчас работаем не с 8 до 17, как раньше, а с 9 до 18. Работать с 8 до 17 очень неудобно с точки зрения взаимодействия с банками, а также с краевыми и федеральными структурами: чиновники мэрии уходят домой, а Москва еще только начинает по-настоящему работать.

Что касается ревизии и инвентаризации, то любой руководитель, вступив в должность, хочет знать, что он получил в наследство, за что ему придется впоследствии отвечать, каким он располагает имуществом, бюджетом, долгами, наконец. Я считаю, что мое решение продать на аукционе упомянутые транспортные средства совершенно правильное, это просто ненужный шик. Как можно содержать катер стоимостью 300 тысяч долларов, как можно было покупать 25 новых машин за 80 тысяч долларов каждая, если дворники не получали зарплату четыре месяца, а врачи и сотрудники дошкольных учреждений - два? Надо помнить о людях. Так что в моем решении никакой политики нет. Налог на имущество с того же катера - это гигантские траты, которые мы не можем себе позволить. Деньги эти  не мои личные, а жителей Владивостока, а значит, никто не имел право  тратить их на дорогие игрушки. Более того, не можем позволить и содержание такого штата мэрии (только на зарплату  управленческому аппарату уходит 30 млн. рублей в месяц!).

Мы уже сумели погасить задолженность по зарплате работникам здравоохранения, образования, муниципальных служб. Под вопросом еще управленческий аппарат, но и здесь мы доведем все до конца. Представляете, только по налогам задолженность мэрии составляет более 300 млн. рублей! Сегодня я встречался с руководителем краевой налоговой инспекции Тамарой Бутовой, мы очень хорошо поговорили. Она понимает, что не мы эти долги сделали, но мы готовы по ним отвечать и, естественно, платить все текущие налоги.

- В минувшую пятницу городская дума наконец приняла бюджет Владивостока на текущий год в третьем чтении. Хорош ли он, плох - разговор другой, но многомесячная неспособность думы Владивостока собрать кворум и начать работу уже стала притчей во языцех. Как вам удалось убедить депутатов заняться их прямой деятельностью? Вы всегда говорите о неуместности политических амбиций, но они все равно остаются, и с этим приходится считаться.

- У меня с депутатами состоялся конструктивный диалог. Я предложил им войти в группы по инвентаризации городского хозяйства, вместе решать городские проблемы, и ответ последовал незамедлительный: уже через два дня дума была готова к работе. Считаю, что с любым человеком можно договориться, если у него есть желание договариваться. Две ветви власти должны взаимодействовать между собой. Звездную болезнь, порой возникающую у чиновников городской администрации или депутатов гордумы, нужно лечить. Ведь, если не будет конструктивного диалога, я лично не пострадаю, и депутаты тоже. А люди пострадают. Поэтому мы не имеем права опять подвергать жителей Владивостока испытаниям, которые они терпят уже много лет.

- Депутаты предложили выделить 1 млн. 200 тысяч рублей на ремонт православного храма на улице Махалина. Хорошее дело, но религия у нас все-таки  отделена от государства. Неужели нельзя строить и ремонтировать храмы за счет внебюджетных источников, а средства городской казны пустить на первоочередные хозяйственные нужды?

- Бюджет городу просто необходим, потому что работать по «одной двенадцатой» - это кошмар, я так не привык. Приятно, что депутаты начали это понимать, невзирая на свои политические взгляды или противоречия. Что касается строительства храма, то я приветствую подобные инициативы, если они находятся в рамках законодательства. Как православный человек, я понимаю, что при нынешнем положении дел в городе без веры нам не выбраться. Поэтому нужно поддерживать строительство храмов, но постольку, поскольку у нас будет такая возможность. Думаю, что все определится в процессе неизбежной корректировки бюджета.

ПАРАДОКСЫ ГОРОДСКОГО КОШЕЛЬКА

- Накануне вашего избрания главой администрации Владивостока определенные круги выражали уверенность в том, что в случае вашей победы начнется «большой передел», исход бизнеса (и прежде всего среднего и малого) из столицы Приморья. Насколько реальным кажется вам такой сценарий?

- Как глава администрации я прямо заинтересован в развитии бизнеса, потому что от этого зависит наполнение городского бюджета. Поэтому мы готовы всячески содействовать предпринимателям, никого не будем обирать, но в первую очередь просим об одном: достойно платить налоги. Второе - это рост фонда заработной платы, и тут мы переживаем и за благосостояние горожан, и за наполняемость казны. Дело в том, что налог с фонда зарплаты на сто процентов остается во Владивостоке, чем больше зарабатывают люди, тем больше средств получает городская казна. Далее: есть муниципальная собственность, которую предприниматели берут в аренду. Пожалуйста, работайте, но мы будем оценивать эффективность вашей деятельности с калькулятором и справкой из налоговой. Кроме того, я буду просить владивостокских бизнесменов содержать в порядке фасады занимаемых ими зданий, а также прилегающую территорию - все это закреплено законодательно, зафиксировано в договорах аренды, которые они подписывали. Если бизнес платит 10-15 проц. налогов с оборота - это нормально, и такой бизнес мы будем по-настоящему поддерживать. Но есть, например, стадион «Строитель», на котором процветает торговля и который отчисляет в бюджет всего 80 тысяч рублей в месяц! Торговые точки на Набережной вообще нигде не учтены, в договоре присутствуют только рыбный рынок, «Комета» и еще одно здание (Владимир Николаев уже отдал распоряжение подготовить документацию по реконструкции Спортивной гавани, навести там санитарный порядок, разобраться с незаконной торговлей и обустроить пляж. - Ред.).

Мы не затеваем никаких переделов, мы требуем только выполнения закона. Грош мне цена, если я, проезжая мимо городской собственности - а она принадлежит не мне, а всем жителям Владивостока, - буду сквозь пальцы смотреть на то, что она используется неэффективно. Можно называть или не называть это переделом, но почему мы должны позволять кому-то зарабатывать деньги на муниципальной собственности без учета интересов всех горожан? На какие деньги нам тогда чинить дороги, вывозить мусор, выплачивать зарплату бюджетникам? Необходимо разработать гибкую шкалу расценок на аренду городской площади. Например, парикмахерским и другим организациям, оказывающим услуги населению, мы не вправе поднять ренту. Но у нас есть торговые центры, автозаправки, которые сейчас платят наравне с той же парикмахерской, и это несправедливо! Необходимы четкая градация, свои коэффициенты для каждой сферы бизнеса. Например, в Уссурийске все это есть, и в результате доходная часть бюджета за счет бизнеса, а не простых горожан, выросла примерно на 10 проц.

- Не секрет, что ряд муниципальных предприятий, например, горзеленхоз, находятся просто в катастрофическом состоянии…

- В бизнесе принято так: самая большая помощь со стороны власти - это когда власть не мешает. В городе сейчас две тысячи муниципальных унитарных предприятий (МУПов). Возьмем трамвайно-троллейбусное управление, вот что мы имеем сейчас: ТТУ за билеты собирает 2 млн. рублей, за электричество платит уже 2,5 млн., фонд зарплаты составляет 5 млн., прибавьте налоги - итого получается 10 млн. рублей затрат при 2 млн. доходов!

Мы будем разбираться с каждым МУПом, там в большинстве своем либо идет отмыв средств, либо просто безалаберное управление: мы предоставляем фонды, а люди не готовы руководить.

Наверняка многие уже почувствовали, что в городских автобусах становится чище. Я издал распоряжение, в соответствии с которым перевозчики должны обновлять парк, следить за техническим состоянием автобусов и т. д. У нас есть все рычаги влияния, мы работаем совместно с ГАИ и в случае неисполнения будем просто лишать компании лицензий. Весь транспорт должен быть исправен, комфортен, у каждого водителя на груди должна находиться бирка с его фамилией-именем-отчеством и названием компании. Уверен, в этой сфере мы наведем порядок, но тогда возникает вопрос: почему в частном бизнесе управление эффективное, а на муниципальных предприятиях зачастую нет?

Но я не намерен везде расставлять своих людей, как порой приходится слышать. У меня просто нет такого числа лишних людей - в городе две тысячи МУПов, а мне сейчас приходится думать о кандидатурах начальников отделов и управлений! Поэтому критерий отбора один - профессиональные качества.

- Последние несколько лет городская и краевая власти находились в конфронтации, вызванной главным образом финансовыми разногласиями: экс-мэр Юрий Копылов считал, что край искусственно занижает бюджет Владивостока, а финансистов «Белого дома» не устраивал отказ приморской столицы войти в структуру краевого казначейства. Теперь город туда войдет?

- Считаю, что Владивосток в этом плане самостоятелен. Есть городское казначейство, которое просто нужно наладить, чтобы контролировать финансовые потоки. Иначе мы так и останемся городом парадоксов: например, у нас практически нет бесплатного здравоохранения! Я приезжаю в поликлинику, которой мы из бюджета оплачиваем свет, тепло, зарплату, текущие расходы, спрашиваю: сколько обслуживаете льготников? Столько-то. С остальных деньги собираете? Куда же они уходят? Одна поликлиника в среднем собирает за месяц 300-400 тысяч рублей. Почему же ее руководство не согласовывало с городской властью использование этих денег? И добро бы в поликлинике был идеальный порядок и уровень обслуживания, но этого нет. Поэтому на этом фронте мы будем работать, и городское казначейство в том числе.

«Я НЕ ВОЛШЕБНИК»

- Иногда приходится слышать, что металлические двери, которые вы устанавливали в городских подъездах накануне выборов, жители города в конечном счете все равно оплатят, пусть и непрямо. Это правда?

- Это ложь, все установленные по нашей социальной программе двери, а их 2,5 тысячи, достались жильцам абсолютно безвозмездно. Теперь стоит задача до конца года поставить еще около 3,5 тысячи дверей, теперь уже за счет бюджета. Это часть полноценной подготовки города к зиме: сначала установим в каждом подъезде металлическую дверь, затем займемся оконными рамами, ремонтом самих подъездов, тепло- и электросетями. Параллельно будет вестись ремонт крыш.

- Когда у всех жителей Владивостока появится горячая вода?

- К сожалению, я не волшебник. За три недели работы в администрации мы сделали все что могли, в результате примерно в 70 проц. домов горячая вода есть. Чтобы она появилась везде, нужна сравнительно небольшая сумма - 4 млн. рублей, и мы ее уже выделили. Единственная тревога - это наши водохранилища. Если к нам придут еще два хороших тайфуна - Владивосток будет обеспечен горячей и холодной водой на всю зиму. Если нет - будем думать, ведь Пушкинская депрессия еще не построена. Ситуация, конечно, не такая аховая, как в прошлом году, действуют два новых водозабора, но тем не менее.

- Город парализован ежедневными автомобильными пробками, кроме того, в центре ощутимо не хватает места для парковки. Что будете предпринимать в этом направлении? Не пора ли, например, отремонтировать объездную дорогу через мыс Кунгасный?

- Вы, должно быть, заметили, что в центре города пробок уже стало меньше даже в часы пик, потому что ГАИ начала работать так, как и должна. Пробки во многом возникают из-за того, что водители бросают машины у бордюра с обеих сторон дороги даже там, где остановка запрещена. Сейчас эту проблему частично решили, пробок стало меньше (как раз на днях, кстати, во Владивостоке заработали три возрожденные арестплощадки, куда эвакуируются в том числе и неправильно припаркованные машины. - Ред.). Но многое еще в этой области предстоит сделать. Нужно заниматься, конечно, и парковками со стоянками, строить развязки и объездные дороги. Мы уже думаем вместе с администрацией края, как совместными усилиями города и края финансировать упомянутую вами дорогу. Потому что, хотя в октябре-ноябре и будет сдан в эксплуатацию Некрасовский путепровод, движение на этом участке все равно будет напряженное. И выручить здесь могут именно второстепенные дороги.

- Когда будет прекращена бесконтрольная вырубка деревьев?

- Она уже приостановлена, мы проводим проверку отвода земель, и особенно это касается около четырехсот решений, принятых прежней администрацией в последние дни. Предприниматели, получившие земли, должны отнестись к этой ревизии с пониманием.

- Давайте напоследок отвлечемся от чисто бытовых вопросов и вспомним о вечном. Владивосток - город молодой, поэтому у него мало героев, которых бы знал весь мир. Но совсем скоро, в сентябре, исполнится пять лет со дня смерти Анны Ивановны Щетининой, первой в мире женщины-капитана, которую действительно знала вся планета. Не пора ли, пусть и запоздало, увековечить память Щетининой и назвать в ее честь одну из улиц Владивостока?

- Анна Ивановна Щетинина действительно сделала для нашей страны очень много, и мы обязательно займемся этим вопросом. Может быть, это будет не самая большая улица краевого центра, возможно, что-то из запланированных новостроев, но предложение совершенно правильное, я с ним согласен. Без памяти о прошлом и уважения к нему не может быть будущего, и наша задача - воспитать в наших детях это чувство.

Автор: Записал Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»