На грани фола

Зеленый свет для частных детективов и охранников был дан одним и тем же законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в 1992 году. Заглянув в приемный день в отдел лицензионно-разрешительной работы УВД Приморского края, где выстраиваются очереди оформляющих разрешения на частную деятельность, можно предположить, что бурно развиваются оба направления.

13 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1605 от 13 авг. 2004

Зеленый свет для частных детективов и охранников был дан одним и тем же законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в 1992 году. Заглянув в приемный день в отдел лицензионно-разрешительной работы УВД Приморского края, где выстраиваются очереди оформляющих разрешения на частную деятельность, можно предположить, что бурно развиваются оба направления.

Однако, как выяснилось, к детективам очереди никакого отношения не имеют.

- Быстро растет число частных охранников – это верно, - рассказали в отделе. – Мы тут почти как биржа труда. Оформляя удостоверения частного охранника, даем добро на работу многим людям. Статистика – вещь упрямая. Так вот, если удостоверений охранникам выдано почти 8 тысяч, то за все время после выхода закона на поприще частного сыска попробовали себя не более 100 человек. Многие быстро отказались от авантюрной идеи, и лишь единицы пытаются все-таки делать карьеру детектива.

Говорить об авантюризме заставляют сами рамки, в которые поставлены законом частные сыщики. Прав и полномочий у них почти никаких, и поневоле возникает вопрос: а как же тогда они могут добыть сведения по уголовному или гражданскому делу, вести поиск без вести пропавших людей, украденного имущества, выявлять ненадежных партнеров? Или вот такой, казалось бы, простой вопрос - был ли человек судим? Но на запрос «с улицы» никто не станет давать на него ответ.  Ясно, что без лавирования на грани аферы и соблюдения законодательства практически невозможно выполнить ни одну просьбу обратившегося за помощью клиента.

Найти пути-выходы, свить детективную «паутину» при том, что руки-ноги связаны, могут только те, кто по старой памяти остается вхож в официальные правоохранительные органы и не утратил связи и тесную дружбу с бывшими сослуживцами. Иначе дело станет стопориться на каждом шагу, и даже самый хитроумный сыск не даст результатов. Детектив - это по существу обычный частный предприниматель, которому нужно вести отчетность, платить налоги и крутиться волчком, чтобы что-то заработать. Но клиентуры у сыщиков немного. Если уж в Москве, где уровень жизни на порядок выше, идет борьба буквально за каждого клиента, то что говорить про Приморье? VIP-бандиты имеют своих и охранников, и сыщиков, а вот у среднестатистических тети Кати и дяди Вити денег на оплату таких услуг просто нет.

Так что на вольных хлебах сыщику прожить трудно. Другое дело выполнять эту роль в службе безопасности стабильной, финансово крепкой компании, которой требуются сведения о конкурентах, партнерах, уже работающем персонале и претендентах на имеющиеся вакансии (благонадежны ли?). Поначалу банки активно укрепляли свою «линию обороны» с помощью выходцев из правоохранительных органов, но потом и здесь начался спад. Часть банков распалась, а часть не может позволить себе такую роскошь, как детектив.

Обделили коллег Шерлока Холмса и оружием. Это мешки с картошкой можно охранять вооруженным до зубов, а частному сыщику, оказывается, ничего более опасного, чем газовый пистолет, доверять нельзя.

Но вообще-то на то он и детектив, чтобы искать выход из безвыходных ситуаций...       

СПРАВКА "В"

По закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частным детективам запрещено собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями  отдельных лиц;  не разрешается осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; запрещено проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища; можно выяснять биографические и другие характеризующие личность данные, но опять же только с их письменного согласия.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»