Арест (не) возможен
Не секрет, что основным источником информации для водителей являются всевозможные СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио и прочие. К сожалению, достоверной эта информация является не всегда, даже если получена она из так называемых официальных источников. Наглядным примером тому может служить освещение в приморских СМИ ситуации с появлением арестплощадок.
Не секрет, что основным источником информации для водителей являются всевозможные СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио и прочие. К сожалению, достоверной эта информация является не всегда, даже если получена она из так называемых официальных источников. Наглядным примером тому может служить освещение в приморских СМИ ситуации с появлением арестплощадок.
Комментируя решение властей, один из краевых телеканалов стал рассказывать страшилки о поголовной эвакуации припаркованных в запрещенных местах машин (с демонстрацией тех самых мест), а одна из популярных газет и вовсе сообщила, что на штрафстоянки будут отправляться автомобили, не прошедшие техосмотр. Если бы такую информацию принимали на веру только водители, то никакого вреда от этого не было бы. Разве что порядка на дорогах стало больше: кому же захочется отдать 2-3 тысячи рублей за стоянку под знаком. Однако озвученными в СМИ драконовскими мерами могут заинтересоваться и не слишком грамотные гаишники. Или не очень честные, что еще хуже.
В общем, чтобы прояснить ситуацию, мы вынуждены вновь обратить свое внимание на работу штрафстоянок. Точнее, на те нарушения правил дорожного движения, за которые можно туда попасть.
Сразу отметим, отсутствие техосмотра к таким нарушениям не относится. Если верить Административному кодексу и апрельскому приказу министра МВД, автоинспектор может запретить эксплуатацию автомобиля, не прошедшего техосмотр, путем снятия номерных знаков и оштрафовать водителя на полминималки. То есть на 50 рублей. Никакого задержания автомобиля статья 12-1 не предусматривает. Оно и понятно. Ведь если машину поставить на штрафстоянку, то техосмотр на ней пройти будет невозможно. А значит, и устранить причину задержания. Получается замкнутый круг. А так у вас забирают номера и выдают на руки протокол, с которым вы сможете ездить в течение одного дня. Его как раз должно хватить на прохождение техосмотра. А после «устранения причины запрещения движения« вы сможете забрать у гаишников свои номера.
Теперь что касается задержания автотранспорта с помещением его на штрафстоянку. В Административном кодексе такая мера прописана в шести статьях. Правда, одна из них практически не работает. Это статья 12-5 ч.2: «управление автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой (кроме стояночного тормоза), рулевым управлением и сцепным устройством в составе автопоезда«. То есть теоретически за неисправные тормоза машину забрать могут, но на практике такие случаи будут крайне редки. Ведь выявить неисправность можно только при помощи специальных технических средств, а их у стоящего на дороге инспектора просто нет. Кроме того, широко известный 329-й приказ министра МВД запрещает проверку технического состояния транспорта, прошедшего в установленном порядке техосмотр. Так что пострадавших от статьи 12-5 будет очень мало. Зато самыми работающими статьями окажутся «пьяные«: 12-8 и 12-26. Первая предусматривает наказание за управление машиной в состоянии опьянения. Вторая - за отказ от МЕДИЦИНСКОГО освидетельствования на состояние опьянения. Именно медицинского. Поэтому дышать в трубочку, стоять на одной ноге и попадать пальцем в нос на дороге совсем необязательно. Смело требуйте от инспектора отправки вас в медицинское учреждение. И пока врач-нарколог не подтвердит «пьяный диагноз«, эвакуация вашей машине не грозит.
Еще одна популярная статья - 12-3. В ней говорится об отсутствии документов на машину, водительских прав, а также полиса обязательного страхования гражданской ответственности. К сожалению, наказанных по этой статье будет довольно много: вряд ли найдется водитель, который хоть раз бы не забывал документы дома или на работе. Многие считают, что инспектор должен дать забывчивому водителю время, чтобы он мог каким-нибудь образом привезти права. Например, позвонить домой родственникам или съездить на попутке. На самом деле ни в одном официальном документе это положение не прописано. Поэтому если инспектор позволит вам сходить за правами в находящийся в 50 метрах дом, - честь ему и хвала за отзывчивость и человечность. А если нет, считайте, что вам просто не повезло.
И, наконец, остановка и стоянка транспортных средств в неположенном месте. Ответственность за это нарушение предусмотрена статьей 12-19 Административного кодекса. Но только в одной ее части - четвертой - говорится о задержании. Звучит она так: «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствия для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле». Обращаем ваше внимание, что про тротуары и пешеходов здесь ничего не сказано (для этого есть часть 3-я статьи 12-19). А также на то, что машина для отправки на штрафстоянку должна не просто стоять под знаком или в запрещенном месте, но и создавать препятствия для движения. То есть это касается тех, кто ставит машину по принципу «не пройти - не проехать». И еще, вы будете смеяться, но даже стоянка на железнодорожных путях не является поводом для задержания, а следовательно, и эвакуации автомобиля. Глупость, конечно, но дума забыла внести соответствующий пункт в статью 12-10. И в худшем случае гаишники уберут вашу машину на обочину, а вас лишат прав на 6 месяцев.
Кстати, для не очень грамотных или нечестных сотрудников ГИБДД можем напомнить статью 13-36 все того же Административного кодекса. «Блокировка колес, ЭВАКУАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.., а также применение любых иных мер административного принуждения за исключением ПРЯМО ПРЕДУСМОТРЕННЫХ настоящим кодексом карается... штрафом в размере от 15 до 20 МРОТ с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения». Так что не перестарайтесь в своем желании очистить улицы города от припаркованных где попало машин...
Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»