Оправданный риск

Две очень хорошие новости из области жилищно-коммунального хозяйства Михайловского района. Первая, которую можно отнести к сезонным: из 36 котельных, находящихся в аренде у местного предприятия КГУП «Примтеплоэнерго», 35 уже к концу июля были готовы к эксплуатации в зимних условиях. Лишь котельную в Новошахтинском придется доводить до ума едва ли не до морозов, но там отдельная история – очень долго не был определен ее собственник. И вообще жилищно-коммунальное хозяйство в Новошахтинском – это тема для другого материала.

12 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1604 от 12 авг. 2004

В отдельно взятом районе можно добиться показательного результата.

СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Две очень хорошие новости из области жилищно-коммунального хозяйства Михайловского района. Первая, которую можно отнести к сезонным: из 36 котельных, находящихся в аренде у местного предприятия КГУП «Примтеплоэнерго», 35 уже к концу июля были готовы к эксплуатации в зимних условиях. Лишь котельную в Новошахтинском придется доводить до ума едва ли не до морозов, но там отдельная история – очень долго не был определен ее собственник. И вообще жилищно-коммунальное хозяйство в Новошахтинском – это тема для другого материала.

Вторая - стратегическая: в Михайловке первый микрорайон, а это сплошь жилые пятиэтажки непосредственно в центре села, отдан под обслуживание частному предпринимателю, который, естественно, владеет соответствующими кадровыми и материально-техническими ресурсами. Он из Уссурийска, и  ему здесь выделили пустующие здание и территорию банно-прачечного комбината.

Оба события прочно связаны между собой, ибо ни один разумный частник не возьмется за обслуживание протекающих «развалюх» с не подготовленными к эксплуатации тепло- и водосетями, с котельной, готовой застыть в любой миг. Потому что капитальный ремонт – это прерогатива все же фондодержателя или собственника. В Михайловском районе и жилой фонд, и вся инфраструктура, обслуживающая его, оказались готовы к передаче в частные руки. И это «счастливое стечение обстоятельств»  упало не с неба вроде манны небесной. Выстраивать эти самые обстоятельства, включившие в себя несколько факторов – очистку воды, замену внутридомовых сетей, ремонт крыш, модернизацию котельных, начали с конца 90-х годов прошлого века, когда к управлению районом пришел Анатолий Чеботков.

«ЖЕЛЕЗНАЯ» ВОДА

Так распорядилась природа, что вся вода, поступающая из скважин в Михайловке, десятикратно превышала и превышает допустимые нормы по содержанию железа. Станция обезжелезивания здесь всегда работала с натугой, а к середине 90-х годов она и вовсе остановилась, и ее, как все брошенные объекты, начали потихоньку растаскивать. К тому же вода с трудом доходила до третьих этажей, и вся Михайловка ринулась к природным источникам. Люди с ведрами, бидонами стали неотъемлемой частью бытового пейзажа райцентра, а владельцы авто в свой суточный график непременно включали поездку за водой.

Потому что то, что шло из крана, если, конечно, шло, водой можно было назвать лишь условно – даже после кипячения ее надо было фильтровать. К тому же и посуду было жалко – в стенки кастрюль намертво въедалось железо, а уж о ваннах и говорить нечего. Покупать средства для чистки, даже самые крутые, - это все равно, что ежедневно менять запчасти у машины, уже лет двадцать назад выработавшей свой ресурс.

А во внутридомовых стояках, на внутренних стенках которых плотно отложилось железо, остались лишь щели, куда с трудом пролезали спички.

ХОМУТ НА СОБСТВЕННУЮ ШЕЮ

Еще в Михайловке не работали очистные – напортачили и проектировщики, и строители. По тем же причинам в многоэтажках текли крыши – с них, плоских и построенных без достаточного запаса прочности, дождевая вода просто не стекала, а, найдя щели, проникала вплоть до третьих этажей. Зимой глава администрации лично составлял график дежурства должностных лиц района на котельных в праздничные дни, а главное, ночи. Потому что на кочегаров, да и на оборудование тоже, надежды не было. Впрочем, единственное, что могли сделать ответственные в случае ЧП, – это вызвать аварийные службы, что по тем временам тоже немаловажно, или забрать лопату у хорошо подпившего «специалиста» и передать ее другому, еще стоящему на ногах.

Надо ли говорить о том, что администрация была буквально завалена жалобами на все, имеющее отношение к ЖКХ, – отрасли, пожирающей время и средства, не дающей поработать на перспективу. И тогда Анатолий Чеботков, не видя иных методов  перехода от пожарных, авральных методов управления к плановой работе, утвердил программу по ремонтам, модернизации и прочим необходимым мероприятиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По тем временам эта программа носила явно авантюрный характер. Сейчас об этом уже можно говорить: с самого начала она не имела ни ресурсного, ни финансового обеспечения. Надежда была на оборотистость специалистов.

Но дело даже не в этом. Мало ли в те годы на районных, да и на краевых, федеральных уровнях принималось программ, о выполнении которых даже и не думали. Просто нужен был очередной «пряник», с которым можно идти к избирателям. И даже если спрашивали, где, мол, результат, всегда можно сослаться на бардак в Москве, а то и в ООН.

В Михайловском районе все было по-иному: там программа стала рабочим планом, за исполнение которого с себя же и спрашивали. Словом, сами себе повесили хомут на шею.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

- Кажется, тогда мы работали сутками, - рассказывает сегодня начальник ЖЭУ Галина Белоусова. – Подошли материалы, мы их, чтобы не растащили, сразу в дело. Крыши, стояки, котельные, станция обезжелезивания, очистные – все делали одновременно и сразу капитально. Сейчас я иногда задумываюсь и не могу понять, что нами тогда двигало. Зарплаты были так себе, больше того: был момент, когда при таком режиме работы нам 17 месяцев не платили зарплату, но мы даже не думали бастовать. Правда, мы видели, что все деньги, которые руководству удавалось выбить, шли на материалы.

Весь этот объем работ свалился, конечно, на плечи тогда маломощного МПКХ. Приходилось нанимать специалистов из  Уссурийска, но дело, на удивление всем, двигалось. Конечно, можно по-разному относиться к методам реализации программы, принятой в конце 90-х в Михайловском районе. И материалы, и финансы сюда стекались неведомыми путями, а уж невыплата зарплаты – это и вовсе по нынешним временам уголовное дело. Да только вот Белоусова, как бы трудно ей ни было, не бросила отрасль. И она не одна такая. Значит, что-то было такое, что заставляло михайловцев работать по-стахановски.

А главное-то в том, что в большинстве районов края ждали конкретного финансового подкрепления жилищно-коммунальной реформы. И совершенно зря, потому что была она тогда лишь декларирована. Впрочем, один пункт выполнялся неукоснительно: постоянно поднимались тарифы на услуги. А ведь капитальные ремонты всего ЖКХ так или иначе проводить надо, а Михайловский район их почти закончил. 

Сегодня можно подвести некоторые итоги. 90 процентов  крыш на многоэтажках сделали шатровыми, и они перестали течь. Заменено 70 процентов стояков, а вода не просто соответствует государственным стандартам, но и доходит до пятого этажа. Модернизация котельных шла по нескольким направлениям.

Во-первых, сокращение количества котельных, а лучше сказать, кочегарок. Зачем, объяснять не надо. Для примера: в Ивановке ликвидировали четыре котельных из восьми, в Осиновке – две из трех, по одной в Кремово и Даниловке. Причем качество услуги только повысилось, а ее количество ничуть не уменьшилось.

Перевод с твердого топлива на солярку, затем перевод на мазут, который в три раза дешевле солярки, шел, конечно, тяжелее. Слишком уж большие капиталовложения  требуются на замену котлов, и в целом по району эта работа планомерно продолжается.

С таким багажом МПКХ и влилось в КГУП «Примтеплоэнерго», причем в Михайловском районе отдали новой организации и обслуживание жилья, потому что посчитали: единый комплекс нельзя дробить на мелкие конторки, которые только перелопачивают финансы без видимого результата.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Главному инженеру Михайловского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» Геннадию Яковлевичу Марьину 67 лет. Начальнику Ивановского участка Михаилу Алексеевичу Конче – 62 года. Специалисты отменные, таких поискать, работают надежно и качественно, и никто не собирается отправлять их на пенсию. Но в этом  заключена едва ли не главная проблема ЖКХ Михайловского района, да и не только его.

- Еще в конце 90-х годов мы в корне пересмотрели кадровую политику в отрасли, - рассказывает Анатолий Чеботков, между прочим, сам местный, николаевский. – Сколько себя помню, всегда ЖКХ являлось неким отстойником, куда сбрасывали проштрафившихся руководителей, куда рабочими шли те, которых уже нигде не брали. Проще говоря, ниже упасть было некуда. И в итоге начальником ЖЭУ мог стать человек с семилетним образованием. Так что же мы тогда хотели от отрасли?

А что хотели, то тогда и получали. Все стало обыденным – протекающие крыши, отсутствие воды на верхних этажах, перемерзающие батареи, пьяненький кочегар, а рядом с ним читающий мораль ответственный работник. Сегодня в Михайловском районе все эти четыре позиции прочно закрыты, и если что-то из перечисленного все-таки случается, то относятся к этому как к редкостному ЧП с соответствующими выводами.

Появился даже термин, который впервые пришлось услышать именно здесь, - недотоп. Это когда на выходе котельная не выдержала температурный режим, предусмотренный графиком. Так вот за недотоп лишаются солидной части зарплаты, а это очень хороший стимул.

В процессе генеральной реконструкции жилищно-коммунального хозяйства  в районе одновременно шла и капитальная чистка кадров. С кем-то расстались, кого-то перевоспитали, и теперь он уже не кочегар, а оператор, и зарплата у него, скажем, в той же Ивановке едва ли не самая высокая среди рабочих.

А главное, взяли себе за правило: на инженерные должности брать только людей с высшим образованием, желательно с политехническим. Тяжело, конечно, было менять отношение людей, особенно молодежи, к вечно «отстойной» отрасли, но все же эту линию выдержали. И вот уже за спинами «стариков», которые названы выше, толкаются молодые специалисты – замами, начальниками автотранспортных участков, других первичных подразделений. Аксакалы знают, что рано или поздно именно эти «сынки» их сменят, и натаскивают их, как раньше асы-токаря натаскивали стажеров.

СЛЕСАРЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ В ЛИЦО

Что касается передачи жилого фонда в частные руки, то это следующий и совершенно необходимый этап реформы ЖКХ. Здесь подсчитали, что сегодня из каждого заработанного на обслуживании жилья рубля пятьдесят копеек идет на содержание административно-управленческого аппарата (АУП). И потому рамки тарифа для «Примтеплоэнерго», по крайней мере его Михайловского филиала, просто узки.

Частной фирме нет надобности раздувать АУП, и есть надежда, что она, по крайней мере, снизит вот эти непроизводственные издержки.

- Вопрос сейчас не стоит о снижении тарифа, - говорит Анатолий Чеботков, - своих целей мы достигнем уже тогда, когда сможем удержать этот тариф на стабильном уровне. И, конечно, только в этом случае сбудется заветная мечта каждого квартиросъемщика – своего слесаря он будет знать в лицо. И поднять его сможет в любое время дня и ночи.

В оценках очередной новации пока будем осторожны, потому что неизвестно, как пойдет дело. В Уссурийске, например, скажем тоже очень осторожно, пока у частников, взявших под свою опеку жилой фонд, дела идут не очень хорошо. Проблема вся в отношениях с фондодержателем, который собирает оплату, но с производителем работ вовремя не рассчитывается.

В Михайловке об этом знают и, надо думать, своему фондодержателю и «собирателю платежей» МУП «Благоустройство» уже дали соответствующие указания. Тем более что уже к осени и второй квартал Михайловки тоже хотят отдать частнику.

…Рисковые люди все-таки руководят реформой ЖКХ в Михайловском районе. Зато и результат есть.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, «Владивосток»