Святая наука - услышать друг друга
В разгар перестройки в журнале «Огонек» было опубликовано письмо одного читателя с замечательной фразой: «Если поднатужиться, то всем вместе можно поднять даже самый тяжелый камень. Но нельзя его держать на весу бесконечно…». Мы поднатужились. Камень старой советской империи подняли, но, похоже, до сих пор продолжаем его держать на весу. Ищем то доброго батюшку-царя, то вожака нашей неорганизованной стаи, то очередного лидера, который нас поведет к светлому будущему, где всем все дадут сразу и даром.
В разгар перестройки в журнале «Огонек» было опубликовано письмо одного читателя с замечательной фразой: «Если поднатужиться, то всем вместе можно поднять даже самый тяжелый камень. Но нельзя его держать на весу бесконечно…». Мы поднатужились. Камень старой советской империи подняли, но, похоже, до сих пор продолжаем его держать на весу. Ищем то доброго батюшку-царя, то вожака нашей неорганизованной стаи, то очередного лидера, который нас поведет к светлому будущему, где всем все дадут сразу и даром. Не будет этого, граждане! Никто за нас не решит наши проблемы. К счастью, уже большинство наших сограждан это понимает. Если в 1996 году, по данным ВЦИОМ, еще 51 процент россиян считал, что ответственность за их судьбу обязаны нести власти, то к 2003 году уже 87 процентов жителей России убедились в том, что свои проблемы они должны решать сами. А помочь им в этом должен знаменитый 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», многие положения которого вступают в силу уже с 1 января 2005 года. Как? Что может сделать общественность? Об этом сегодня и поговорим…
Светлана Пастернак - президент владивостокской городской общественной организации по поддержке предпринимательства «Ступени». Является экспертом Центра региональных прикладных исследований в проекте «Ведущие менеджеры России», учредителем и членом Совета предпринимателей Приморья, членом координационного экспертного совета по поддержке предпринимательства при администрации города Владивостока. В 2004 году ВГОО «Ступени» получила грант Menagement System Internationаl Агентства по поддержке предпринимательства США для работы по включению населения в процесс принятия решений на уровне местного самоуправления.
- Светлана Васильевна, объясните, что такое на самом деле гражданское общество, общественное самоуправление, общественная инициатива?
- По закону «местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая… самостоятельное и под свою ответственность решение населением… вопросов местного значения…». Конечно, участвуют в этом процессе и органы самоуправления. На сегодня именно они и решают все вопросы нашего бытия. В последней редакции Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие населения прописано особо, видимо, наш час настал. А гражданское общество - это организованная часть населения, понимающая и выражающая свои интересы, будь то бизнес, некоммерческие организации любых направлений деятельности или что-то еще. Гражданские инициативы могут исходить из организованной части общества. К тому же политическая система в России устроена так, что в гражданское общество входят все, кроме власти, принимающей решения. Власть живет сама по себе, имея возможность решать собственные проблемы. Все же остальное население, производя товары и услуги и зарабатывая за это деньги, получая социальные пособия, дотации и т.п., имеет массу проблем, но решить их самостоятельно не может.
Нельзя забывать и о том, что несколько поколений жителей России выросло в условиях примата государства. От самого советского человека по сути дела ничего не зависело. Ему все давало государство, а потому иждивенческие настроения очень сильны и сегодня: дайте квартиру, сделайте ремонт, установите справедливую систему оплаты за жилищно-коммунальные услуги, дайте хорошую работу, назначьте высокую пенсию. Очень многие люди сидят и ждут, что придет какой-нибудь добрый дядя и это все для них сделает.
- А что, такой добрый дядя не придет?
- Нет, конечно. В странах с развитым гражданским обществом свои проблемы каждый человек решает самостоятельно. Только то, что конкретному человеку не под силу, государство возьмет на себя. И там зависимость от общества власти очень выгодна. Ведь все ее решения проходят процедуру общественного обсуждения и одобрения, следовательно, власть чувствует себя стабильно и прочно.
Кризис власти происходит там, где государство «оторвалось» от общества.
Мы вот много лет строим государство нового типа, потому что дошли до самого края неэффективности власти. В новом государстве население должно будет делать все, что только сможет. Если сможет не все население, а только его часть, значит, эта часть снимет нагрузку с государства, а оно будет думать, как помочь той части населения, которая чего-то не может сама. Так мы помогаем власти быть властью.
- И чем, по-вашему, мы можем помочь власти?
- В первую очередь, четко сказать, чего мы хотим. Власть не всегда догадывается об истинных чаяниях населения, она живет в других условиях. Именно потому и выдвигает такие проекты, как, например, строительство канатной дороги во Владивостоке или мощение разноцветной брусчаткой тротуаров в центре города. Во-вторых, объяснить, что государственное предприятие - это всегда хуже, чем частное. Потому что оно неэффективно, но дотируется из бюджета. А власть по привычке держится за него. В реформу местного самоуправления заложено - муниципальные предприятия исчезнут, их просто не должно быть. Они не рыночные в рынке.
- Наболевшая проблема - неэффективная структура городского жилищно-коммунального хозяйства. Что здесь, по-вашему, можно сделать?
- Вот смотрите, сейчас мэр Владивостока Николаев занимается проблемой ЖКХ. В разговоре с руководителями муниципальных предприятий он сказал им: «Говорите, какая техника вам нужна? Купим!». А это с какой стати? Почему он будет за бюджетные деньги покупать технику для муниципальных предприятий? Ведь МУПы, опыт показывает, технику не берегут, гробят. А вот бизнес никогда никому ничего не отдаст - там понимают, что сколько стоит и какой доход должно приносить. У предпринимателей вся техника в работе.
Думаю, надо объявить по-настоящему открытые прозрачные конкурсы на обслуживание объектов ЖКХ. К примеру, есть жилой дом, в котором есть электрические, водопроводные и канализационные сети. Кроме того, подъезды и придомовые территории должны быть чистыми, мусор - вывозиться быстро и качественно. Лифты - работать, а крыши не должны течь. Это точка отсчета. Решением конкретного вопроса и займется частный предприниматель, какое-нибудь ООО, крупное акционерное общество. Власти города этого делать не должны, их функция - подготовить фронт подрядных работ и координировать процесс, чтобы каждый горожанин знал, за что он платит деньги, а каждый предприниматель, работающий на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг, - за что они получают деньги.
При таком раскладе все проблемы отпадут сами собой. А бывшие низкооплачиваемые бюджетники организуют небольшие фирмы, будут работать и зарабатывать. Рынок все расставляет по местам. Пути к реальной реформе ЖКХ есть и у граждан - создание товариществ собственников жилья, кондоминиумов.
- А это правда, что за одни и те же жилищно-коммунальные услуги люди, живущие в элитных домах, но в организованном кондоминиуме, платят меньше, чем неорганизованные и живущие в запущенной пятиэтажке?
- Правда. Почти на порядок меньше. Ведь там стоят все приборы учета - и тепла, и воды. Товарищество собственников жилья - лицо юридическое, все услуги покупает на рынке ЖКХ, имея реальную возможность выбирать, с кем заключать договор, а с кем нет.
- И что, жильцы какого-нибудь дома могут отказаться покупать, допустим, тепловую энергию у «Дальэнерго», а решить установить на доме, скажем, солнечные батареи?
- Могут. Федеральный закон позволяет нам самим решать многие вопросы, но если мы решаем вопросы местного значения, то и отвечаем за это сами. Неправильно сделаем, что ж - винить за это будет некого.
- А что может сделать общественность в сфере здравоохранения? Например, сейчас много говорят о том, что у нас неэффективно работает «скорая помощь» именно потому, что ей приходится обслуживать хронических больных, которых вести должны врачи из поликлиник…
- Общественность может все. Давайте соберем всех, кому это небезразлично, на общественный совет, пригласим не только главных врачей больниц и поликлиник, специалистов, частных врачей, но и инвалидов, пожилых людей и обсудим, допустим, как должна быть организована медицинская помощь населению Владивостока. Нужна стратегия. Каждый озвучит свои самые насущные проблемы, а следующий шаг - возможные решения. Да, комплекс проблем возникнет колоссальный, но их надо начинать обсуждать. У нас есть масса академических институтов, которые умеют заниматься стратегическим планированием - они с удовольствием займутся этим. Мы обсудим и предложенные ими варианты, посчитаем необходимые ресурсы и выберем конкретное направление решения проблемы.
- Так и создается гражданское общество?
- Именно. Все население привлекается к участию в решении проблем.
- Чаще получается так, что власть сама определяет, что, по ее мнению, для общества будет лучше. Что по этому поводу гласит новый закон?
- Общественные слушания обязательно должны проводиться по четырем пунктам. Первый - принятие Устава города и всех вносимых в него изменений. Принятие местного бюджета и отчет о его исполнении. Процедуру общественных слушаний также проходят все вопросы о преобразовании муниципального образования. И наконец - обязательно обсуждаются все планы и программы развития территории. Вот, например, Хабаровск отверг план, который был разработан и предложен на обсуждение учеными. Ученые запланировали одно, а хабаровчане собрались и заявили: «А нам этого не надо! Будущее нашего города мы видим по-другому». И все - план завернули на доработку с учетом мнения общественности.
- А у нас, говорят, концепцию развития Владивостока приняли на каком-то совете общественности при бывшем градоначальнике Копылове…
- Не знаю, какой там был совет общественности, но общественные слушания - это совсем другая процедура. За 45 дней до предполагаемого общественного обсуждения необходимо широко объявить тему обсуждения в прессе, чтобы каждый человек мог внести свои предложения. Обязательно должен быть указан адрес, куда можно направлять свое предложение. Каждое предложение должно быть учтено, систематизировано, может быть, даже в виде отдельных проектов, их авторы должны обязательно получить приглашение на общественное слушание. И если уж общественность одобрила некий пункт или положение, то глава администрации муниципального образования со спокойной душой может выносить решение.
- И не будет никакой волны общественного возмущения…
- Естественно. Формирование гражданского общества - это вопрос самосохранения власти, без которой вообще будет анархия. Различные группы населения и власть должны уметь общаться.
Автор: Ольга АКСАКОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»