Большой мед на фоне больших проблем пчеловодства
Сразу стало понятно, что «урожай» нынче предстоит богатый: в день приносы нектара на улей составляли по 25 килограммов. Для сравнения: в большинстве областей страны, где нет столько растущей в диком виде медоносной растительности, такое количество составляет годовой сбор меда на пчелосемью.
Сразу стало понятно, что «урожай» нынче предстоит богатый: в день приносы нектара на улей составляли по 25 килограммов. Для сравнения: в большинстве областей страны, где нет столько растущей в диком виде медоносной растительности, такое количество составляет годовой сбор меда на пчелосемью.
- Нектаропродуктивность липы очень высокая - до 1000 килограммов меда с одного гектара, - рассказывает председатель ассоциации «Приморский мед» Виктор Лазун. - В Приморье растет восемь ее видов. А самое-то важное, что три главных для пчеловодов липы - таке, амурская и маньчжурская - цветут не одновременно, а друг за другом. Будто бы природа сама позаботилась о том, чтобы продлить срок медосбора. Июль для всех - время отдыха, а для нас почти весь месяц - самая горячая пора. В тайге, с тучами комаров и мошек, в 100 и более километрах друг от друга, вдали от населенных пунктов... Но если есть результат, эти издержки - не велика беда.
По прогнозам Виктора Леонидовича, за нынешний сезон пчеловоды края заготовят не меньше 15 тысяч тонн меда. Вот только будет ли сбыт? Эта проблема их волнует больше всего. В позапрошлом году хоть и не так удачно складывалась ситуация, все же медосбор был неплохой. Но почти до самой весны не знали, что с медом делать. Много ли его в крае продашь? Если вспомнить статистику советских лет, когда все заботы по сбыту брал на себя главный заготовитель - крайпотребсоюз, в Приморье расходилось около тысячи тонн, а остальное отправлялось на запад страны, на север, Камчатку, Сахалин. Вряд ли сейчас потребность края в меде увеличилась. Можно, конечно, говорить о том, что это из рук вон плохо, что мы недооцениваем ценность целебного продукта, что у нас нет культуры его потребления, однако факт остается фактом: должен быть налажен сбыт меда за пределы края. Позапрошлогодние запасы в конце концов разошлись. Появились закупщики с пивзавода «Балтика», из Москвы, других регионов. Напуганные многомесячным затовариванием, пчеловоды отдавали мед по низкой цене - по 30 рублей за килограмм. Нынешним летом цена поднялась в два раза, и приморцы намерены держать ее дальше. Иначе заниматься трудоемким делом, имеющим много тонкостей, нет смысла.
Сегодня пчеловодство, некогда занимавшее важное место в экономике края, можно лишь с натяжкой назвать «отраслью». В свое время у нас работал 21 специализированный пчеловодческий совхоз. Кроме того, пасеки содержали сельскохозяйственные совхозы, госпромхозы, зверосовхозы и даже лесхозы. В общественном секторе были построены добротные зимовники, сотохранилища. На сегодня почти все это разобрано, разграблено, сожжено. От бывших специализированных совхозов осталось лишь несколько названий и небольшое количество пчелосемей. Нет и пчелотреста с межрайонными отделениями по пчеловодству, которые обеспечивали всех пчеловодов края пчелоинвентарем, вощиной, медикаментами. Прекращено существование всех обществ пчеловодов-любителей, в том числе и краевого. Ассоциация «Приморский мед» как таковая значится, но в ней вместо 14 районных зоотехников по пчеловодству, 21 зоотехника пчеловодческих совхозов, 16 специалистов прежней ассоциации остались один начальник без портфеля и финансов (так называет себя Виктор Лазун) да бухгалтер.
Продолжают держаться опытные пчеловоды-частники. Но каким трудом это им дается - без зооветеринарной поддержки, проведения диагностических и противоэпизоотических мероприятий, организации учебы, - можно только догадываться. Пчела - птаха нежная, она подвержена многим болезням. Пчелиные семьи подкашивает варроатоз, который за 40 лет после своего появления погубил в крае более миллиона пчелиных семей. В 1996 году на голову пчеловодов свалилась новая для наших мест болезнь - аскосфероз. При отсутствии специалистов, медикаментов, знаний, в конце концов, инфекция продолжает прогрессировать и наносить урон пасекам. Количество пчелосемей с 1990 года в крае сократилось более чем в два раза и сейчас составляет, по примерным подсчетам, 150 тысяч.
Однако Приморье, заготавливая до половины всего меда в России, продолжает занимать ведущее место в мире по его производству. Правда, иностранцы дают невысокую цену - доллар за килограмм.
- Отчасти причина в том, что наш мед по влажности не соответствует принятым международным стандартам, имеет не 18-19, а 20-21 процент по этому показателю, - объясняет Виктор Лазун. - Все потому, что при нашей буйной медоносной растительности ульи очень быстро заполняются, и пчеловоды вынуждены их освобождать, мед не успевает «выстаиваться». Но это не значит, что он хуже. Попробуйте мед из Китая, и вы убедитесь, насколько наш вкуснее, ароматнее и, я уверен, полезнее, потому что это не искусственная продукция, а самая что ни на есть натуральная - дар природы.
Чтобы предотвратить дальнейшее падение пчеловодства в крае и справиться с нынешним развалом, по мнению Виктора Леонидовича, необходимо возродить Спасское, Уссурийское, Дальнереченское межрайонные общества пчеловодства со штатом хотя бы семь зоотехников-инспекторов, которые будут обеспечивать пчеловодов вощиной, пчелоинвентарем, медикаментами, поднимать профессиональный уровень отрасли. Задачу по закупке меда и его реализации могло бы взять на себя госпродагентство. Что касается ассоциации «Приморский мед», призванной выполнять государственные функции агентства по пчеловодству, то при возобновлении ее финансирования можно было бы решить целый комплекс задач, начиная с паспортизации пасек (сейчас даже статистику по пчеловодству можно привести только неофициальную) и заканчивая планом породного районирования медоносных пчел и других чисто профессиональных вопросов. Даже в выставках (у нас есть неоднократные участники ВДНХ и другие знаменитости), семинарах приморские пчеловоды давно уже не участвуют, образовываются, как могут.
Сейчас пасеки перевозятся на новые места - поближе к гречихе и цветущим травам. Хорошими медоносами являются леспедеца, мышиный горошек, осот, другое осеннее разнотравье. Нужно дать возможность пчелам запастись на зимовку. Чтобы она была сытной, пчелиная семья должна заготовить для себя 25-30 килограммов меда. Если погода будет благоприятной, появятся «излишки», и пчеловоды смогут накачать еще гречишный и цветочный мед.
Отцвела липа - главное медоносное растение в крае. Пчеловоды подсчитывают, сколько накачали меда, сколько смогут на нем заработать. Делают это с удовлетворением - после прошлогоднего провала, когда липа практически по всему краю, начиная с Михайловского района и дальше на север, не набрала цвет, похоже, можно взять реванш. Сезон с самого начала складывался удачно. Уже в июне, когда буйно цвели одуванчик, клевер, клен, бархат, удалось взять первый свежий мед. Пришел черед липы, и пчеловоды перекочевали с пасеками в тайгу.
Автор: Отдел спецпроектов, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"