Новым хозяином “Владивостокского ликеро-водочного завода” стал его главный конкурент
АО “Уссурийский бальзам”, являющееся крупнейшим в Приморском крае производителем алкоголя, приобрело находившиеся ранее в федеральной собственности 59 процентов акций своего основного конкурента - АО “Владивостокский ликеро-водочный завод”. Контрольный пакет акций сменил владельца в результате трех сделок на Владивостокской фондовой бирже, суммарный объем которых составил 1 миллиард 486 миллионов 650 тысяч рублей. Каждая из 19822 акций номиналом в 1000 рублей обошлась покупателю в 75 тысяч. До этого бумаги “ВЛВЗ” на фондовой бирже не продавались.
АО “Уссурийский бальзам”, являющееся крупнейшим в Приморском крае производителем алкоголя, приобрело находившиеся ранее в федеральной собственности 59 процентов акций своего основного конкурента - АО “Владивостокский ликеро-водочный завод”. Контрольный пакет акций сменил владельца в результате трех сделок на Владивостокской фондовой бирже, суммарный объем которых составил 1 миллиард 486 миллионов 650 тысяч рублей. Каждая из 19822 акций номиналом в 1000 рублей обошлась покупателю в 75 тысяч. До этого бумаги “ВЛВЗ” на фондовой бирже не продавались.
Как сообщила корреспонденту “В” заместитель председателя Фонда имущества края Светлана Вобленко, 8 процентов акций владивостокской “ликерки” составляют остаток, не реализованный во время ваучерной приватизации. Они были выставлены на бирже еще в ноябре 1995 года. Еще 51 процент был до начала нынешнего года закреплен в собственности государства, после чего подлежал приватизации. Вырученные от продажи обоих пакетов средства будут, согласно президентскому указу, распределены следующим образом: 71 процент направляется в федеральный бюджет, по 10 процентов получат краевая казна и местные и центральные органы приватизации, 5 процентов - федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, и по 2 процента - фонды развития инфраструктуры рынка ценных бумаг и защиты прав вкладчиков и акционеров.
Между тем, по словам юриста “Уссурийского бальзама” Зои Щегловой, сделка пока окончательно не улажена. Это значит, что оплата еще не произведена и изменения в реестр акционеров не вносились. Выполнение всех необходимых процедур займет, по ее мнению, как минимум 2 недели. В частности, передача прав собственности на акции “Уссурийскому бальзаму” невозможна без разрешения антимонопольного управления (АМУ), с которым необходимо согласовывать все сделки, связанные с приобретением 20 и более процентов в уставном капитале акционерных обществ. Как сообщил корреспонденту “В” председатель АМУ Владимир Таланцев, никаких документов по поводу продажи контрольного пакета акций “ВЛВЗ” туда пока не поступало.
Известно, что “Уссурийский бальзам” довольно давно интересовался делами “ВЛВЗ”. Генеральный директор “Уссурийского бальзама” Юрий Емец несколько месяцев даже занимал должность внешнего управляющего “Владивостокским ликеро-водочным заводом”, на которую был назначен в конце октября прошлого года решением внеочередного собрания акционеров. Несмотря на то, что главный уссурийский винокур выступал тогда в качестве частного предпринимателя, отвечая за свою деятельность личным имуществом, данное назначение носило отнюдь не случайный характер. Очевидно, уже тогда предполагалось, что уссурийская и владивостокская водки будут дружить.
Сегодня представители “Уссурийского бальзама” воздерживаются от комментариев по поводу своих дальнейших действий на владивостокском заводе. Начальник финансово-экономического отдела предприятия Татьяна Рядинская сказала лишь, что в ближайшее время никаких кардинальных перемен здесь не предвидится и “не менее полугода все будет так, как есть”. По мнению специалистов администрации края, в дальнейшем наиболее реальным может стать сотрудничество ведущих приморских предприятий в рамках производственного объединения или холдинговой компании.
В свою очередь, руководство “ВЛВЗ” ждет от нового инвестора прежде всего пополнения оборотных средств. Их острый недостаток является основным препятствием для наращивания объемов производства, и спиртные напитки сейчас выпускает лишь одна из 5 технологических линий предприятия. В то же время в результате мер, предпринятых внешним управляющим Валерием Катковым, заводу удалось снизить задолженность перед бюджетами и наладить сбыт готовой продукции.
Как считает Владимир Таланцев, покупка “Уссурийским бальзамом” 59 процентов акций “ВЛВЗ” вряд ли приведет к образованию в крае нового монополиста. По официальной информации, только 30 процентов алкогольной продукции, реализуемой в крае, производят приморские предприятия. Остальные 70 процентов составляет алкоголь, завезенный коммерсантами из-за рубежа и из других регионов России.
Впрочем, монополия и ни к чему приморским винозаводчикам, уже в течение полутора лет пользующимся полной поддержкой со стороны приморского Белого дома. Местная ликеро-водочная промышленность традиционно считалась одним из наиболее надежных источников пополнения краевого бюджета. Однако качественная продукция приморских предприятий не выдерживала конкуренции с привозными суррогатами из-за своей высокой себестоимости. Поэтому начиная с декабря 1995 года краевые власти предприняли ряд протекционистских усилий, направленных на поддержку местных производителей.
19 декабря 1995 года Приморская краевая дума приняла закон “О краевом налоге на оптовую и розничную торговлю алкогольной продукцией”. Размер налога, которым облагалось все спиртное, изготовленное за пределами Приморья, составил 5 процентов минимальной зарплаты за каждый литр реализуемой продукции. Месяцем позже, с 15 января, во Владивостоке была запрещена любая торговля алкоголем, кроме его продажи в магазинах с площадью торгового зала не менее 30 квадратных метров. При этом торговля спиртным разрешалась лишь с 8 до 22 часов, а его реклама по радио и телевидению - с 22 до 7 часов.
Затем на срок с 26 марта 1996 года до 1 февраля 1997 года местным предприятиям были предоставлены существенные льготы по акцизным сборам на водку и ликеро-водочные изделия. Наконец, уже в конце февраля нынешнего года губернатор Евгений Наздратенко подписал постановление “Об обязательной сертификации поступающей в край алкогольной продукции”. Последняя мера призвана защитить приморских производителей алкогольной продукции посредством существенного ограничения ее ввоза из-за пределов края.
Основная цель всех этих преобразований заключается в том, чтобы при конкурентоспособной цене на приморскую водку увеличить поступления в краевую казну за счет оборота местных ликеро-водочных заводов. Вполне возможно, происходящая сейчас структурная реорганизация отрасли также направлена на ее достижение.
Автор: Дмитрий ЧЕРНОВ, “Владивосток”