Терпеть или не терпеть?

В последние годы проблеме толерантности, другими словами - терпимости, конструктивного отношения в обществе между разными группами людей - уделяется много внимания: проводятся конференции, издаются книги и брошюры, в школьные и вузовские программы включены специальные лекции. Толерантность послужила предметом забот даже на правительственном уровне - постановлением правительства РФ от 25 августа 2001 года утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы». Но стали ли мы действительно терпимее, снисходительнее, внимательнее к привычкам, интересам и верованиям других людей? Достижим ли идеал толерантного человека и толерантного общества? Об этом корреспондент «В» беседует с Ларри СМИТОМ, американским специалистом по вопросам толерантности, недавно побывавшим во Владивостоке.

22 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1593 от 22 июль 2004
В последние годы проблеме толерантности, другими словами - терпимости, конструктивного отношения в обществе между разными группами людей - уделяется много внимания: проводятся конференции, издаются книги  и брошюры, в школьные и вузовские программы включены специальные лекции. Толерантность послужила предметом забот даже на правительственном уровне -  постановлением правительства РФ от 25 августа 2001 года утверждена  федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы». Но стали ли мы действительно терпимее, снисходительнее, внимательнее к привычкам, интересам и верованиям других людей? Достижим ли идеал толерантного человека и толерантного общества? Об этом корреспондент «В» беседует с Ларри СМИТОМ, американским специалистом по вопросам толерантности, недавно побывавшим во Владивостоке.
- Г-н Смит, национальная, религиозная, социальная терпимость всегда являлась важной составляющей общества, почему о толерантности громко начали говорить именно сегодня?
- Именно сейчас толерантность важна для всего мира. Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО в 1995 году, констатировала: мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, в век крупномасштабных миграций населения, преобразования социальных структур. Каждый регион становится многоликим, государства - многонациональными. Любое проявление нетерпимости в этой ситуации грозит конфликтами, агрессией. Для России, мне кажется, эта проблема сегодня не менее актуальна, чем для остального мира, в котором участились акты терроризма, проявления национализма, социальной нетерпимости.
- Несмотря на то, что слово «толерантность» давно вошло в обиход, разные специалисты – лингвисты, политологи, психологи - вкладывают в это понятие разные смыслы. Какой из них выбрали вы?
- Лингвисты понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам, политологи –  способность понять представителя другой нации, психологи -  умение понять ощущения другого человека. В этом смысле толерантность раскрывается через понятие дружелюбия, мирной настроенности, как антипод агрессивности, раздражительности. Но...… Мне сам термин «толерантность» не нравится. Причина? Потому что он предполагает, на мой взгляд, определенное превосходство: я готов терпеть что-то, что я не принимаю. На самом деле гораздо больше мне нравится не терпение, а приятие многообразия...…
- Как воспитать это качество в человеке? В обществе? 
- Это трудная задача. Например, 50 лет назад Верховный суд США отменил закон «Раздельное, но равное», постановив, что обучение детей в разных школах – для белых и для черных - противоречит конституции. Таким образом, дискриминация по расовому признаку в системе общественного образования  была поставлена вне закона. Чуть позже, в 1964 году, были приняты законы о гражданских правах, которые окончательно уравняли все расы. С тех пор прошло полвека, законодательно расовая дискриминация в США давно уничтожена, но на бытовом уровне она по-прежнему существует в тех или иных формах, хотя очень и очень многое изменилось к лучшему. То есть законы заложили фундамент, который нужно  достраивать с помощью общественных институтов, образовательных программ, СМИ. Иными словами, толерантность должна стать не только теоретическим понятием, но элементом определенной культуры жизни. 
Те же афроамериканцы после принятия соответствующих законов получили возможность ходить в магазины, куда раньше ходили только белые, совместно обучаться, посещать зрелищные заведения. Конечно, их встречали без энтузиазма – закон не может заставить любить и принимать. Но законы помогали контролировать проявления расовой нетерпимости.
То же самое можно сказать и о сексуальных меньшинствах. Если раньше люди нетрадиционной сексуальной ориентации не могли снять квартиру, устроиться на работу, то сегодня в США приняты законы, не позволяющие с предубеждением относиться к представителям сексуальных меньшинств.
- Г-н Смит, автор многочисленных публикаций по толерантности Иосиф Дзялошинский назвал одним из компонентов российской культуры – эгоцентрический. Он характеризуется стремлением к самоутверждению личности, к власти над другими, то есть служит иллюстрацией поговорки «Каждый сам кузнец своего счастья».  Достижима ли межличностная толерантность, которая делает пребывание в социуме комфортным?
- Если мы агрессивно настроены по отношению к себе подобному, где бы это ни было – на улице, в транспорте, магазине, всегда есть угроза конфликта, возникает чувство тревоги, одиночества, незащищенности. Будучи ориентированным на самого себя, стремясь к достижению целей, представитель эгоцентрической культуры должен помнить о том, что он окружен другими людьми. И вступая с ними в контакт, учитывая и используя интересы других, можно быстрее решить свои собственные задачи. Отделение от других в конечном счете приводит к изоляции...…
Конечно, причин интолерантного отношения существует столько же, сколько вариантов личных отношений. В основе – неприятие другого, отличного, невежество. Думаю, ответом будет образование. Оно должно начинаться с самых ранних лет в семье, когда родители будут объяснять своему ребенку, что мир очень многообразен, что в нем есть множество понятий и явлений. Ребенок должен знать, что на свете существует не только добро, но и зло. Но, повторю,   прерогатива родителей – заложить в ребенка те ценности, те понятия, которые помогут ему ощущать себя в гармонии с миром и окружающими. Я хотел бы, чтобы  афроамериканцы, японцы,  русские, африканцы, состоятельные и бедные, лирики и прагматики -  сумели бы подняться над толерантностью и начали принимать друг друга. Может быть, такая цель и недостижима при жизни нашего поколения, но в это путешествие стоит отправиться…...

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»