Первооткрыватель
Около сотни археологических памятников эпохи раннего средневековья открыл подвижник и энтузиаст Виталий Василенко Держу в руках затертый бронзовый кружочек – старинную монету достоинством в 1 вень. По размерам она напоминает наш пятирублевик, но посередине – сквозное квадратное отверстие. В 1004-1007 годах, в эпоху династии Сун, эта монета ходила по трудовым и вельможным рукам. А теперь, держа ее в руках, словно воочию соприкасаешься с вечной историей и вечным течением времени...
Держу в руках затертый бронзовый кружочек – старинную монету достоинством в 1 вень. По размерам она напоминает наш пятирублевик, но посередине – сквозное квадратное отверстие. В 1004-1007 годах, в эпоху династии Сун, эта монета ходила по трудовым и вельможным рукам. А теперь, держа ее в руках, словно воочию соприкасаешься с вечной историей и вечным течением времени...
Эту уникальную возможность мне предоставил 69-летний энтузиаст и краевед с большой буквы, житель села Анучино Виталий Василенко. За то, что, исходив тайгу вдоль и поперек, он лично открыл и нанес на карту около сотни (!) памятников бохайской и чжурчжэньской культур, ему, без пафоса, можно самому ставить памятник. При жизни.
Тропой истории
Увлечение археологией у Виталия Владимировича носило достаточно случайный характер. Просто в студенческой юности был у него друг, выпускник исторического факультета. Он-то и приохотил 25-летнего парня к тайнам тысячелетий, да так, что увлечение это осталось у Василенко на всю жизнь. Где бы он ни трудился, какие бы должности ни занимал (а среди них были и руководящие, последнее место работы – начальник передвижной механизированной колонны), его неизменно тянуло в прошлое. Словно какая-то неодолимая сила заставляла его сутками бродить по анучинской тайге, выискивая невидимые обычному глазу древние дороги, и каким-то лишь ему ведомым чутьем безошибочно определять места стоянок и поселений канувших в Лету прежних обитателей наших земель, а потом, после долгих таежных скитаний, часами изучать специализированную литературу по бохайской и чжурчжэньской культуре.
Анучинский район всегда славился археологическими памятниками. До 1995 года на территории этого муниципального образования их насчитывалось 14, однако за последние 9 лет усилиями Виталия Василенко к этому числу добавилось еще 140! Древние городища, поселения, стоянки, десятки найденных так называемых артефактов – монеты, осколки глиняной посуды, бусины, наконечники копий и стрел.
С 1999 года усилиями Виталия Василенко на территории района создан и функционирует детский клуб «Юный археолог». Вместе с участниками ежегодных археологических экспедиций, проводимых их бессменным руководителем, кандидатом исторических наук Николаем Клюевым, представляющим Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, юные археологи с удовольствием копаются в земле. И очень часто им улыбается археологическая удача в виде наконечников и монет. Причем, исследуя культурный слой, можно неожиданно наткнуться на следы пепелищ. Это значит, что люди, чьи дома сгорели, покидали места обитания в спешке, оставляя много полезных вещей – керамическую посуду, орудия труда и войны, украшения... Какие драмы разыгрывались многие сотни лет назад, от какой опасности спасались люди? Судить об этом мы можем только предположительно.
Сначала юных археологов насчитывалось более 80, затем, чтобы не путались под ногами у взрослых, их число сократилось вдвое, а ныне и вовсе немного осталось – археологи из Владивостока предпочитают брать с собой студентов. Это, в общем, понятно. Но абсолютно понятно и то, что большинство тех подростков, или, как ныне модно говорит, тинейджеров, благодаря своему первому учителю Виталию Василенко не вырастут Иванами не помнящими родства, сохранят интерес и любовь к родному краю.
А ведь местная земля настолько богата предметами культуры минувших эпох, что нередко артефакты анучинцы находят, перекапывая собственные огороды. Все найденное несут Виталию Владимировичу. Находки он внимательно исследует, описывает, систематизирует. Найденные вещицы с прикрепленными к ним бирочками, словно в аптеке, ждут своего часа быть выставленными в местном музее. Музея пока нет, но глава Анучинского района Вячеслав Шаповалов обещал, что рано или поздно таковой появится.
Плутая по тайге, Виталий Владимирович иногда натыкается на удивительно красивые, можно сказать, величественные памятники. Как, например, на шекляевской «Стоговой сопке», где на древнем городище чудом уцелели стены и укрепленные валы. Исторически красиво и новогордеевское городище на «Круглой сопке», которому более 4 тысяч лет! Видимо, еще не одно десятилетие профессиональные археологи будут исследовать открытые Василенко памятники!
Нужны бескорыстные руки
Несмотря на возраст, Василенко выглядит лет на десять моложе. Находясь на пенсии, продолжает трудиться специалистом районного отдела культуры. Его супруга уже давно смирилась с чудачествами мужа, если это можно так назвать. В свое время, когда была помоложе и здоровье позволяло, сама составляла ему компанию в многодневных исследовательских таежных походах. И все же, и все же... 69 лет, как ни крути, это уже тот возраст, когда пора задуматься о том, кому же передать свои знания и опыт и любовь к истории. Виталий Владимирович уже думал над этим, но подходящего преемника пока не нашел. Главные критерии, на его строгий взгляд, – искренний интерес к археологии и бескорыстные руки. Ведь что и говорить - находки, тысячелетиями пролежавшие в земле, и особенно нумизматические редкости, в среде коллекционеров стоят бешеных денег. А ведь это наша с вами история, которая не продается. И если такой человек отыщется – Василенко будет искренне рад знакомству с ним.
А пока... Он снова собирается в тайгу. Дошел до него слух, что одним из охотников обнаружены гладко отесанные шестигранные каменные столбы. Кто и для чего их обтесал и установил – пока непонятно. Но есть у меня уверенность, что Виталий Владимирович обязательно раскроет и эту загадку.
Автор: Геннадий ОБУХОВ, Фото автора и Василия федорченко, «Владивосток»