Кто на новенького?

Что угрожает здоровью нашего первоклашки в первый год обучения? Как в оставшиеся недели подкрепить его силы? На эти вопросы отвечает врач-педиатр высшей категории поликлиники № 7 г. Владивостока Елена Сидоренко.

16 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1590 от 16 июль 2004

Что угрожает здоровью нашего первоклашки в первый год обучения?
Как в оставшиеся недели подкрепить его силы?
На эти вопросы отвечает врач-педиатр высшей категории поликлиники № 7 г. Владивостока Елена Сидоренко.

Суровая школа жизни - детский сад
- Елена Леонидовна, подходит к завершению горячая пора - полный медицинский осмотр тех ребятишек, кто собирается в школу. И каково здоровье нового поколения?
- К сожалению, хорошего мало. Оформляем так называемый эпикриз - заключение врача после осмотра всеми специалистами. И получается, с первой группой здоровья, то есть абсолютно здоровых детей, с натяжкой процентов десять. У остальных уже есть хронические заболевания, какие-то нарушения. Либо это часто болеющие дети, особенно те, кто ходил в детский сад.
- А что, детский сад так вреден для здоровья?
- Не совсем так. Да, домашние дети приходят в школу крепкими (обычно они и составляют ту редкую первую группу), но тут же начинают болеть, цепляя все подряд «незнакомые» вирусы. У прошедших же садик давно выработан иммунитет, и потому в первом классе они болеют гораздо реже неорганизованных.
И еще один огромный плюс детского сада: его выпускники гораздо легче вливаются в новый детский коллектив и новые школьные отношения, тогда как домашние дети могут испытать жестокий стресс и приобрести невроз.
- Чем чаще всего болеют наши первачки?
- Список большой. Это - нарушения осанки и другие ортопедические заболевания. Миопия. Аллергические риниты и нейродермиты кожных покровов. Часто и длительно болеющие дети в итоге получают хронический тонзиллит, аденоидит. Помолодел гайморит: бывает, у детей едва сформировались лобные и носовые пазухи, и они уже полные гноя. Это тоже результат частых длительных болезней. Очень много детей с бронхиальной астмой. Обычно все начинается с обструктивного бронхита, и если есть, к тому же, аллергия - риск бронхиальной астмы огромный.
- А чем грозит нарушение осанки?
- Не только неправильным развитием костной системы. Могут смещаться внутренние органы, страдают легкие, бронхи, от того, что неправильно происходит вдох-выдох, мозг не получает достаточно кислорода. Кроме того, ребенок часто болеет. Вот почему мы рекомендуем родителям часто болеющего ребенка: сходите к мануологу, поделайте массаж, чтобы «выправить» малыша - и многое изменится.
- В чем же причина такой печальной картины?
- Сниженный иммунитет. Плохое питание. Нездоровая окружающая среда… Да и заниматься надо с ребенком - есть ведь множество оздоровительных методик, начиная с зарядки...
- Очевидно, первый класс здоровья не добавит?
- Да, чаще всего заболевания прогрессируют. Причин тому много. В том числе стресс. Есть ребятишки, которые в первые дни учебы на эмоциональном фоне дают температуру до 40 градусов. Мама в панике! Два-три дня - и ребенок здоров. Чуть позже нашим первоклассникам почти поголовно грозят заболевания желудочно-кишечного тракта. Этому активно способствуют те же стрессы, возросшие нагрузки, плюс нарушение режима питания. И хотя первоклашкам дают в школе завтрак, некоторые дети категорически не едят - привыкли к домашней пище. С другой стороны, даже тот, кто прилежно съедает школьный завтрак, вряд ли помогает своему здоровью. Потому что традиционно в школах пекут дрожжевые булочки либо дают сосиску в дрожжевом тесте, а это «смертельный трюк» для желудка. И острый гастрит, считайте, ребенок к зиме уже заработал. К тому же у детей в первом классе заводятся карманные денежки, которые они дружно тратят на чипсы, газированные напитки и другие химические лакомства. А врачи дружно регистрируют гастродуоденит, дискинезию желчевыводящих путей, помолодела и язвенная болезнь желудка.
Чем кормить мозги?
- Фатальная картина получается… Что можно сделать, чтобы в школе наш малыш не слишком болел?
- Понятно, что овощи, фрукты, местная ягода должны быть в рационе. Однако они не заменяют витаминов с минеральными добавками, которые надо принимать круглый год. С сентября-октября можно давать элеутерококк, микстуру с корнем аралии (если, конечно, ваш первоклассник не гиперактивный). Обязательно медовые добавки, такие как стимелис, которые прекрасно стимулируют иммунную систему. Не забывайте старый добрый рыбий жир. А также препараты кальция. Ну и режим питания, который, увы, работающей маме так сложно выдержать. Во всяком случае, ребенок обязательно должен полноценно завтракать: стакан теплого молока, яйцо, легкий омлет или легкая каша. Ко второму завтраку вместо дрожжевой булочки полезнее сок с овсяным печеньем или крокетом. На обед - обязательно мясо, отварное ли, котлетка, гуляш или сарделька. На полдник и ужин - творог, фрукты, каши.
- А чем подкормить интеллект?
- Конечно, йодом. Мы рекомендуем йодомарин в умеренных дозировках (лучше посоветоваться с невропатологом и эндокринологом), который можно давать уже с двух лет.
- Спорт тоже укрепит здоровье?
- Смотря какой. Если параллельно со школой мама начнет таскать малыша в серьезную спортивную секцию - это только ухудшит ситуацию! Так же как не советую сразу отдавать в музыкальную школу или танцевальную студию. Представьте, какая эмоциональная нагрузка: в школе - поток информации, выстраивание отношений со сверстниками и учителями, а тут еще свои требования у тренера, спешка, порой выматывающие занятия, соперничество, соревнования… Ребенок очень страдает! Пусть сначала к школе адаптируется, пусть будет время после уроков отдохнуть, а не бежать заполошно… Есть дети, которые лет с пяти танцами занимаются - умная мама присмотрится, даст передышку, если надо, а потом занятия можно и возобновить.
Другое дело, если спортивный кружок для здоровья - поиграть, попрыгать в удовольствие, без настроя на достижения и чтоб ребенка тянуло туда… К сожалению, у нас нет таких спортивных секций! Придется маме с папой потрудиться: выходить на стадион с малышом, бегать, делать дыхательную гимнастику. Можно в бассейн записаться. Но тут минус: если детей забирают не на машине, они часто простывают. Еще беспроигрышный рецепт: встает малыш утром, а у него возле кроватки - коробка с морской ровной галькой. Ребенок ножками потопотал, помассировал все рефлексогенные зоны на ступнях, руками-ногами помахал - зарядку сделал, мокрой рукавичкой мама его растерла - и умываться. Так просто - и такой большой эффект!

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»