Первоначальный капитал

На днях информационные агентства сообщили: благотворительный фонд олигарха Владимира Потанина, весьма авторитетный в области образования, составил собственный рейтинг ведущих российских вузов. Оценивались 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов, которые участвуют в федеральной стипендиальной программе этого фонда. Особенностью рейтинга стало то, что критерием оценки вузов были взяты интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей.

16 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1590 от 16 июль 2004
На днях информационные агентства сообщили: благотворительный фонд олигарха Владимира Потанина, весьма авторитетный  в области образования, составил собственный рейтинг ведущих российских вузов. Оценивались 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов, которые участвуют
в федеральной стипендиальной программе этого фонда. Особенностью рейтинга стало то, что критерием оценки вузов были взяты интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей.
Так вот, третью строчку в этом рейтинге занял Дальневосточный государственный университет. Двенадцатую – Дальневосточный технический университет.
А вот вся первая пятерка: Воронежский государственный университет; Южно-Уральский государственный университет (Челябинск); Дальневосточный государственный университет (Владивосток); Томский государственный университет; Московский государственный институт международных отношений (Университет МИД РФ) - МГИМО.
Для сравнения: Санкт-Петербургский госуниверситет – на седьмом месте, Новосибирский госуниверситет – на девятом, МГУ им. Ломоносова – на девятнадцатом месте.
Технология рейтинга была примерно такова: во-первых, к конкурсу допускались студенты дневных отделений, имеющие только отличные результаты за две последние сессии. Во-вторых, в ходе тестов определялся не столько уровень специальных знаний, сколько общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить. В ходе второго этапа - ролевой игры оценивались креативность, коммуникабельность, лидерский потенциал.
В конкурсе молодых преподавателей также участвовали лучшие молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и преподавательский стаж не менее 3 лет), которых выдвигал ученый совет. Независимые эксперты рецензировали присланные соискателями работы.
Сопоставление студенческих оценок показало отсутствие принципиального разрыва между уровнем студентов московских и петербургских вузов и уровнем студентов из лучших региональных вузов. К слову, в Приморье 60 потанинских стипендиатов.
Несмотря на относительность  и лукавость всех рейтингов, весть эта очень приятная.
Во-первых, если уж промышленность у нас развивается не ахти, так хоть интеллектуальная область на уровне. А во-вторых, специалисты фонда ссылаются на мнения экспертов министерства науки и образования, которые заявляют: нет ничего удивительного, что эти региональные вузы обогнали по ряду параметров столичные и весьма авторитетные, поскольку здесь действительно созданы крепкие научно-учебные центры. Эти же оценки звучали и на последних заседаниях коллегии Минобразования, проходивших во Владивостоке. «Вы порой недооцениваете себя, у вас очень приличный уровень школ и вузов», - не раз подчеркивал на пресс-конференциях зам. министра Валерий Болотов.
Что из всего этого следует?
Не обольщаться! Не почивать на лаврах… Не терять на радостях здравомыслия.
Но при этом можно, видимо, признать: нам есть чем немного погордиться. Почему такими оказались оценки экспертов? Почему мы перегнали московские вузы, где – бесспорно! – стократно сильнее научная, информационная база и гораздо насыщеннее культурная среда? Причин, пожалуй, несколько. Первая: наши лучшие вузы действительно динамично развиваются. Плюс доступ наших ребят к мощным общемировым информационным базам, к тому же развитый к ним интерес. «Виноват» отчасти некий извечный дух соперничества нас, дальневосточников, со столичными коллегами: и мы не лыком шиты. И еще: если раньше самые умненькие ребята нередко уезжали учиться в Москву, пополняя их интеллектуальную элиту, то сейчас вынуждены оставаться в своих провинциальных (или уже не очень провинциальных по содержанию?) университетах, поскольку семьи не тянут учебу чада в столицах. Для Москвы это явная потеря. Для регионов – ценное приобретение…
И наши выпускники действительно работают по всему миру. Они на равных сотрудничают с коллегами самых авторитетных научных центров мира. У нас весьма сильные научные школы в области востоковедения, юриспруденции, естественных наук, филологии и лингвистики, биологии моря и биотехнологии, компьютерных наук и информационных технологий, целого ряда технических наук. Бурно развиваются международные связи ведущих вузов.
Есть, конечно, ощущение, что рейтинг нам несколько польстил… Но важнее другое: не застило бы глаза высокими строками рейтингов и тоннами похвал самим себе. В образовании идет масштабная реформа, и далеко не все в ней одобряют самые авторитетные умы России. С тревогой говорят о разрушении национальной системы образования, и высшего в частности. Среди аргументов – сокращение аудиторных часов в вузах, когда живое общение с преподавателем заменяется самостоятельным чтением какого-нибудь учебника или брошюры. Тотальное сокращение часов и программ по русской литературе. Повальная платность и дороговизна высшего образования. Заявления чиновников в правительстве, что пора бы, в связи с уменьшением числа молодежи, подсократить и число вузов – что-то многовато желающих получить высшее образование…
Раньше в региональных университетах существовала система повышения квалификации преподавателей (ездили работать в библиотеках, лабораториях, архивах столичных городов), теперь такой возможности нет: велено выживать самим. По-прежнему не решены проблемы финансирования вузов, зарплата преподавателей до смешного низкая. Как свидетельствуют ученые, оборудование на естественнонаучных факультетах – устаревшее… Вот уже много лет Владивосток – крупный студенческий и научный центр – остается фактически без полноценной краевой библиотеки…
Конечно, нам есть чем гордиться и чему радоваться – наши университеты в отличной форме. Но и тревожиться поводов не меньше: сохранятся ли главные качества, составлявшие силу национального российского образования? И останется ли оно доступным для молодых?

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»