Сама себе режиссер

С выпускницей актерского отделения академии искусств мы познакомились лет восемь назад в редакции газеты «Владивосток» - Катя пришла устраиваться на работу в действующую тогда при газете радиостанцию «Владивосток сегодня».

13 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1587 от 13 июль 2004

С выпускницей актерского отделения академии искусств мы познакомились лет восемь назад в редакции газеты «Владивосток» - Катя пришла устраиваться на работу в действующую тогда при газете радиостанцию «Владивосток сегодня».
- Вам не кажется, - начала разговор Катя, - что бесконечная трескотня радиодиджеев уже порядком утомила слушателей? На образ «тургеневской девушки» я, конечно, не претендую, но  очень хочется сломать стереотип бодренького ведущего. Давайте я попробую работать в эфире совсем в другом формате. Представляете, такая милая, задумчивая девушка Катя, увлекающая слушателя в мир грез, трогательных воспоминаний…...
Екатерине Кучук не довелось тогда до конца  воплотить свою идею - выпускница академии искусств поступила на службу в театр Тихоокеанского флота.

Степ с продолжением
Вообще-то быть артисткой Катя не собиралась - ее привлекали химия, английский, дизайн.  По окончании десятилетки рисовались совсем другие картинки будущего. И даже развеселые капустники на актерском факультете, которые она не пропускала, по идее, не должны были сбить цельную девушку с толку. Правда, для начала увлеклась Катя степом. Четкий ритм, пластика, пьянящее ощущение сцены...… Несмотря на бурные протесты родителей, после выпускных экзаменов она подала документы на актерское отделение академии искусств, и… провалилась. Более того, вызвала отрицательную реакцию декана театральной кафедры заслуженного артиста России Александра Запорожца. Волею судьбы именно он набирал курс на следующий год. Разительные перемены, которые произошли в абитуриентке Кучук, приятно удивили Александра Ивановича. Катя стала студенткой. И все благодаря упорным и упоительным занятиям в студии Ларисы Нагорных «Фреска». Именно здесь пришли к будущей актрисе легкость, грациозность, пронзительность движений, ощущение себя в пространстве.
- У меня фамилия счастливая, мне не могло не повезти, - улыбается Катя. - Кучук - одинаково читается и слева направо, и справа налево. Это верный знак!
С легкой Катиной руки Ларису Нагорных пригласили преподавать сценическое движение в академию искусств, где она и по сей день воплощает свои прекрасные идеи, обучая будущих актеров парить в сценическом пространстве.
Думала ли тогда первокурсница Катя Кучук, что однажды  сама войдет в академию в качестве педагога? И целых полтора года будет преподавать мастерство актера на кафедре оперного пения. Что сведет ее дружба с педагогом и чудесной вокалисткой Еленой Морозовой. А однажды они вместе выйдут на сцену...
Но всему этому предшествовали пять лет учебы и пять лет служения на сцене театра ТОФ. Тогда весь курс Запорожца влился в труппу.
Приморскому зрителю Екатерина запомнилась в роли Лизы Бричкиной в пьесе «А зори здесь тихие…...», совершенно не похожей на экранную героиню. Экстравагантная Берта в спектакле «Шестой этаж», динамичная героиня в «12-й ночи», странноватая Шарлотта Ивановна в «Вишневом саде» - роли, рольки...… Вдруг показалось, что если одну из ее героинь убрать из спектакля, то он не очень-то и проиграет. Да и вообще, раз в десять лет необходимо менять обстановку, окружение.

Прощай, театр?
- Когда я покинула стены театра ТОФ, - вспоминает Катя, - очень быстро поняла, что без театра не смогу существовать. Какое-то время при краевой детской библиотеке делала небольшие литературные программы, потом  мини-спектакли, часто на материале неоднозначной, сложной для подросткового восприятия поэзии: Маяковский, Пастернак…...
Первые эксперименты на уроках литературы в младших классах повергали Катю в уныние. Дети, не умеющие слушать поэтическое слово, шумели, вертелись.  И стоило большой выдержки, чтобы завладеть их вниманием. Это уже потом они бежали к ней на встречу на переменках после замечательных уроков по “Денискиным рассказам” Драгунского,  наперебой сообщая, что они сами прочитали продолжение.
- После “Дениски” мне уже ничего не было страшно. Когда приходилось  выступать в детских садах, где хором галдят 99 детей всех дошкольных возрастов и тебе нужно вертеться на пупе, чтобы стать интересной для них...… Любая аудитория потом кажется добродушнейшей компанией.
Писатель Виктор Драгунский, сказала в шутку Катя,  полгода был ее “любимым мужчиной”, кормильцем. Других средств к существованию, кроме работы в школах, иногда в детских садах, у актрисы не было.
- А еще сложнее приходить к старшеклассникам, - продолжила Катя воспоминания о школьной эпопее. - Отсутствующие взоры, ироничные комментарии.  И не догадаешься: что тронуло их души?
После знакомства с поэзией Бориса Пастернака, которую Катя читает под музыку Скрябина, вдруг стали подходить старшеклассники, спрашивать: можно ли переписать эту психоделическую музыку, взять на вечерок сборник стихов?
- В момент временного простоя  позвонила моя коллега, выпускница нашего вуза, актриса театра “Мистерия” Аля Сергеева и умолила  выручить - ввестись в роль уже готовой постановки. Предложение я получила ошеломляющее: роль Гермеса. Играть мужчину?! Я долго сопротивлялась, меня убеждали, что по мифологии Гермес - существо двуполое. Я согласилась играть только после того, как сама придумала ход - перевоплощение моего героя в героиню. Два года до этого я не выходила на сцену,  представьте, получила огромное удовольствие от этой роли.
Работа в театре «Мистерия» с режиссером Татьяной Базловой и ее творческой командой внесла яркие краски в жизнь, хотя лишь в некоторой степени восполнила актерские метания Кати.  Мысль о своем театре не отпускала.
Вообще, сегодня создать свой театр - безумная затея: начать хотя бы с поиска помещения, денег...… Увязнешь в этих проблемах, забыв, что такое творчество. 
Но это все теория, а на практике - неугомонная Катерина, несмотря ни на что, стремилась к созданию своего детища. В краевой филармонии она обрела единомышленников: пианиста Леонида Букина и солистку оперной студии Елену Морозову. Не осталась в стороне от ее затеи и актриса театра «Мистерия» Марина Иваненко.
Началась вдохновенная работа над спектаклем « ...быть может…» о жизни и творчестве Пушкина. Очень скоро стало очевидно, что Катя беременна  не только творческими идеями, но и будущим младенцем. Впрочем, это не остановило ее перед гастрольной поездкой по дальним точкам края.  
Эликсир жизни
Потом был цигун. Полная неисчислимых достоинств система оздоровления духа и тела, дарующая чудодейственное сознание.
Становится понятным, почему такая девушка, как  Катерина, не прошла мимо этого явления. Вместе с Еленой Морозовой они с головой окунулись в постижение вершин искусства, обещавшего учить наслаждаться чистотой мыслей, душевным покоем...…
Учитель, житель Поднебесной, сразу же вызвал у Кати огромное доверие. Его незнание русского языка не мешало общению, обретению новых ощущений и познаний. На занятии «тайди с мячом» Катя вдруг поняла, что она не просто повторяет за учителем движения, она вспоминает их как однажды пережитое. И это было не дежа-вю, это было начало влюбленности...… Строгие отношения учитель-ученица переросли в нечто большее, подарившее продолжение их открытиям.
 Родившейся на свет через день после премьеры Катиного спектакля чудной девочке еще предстоит услышать историю про то, как ее мама на девятом месяце беременности взяла да сыграла великого русского поэта Пушкина. Ничуть не стесняясь округлого животика, распустив по плечам свои дивные каштановые волосы, перевоплотилась в гения и поведала восторженному залу о его метаниях, сомнениях,  любви.  Ведь все это было и есть в ее собственной жизни.

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), «Владивосток»