Четыре Колчака в истории Владивостока, или Золотая сабля - за храбрость

Александр Васильевич Колчак - непреходящая величина в истории России. Рожденный на западе империи, впоследствии став знаменитым исследователем Севера, он начинал карьеру и завершил свой яркий жизненный путь на Востоке, не раз бывал и во Владивостоке. Однако в истории нашего города оставили заметный след еще три Александра Колчака: Александр Иванович, Александр Александрович и Александр Федорович. В судьбах двоих из них красной нитью прошла русско-японская война.

13 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1587 от 13 июль 2004

Александр Васильевич Колчак  - непреходящая величина в истории России. Рожденный на западе империи, впоследствии став знаменитым исследователем Севера, он начинал карьеру и завершил свой яркий жизненный путь на Востоке, не раз бывал и во Владивостоке. Однако в истории нашего города оставили заметный след еще три Александра Колчака: Александр Иванович, Александр Александрович и Александр Федорович. В судьбах двоих из них красной нитью прошла русско-японская война.
Александр Васильевич Колчак родился на Обуховском заводе в семье офицера морской артиллерии. Поступил в Морской кадетский корпус, в числе лучших закончил обучение и в 19 лет стал морским офицером. Пробыв несколько месяцев в 7-м флотском экипаже, весной 1895 г. Александр получил назначение на только что спущенный на воду крейсер I ранга “Рюрик”. В качестве помощника вахтенного начальника он ушел в плавание на Дальний Восток. Позже был переведен на крейсер “Крейсер”  и до 1898 г. бороздил воды Тихого океана вахтенным начальником.
В это время и состоялось его первое знакомство с Владивостоком: за три года службы в составе Тихоокеанской эскадры ему довелось побывать здесь не единожды. Судя по всему Александр Васильевич присутствовал на открытии первых владивостокских памятников в 1897 году: весной - экипажу шхуны “Крейсерок”, осенью - адмиралу Г. И. Невельскому.


Во время первых морских плаваний А. В. Колчак выполнял не только строевые офицерские обязанности, он также вел работы по океанографии и гидрологии. Успешные научные опыты в Тихом океане послужили тому, что Колчака перевели в распоряжение академии наук. В 1900 г. Александр Васильевич отправился с экспедицией Э. В. Толля к берегам полуострова Таймыр как руководитель гидрографических работ.
Известие о начале русско-японской войны застало А. В. Колчака в Якутске. Уже на следующий день он написал прошение об отправке его на театр военных действий. Так Колчак попал на Дальний Восток во второй раз, только уже не во Владивосток, а в Порт-Артур. Он обратился к вице-адмиралу С. О. Макарову с просьбой назначить его на миноносец. Но, учитывая состояние А. В. Колчака, измотанного двумя экспедициями, командующий направил его на крейсер I ранга “Аскольд”. Только к апрелю 1904 г., почувствовав себя лучше, Александр Васильевич получает под свою команду минный заградитель “Амур”. Один из современников вспоминал, как Колчак на этом небольшом судне, выйдя ночью из порта, потопил четыре японских транспорта с грузом и войсками. Многие отмечали в нем высочайшую храбрость и грамотную распорядительность, холодный расчет и умение анализировать ход событий.
В конце апреля его назначают на эскадренный миноносец “Сердитый”, однако тяжелое воспаление легких выводит Колчака из строя, он попадает в госпиталь на  несколько месяцев и только в июле возвращается на службу. В сентябре, когда основные боевые действия развернулись  на суше, больной ревматизмом А. В. Колчак был отправлен на берег командиром батареи морских орудий на северо-восточном участке обороны крепости Порт-Артур. С ноября он командовал сводной батареей 120- и 47-миллиметровых орудий в секторе Скалистых гор под началом капитана II ранга А. А. Хоменко. Вплоть до падения крепости Колчак находился в горячке сражения, был ранен.
После сдачи крепости Колчак как тяжелобольной оказался в плену. Немного поправившись, вместе с другими офицерами он попадает в лагерь в Нагасаки. Газета “Дальний Восток” сообщала своим читателям: “Здесь он (Колчак. - Прим. ред.) сильно страдает от полученных ран и приобретенного в полярных путешествиях ревматизма».Учитывая научные заслуги Колчака, японцы отправили его в Россию, даже не взяв обычного в таких случаях честного слова офицера: не принимать участия в военных действиях”. Возвращение было долгим -  через Канаду. А в Петербурге медицинская комиссия признала его  полным инвалидом и отправила в четырехмесячный отпуск.
 За кампанию 1904-1905 гг. А. В. Колчак был отмечен многими наградами, среди них: орден Святой Анны IV степени с надписью: “За храбрость” - “за сторожевую службу и охрану прохода в Порт-Артур, обстрел неприятельских позиций во время командования “Сердитым”; золотая сабля с надписью: “За храбрость” - в боях за Порт-Артур. По возвращении из плена ему вручили орден Святого Станислава II степени с мечами. В 1906 г. ему вручили серебряную памятную медаль, а в 1914 г. - нагрудный знак участника обороны Порт-Артура.
В очередной раз А. В. Колчак прибыл во Владивосток в июле 1910 г., когда возглавил экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана. Сюда же он вернулся на зимовку, обследовав Берингов пролив, произведя съемки и астрономические наблюдения у мыса Дежнева. Город отмечал свой полувековой юбилей. И эта встреча была в чем-то символичной. В
1860 г. родной дядя Александра Васильевича - прапорщик морской артиллерии Александр Иванович Колчак с экипажем корвета “Гридень” строил и охранял небольшой пост Владивосток. А теперь его племянник пришел на эти земли изучать и осваивать их дальше.
В 1902-1903 гг. в составе Тихоокеанской эскадры во Владивостоке служил еще один Колчак - мичман, Александр Александрович, двоюродный брат будущего временного правителя России. Он был вахтенным начальником миноносца № 204. Отсюда попал в состав Порт-Артурской эскадры артиллерийским офицером миноносца “Лейтенант Бураков”.
Экипаж миноносца “Лейтенант Бураков” неоднократно прорывал морскую блокаду Порт-Артура, участвовал в ночных разведках, лихих атаках на неприятельские суда. Это был удивительный экипаж: лейтенант С. С. Долгобородов впоследствии станет Георгиевским кавалером; мичман Е. С. Гернет прославится тем, что дерзнет доставить в осажденный Порт-Артур боеприпасы.
После очередного прорыва блокады крепости А. А.Колчак был направлен во Владивостокский крейсерский отряд ревизором на крейсер 1 ранга “Россия”, затем переведен на транспорт “Мангугай”, откуда год спустя его списали по болезни. Известно, что он погиб в сентябре 1905 г. на Балтике.
В 1905 году, во время лечения Александра Александровича в морском госпитале, во Владивосток прибыл откомандированный Морским ведомством капитан II ранга Александр Федорович Колчак, отец старшего лейтенанта и двоюродный дядя Александра Васильевича. Появление в нашем городе четвертого Колчака было связано с работой комиссии по разбору и увольнению пленных чинов флота, возвращающихся из Японии.

Автор: Нелли МИЗЬ, краевед, Олег СТРАТИЕВСКИЙ, сотрудник музея ТОФ, специально для «В»