Коррупции в России нет

Хочу сказать, что у нас до сих пор нет юридического понятия коррупции. Правоохранительные органы работают по данному направлению по статье 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Чтобы значительно повысить эффективность борьбы с коррупцией, необходимо принять дополнительные законы не по отдельным областям деятельности органов государственной власти и госслужащих, а комплексно.

7 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1584 от 7 июль 2004
Хочу сказать, что у нас до сих пор нет юридического понятия коррупции. Правоохранительные органы работают по данному направлению по статье 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Чтобы значительно повысить эффективность борьбы с коррупцией, необходимо принять дополнительные законы не по отдельным областям деятельности органов государственной власти и госслужащих, а комплексно.
Я бы выделил три основных направления необходимой работы.
Первое. Совершенствование законодательства, регламентирующего работу органов государственной власти и управления, местного самоуправления в той сфере, где могут возникнуть факты проявления коррупции. Речь идет о законодательном введении понятия «коррупция», о конфликте интересов при выполнении госслужащим служебных задач, принятии кодекса поведения государственных служащих с детальным определением ограничений, которых они должны придерживаться, находясь на государственной службе. Одновременно необходимо повысить материальное стимулирование работы государственного служащего.
Второе. Необходимо принять нормативно-правовые акты по обеспечению максимальной прозрачности для граждан деятельности государственных учреждений. В каждом учреждении на открытых местах должно быть подробное разъяснение порядка действий государственного служащего, сроков рассмотрения того или иного вопроса, по которому обращаются к чиновнику граждане, в том числе и предприниматели. Они должны знать, к кому можно обратиться, если госслужащий не соблюдает сроки и порядок принятия решения.
Третье. Крайне необходимо принять дополнительные нормативно-правовые акты по деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, такие как закон о защите свидетелей (лиц, заявивших о факте вымогательства взятки). Причем такой закон должен предусматривать не только физическую защиту гражданина, предпринимателя, но и гарантии безопасности последующей деятельности заявителя от возможного произвола чиновника, вымогавшего взятку, или его коллег. Возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимо расширить, определив нормативно-правовое разграничение между понятиями «оперативный эксперимент» и «провокация взятки» по аналогии с законодательством США. Там, если у сотрудников правоохранительных органов есть обоснованные данные, то в отношении чиновников, берущих взятки, ФБР может проводить секретные операции. Специально легендированные сотрудники подводятся к указанным чиновникам, и они ставятся перед выбором. Честный чиновник взятку не возьмет. Такие операции в США проводятся и в отношении конгрессменов, и в отношении судей.
Кстати, когда на международном семинаре «Партнерство в борьбе с коррупцией» у сотрудника ФБР наши сотрудники поинтересовались, берет ли взятки у них дорожная полиция, то он ответил так: «Нет, потому что полицейский знает: взятку ему может предлагать переодетый сотрудник ФБР»….