Морю – подарок
Рыбацкая тематика наряду с военной стала основной на прошлой неделе в Приморье. На следующий день после встречи президента России Владимира Путина с руководителями крупнейших рыбацких предприятий состоялось расширенное отраслевое совещание под председательством главы Федерального агентства по рыболовству Станислава Ильясова.
Законное желание закона
На встрече с рыбаками президент отметил, что на пути развития рыбной отрасли есть административные и законодательные барьеры, которые нужно устранить. В связи с этим особую актуальность приобретает закон «О рыболовстве», принять который нужно уже в этом году, чтобы в новый промысловый год рыбаки вступали с четкой законодательной базой.
Сегодня существуют три варианта документа: Госдумы, Совета Федерации и правительства. Их представители образовали рабочую группу, сейчас она рассматривает множество замечаний и предложений, отправленных в ее адрес, в том числе и из регионов. После открытых обсуждений и «круглых столов» все проекты объединят в один, который будет включать в себя и действующие постановления.
С принятием закона рыбаки избавятся от чиновничьего беспредела и бюрократического давления. Меньше будет преград на пути от места промысла до родного порта. Береговая переработка, налоговая составляющая, социальная значимость градообразующих предприятий и многое другое также найдут отражение в документе.
Чужой среди своих
Один из самых злободневных вопросов рыбной отрасли, обсуждавшийся на встрече с президентом, касался проблем прибрежного рыболовства и распределения рыбопромысловых участков. Например, в Приморье из 144 заявителей всего 33 пользователя получили доли в прибрежном рыболовстве. Остальных «швырнули за борт», как балласт. К примеру, в мой адрес поступило обращение одной из 111 отвергнутых - компании «Прибой» из Тернейского района. Ей не дали ни одной тонны на вылов. От полной безысходности предприятие продало оборудование на металлолом и прекратило свою деятельность. Несколько десятков человек остались без средств к существованию. Другой работы в тех местах нет, так же, как нет и денег, чтобы переехать в более благополучный поселок. Такая же безнадежная ситуация и у всех остальных компаний, лишенных квот.
Или ситуация с «прибрежкой» в Преображении Лазовского района. Прибрежные акватории, годами принадлежавшие базе тралового флота, охранявшиеся и культивировавшиеся ею, были отданы новой фирме. Вернее, квоты на вылов морского ежа. Никому не известное ООО «Восход ДВ», не имеющее ни истории, ни собственного флота, ни социальной значимости для территории, выбрало 30 тонн деликатеса на участке ПБТФ, а продукцию вывезло в Японию. Тем самым производство в Преображении лишилось переработки, люди - работы, а район - налоговых поступлений.
Требуется вмешательство власти
Кстати, по просьбе рыбаков в ситуацию с распределением квот на прибрежное рыболовство вмешалась прокуратура края. В ходе проверки она установила, что при закреплении долей на вылов биоресурсов для прибрежного рыболовства был необоснованно расширен перечень документов, представляемых предприятиями в межведомственную комиссию. В него были включены не предусмотренные типовым положением документы, подтверждающие наличие на судах технических средств для обеспечения функционирования отраслевой системы мониторинга, а также копии лицензий на промышленное рыболовство, выданные Госкомрыболовства РФ или «Приморрыбводом». Результаты этой проверки были направлены в приморский суд, который признал решение о распределении долей, ущемлявшее интересы одних предприятий в пользу других, незаконным, но с момента вступления в силу решения суда. В связи с этим прокуратура внесла кассационное представление в Верховный суд России о признании распределения долей незаконным со дня его принятия. Это было сделано для того, чтобы стало возможным возмещение понесенных потерь по факту разграбления природных богатств.
Все это говорит о том, что в прибрежном рыболовстве сложилась ситуация, когда явно лоббируются интересы узкой группы компаний в ущерб всему населению побережья. Тогда как к наделению рыбопромысловыми участками нужно подходить очень внимательно - с учетом специфики прибрежной территории, работы каждого конкретного предприятия и традиционности промысла.
Еще один камень преткновения в прибрежном рыболовстве – 12-мильная зона, за чертой которой суда не могут вести промысел и которую не признает рыба. Или 226-е постановление о создании системы мониторинга водных биоресурсов, предписывающее устанавливать контрольную аппаратуру на маломерные суда, которая по размерам больше, чем некоторые лодки. Это и есть те самые искусственные преграды, мешающие развитию прибрежки. А ведь главная ее задача – поставлять свежую рыбу на берег.
Градообразующая зависимость
Было найдено взаимопонимание с президентом и по вопросу о роли и значении градообразующих предприятий, несущих на себе всю социальную нагрузку по развитию территории. Владимир Владимирович поддержал необходимость закрепления градообразующего статуса за компаниями, от которых действительно зависят судьба прибрежных поселков, наличие рабочих мест, наполнение местного бюджета. Глава государства отметил, что за капитализацией производств нужно видеть жителей поселков, а порой и целых районов, ведь это уже вопрос национальной безопасности.
Это относится и к проблеме распределения квот. Например, сократив градообразующему предприятию Лазовского района промышленные квоты только по одному минтаю с 60 тысяч тонн до 16, поставили на грань выживания не только базу тралового флота, но и весь 10-тысячный поселок Преображение, каждый третий житель которого работает на предприятии. Между тем, если преображенцы получили по 416 тонн минтая на каждый траулер, то другие приморские компании, не имеющие социальной нагрузки, на каждое добывающее судно - от 2 до 3 тысяч тонн. ПБТФ была вынуждена приобретать квоты на аукционах, заплатив за них 800 миллионов рублей. Тут уже не до бизнеса, впору защищать социальные интересы людей.
Но проблема гораздо глубже – люди, потерявшие работу, вынуждены будут уехать в поисках лучшей доли, опустеют прибрежные поселки, обнажится приграничная территория. Что же касается искусственных препон в развитии рыбной отрасли, то это не что иное, как подрыв продовольственной безопасности страны. Кто может вспомнить, когда в последний раз видел на прилавках наших магазинов парную рыбу? А ведь президент поставил перед рыбопромышленниками задачу ориентироваться на внутренний рынок, а не на экспорт, как это делается в большинстве случаев.
Он ясно дал понять, что порядок в отрасли будет наведен. Станислав Ильясов высказался еще более категорично: «Виновные, как бы ни прикрывались «крышами», не уйдут от ответственности. Наручников на всех хватит».
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»