В кадре – жизнь

Случай привел в профессию… Вам знакома такая фраза? Так вот, фотокорреспондентом случайно не становятся. Хотите верьте, хотите нет. Впрочем, лучше об этом спросить у «виновников» этой публикации, авторов фотовыставки «ОБЪЕКТИВная реальность», которая откроется в «Арке» в понедельник, 28 июня.

25 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1578 от 25 июнь 2004

Случай привел в профессию… Вам знакома такая фраза? Так вот, фотокорреспондентом случайно не становятся. Хотите верьте, хотите нет. Впрочем, лучше об этом спросить у «виновников» этой публикации, авторов фотовыставки «ОБЪЕКТИВная реальность», которая откроется в «Арке» в понедельник, 28 июня.

С чего начать? Писать заметку, герои которой – фотокорреспонденты газеты «Владивосток», отмечающей в эти дни 15-летие, и проще, и сложнее, чем какой-либо другой журналистский текст.  С одной стороны, коллектив газеты – своеобразная творческая семья, где известны многие детали работы, разумеется, остающиеся для читателя за кадром. Казалось бы, садись и «гони строку». С другой… Что выделить из нескончаемой череды событий, которые для журналиста являются помимо всего прочего производственным полем? Как определить истоки творчества? И что взять за критерий главного? Это практически невозможно. Ощущение профессии вырисовывается постепенно, как фотоизображение при проявке: сначала только контур, потом четкий рисунок, где точно видны все детали. Впрочем, сегодня технология отчасти лишила таинства фотожурналистику. Цифровое изображение воспроизводится за доли секунды. И сразу все ясно – на газетную полосу или в корзину. Во «Владивостоке» корзина – редкость, если не на полосу, то в архив. До следующего возвращения к теме, ведь многие темы, такие как Чечня, газета ведет не один год.

А может быть, сначала об истоках? Юрий Мальцев, Василий Федорченко, Вячеслав Воякин… Их без преувеличения знает не только весь город, все Приморье. И зачастую красная «корочка» с именем и фамилией и надписью «Пресса» нужна лишь для мероприятий, требующих официальной аккредитации. 

Для того есть веское основание. Все трое в профессии не один десяток лет. Мальцев пришел в ДВГУ на журфак обычным выпускником средней школы и… сложившимся профессионалом (фотографией занимался в школьные годы). Учился сам, параллельно ведя фотодело у первокурсников. Объяснял им суть предмета кратко и предельно просто: «Если внутри что-то дрогнуло и в этот момент ты успел нажать спусковую кнопку, твое настроение передастся читателю. Других секретов нет». Такой короткий ответ не устраивал студентов, может быть, потому корреспондентами становятся многие, фотокорреспондентами – единицы.

Юра просматривает свой компьютер в редакционной лаборатории. Только одна съемка – 294 снимка. Глаза, поворот головы, жест – уловил человеческую интонацию, значит, полоса «заиграет». «Это профессия эмоциональная, - говорит он. – Как стихи. Либо пишешь, либо нет». Так и кадр – либо есть, либо нет. Юра смеется: «Меня этим вирусом заразили в «Советской России», где я проходил практику фотокорреспондента в студенчестве. Авторитета выше, чем у этого издания, в газетной фотографии тогда не было. Я учился у Эдуарда Жигайлова, Александра Вулкани. Прошло почти 20 лет, и до сих пор этот вирус во мне…».

В газете «Владивосток» Юра Мальцев с самого первого дня. Так же, как и Василий Федорченко, выпускник журфака ДВГУ. Еще студентом пришел работать фотокорреспондентом в газету «Тихоокеанский комсомолец».   Послужной список кроме нее включает все серьезнейшие издания города – «Красное знамя», «Боевая вахта», «Рыбак Приморья». Во «Владивостоке», как уже говорилось, с первого дня. Секреты профессии?

- Да ты сама все знаешь, не каждому дано работать в газете, в непрерывном потоке, жестком графике. Мы ведь многих «обкатывали» в том же «Знамени», поработает полгода-год человек и уходит. Снимать-то хочется, когда есть настроение. Это, кстати, одно из главных отличий газетной фотографии от художественной. Там можно несколько дней выстраивать кадр, ждать погоды для пейзажной съемки. У нас этого времени нет. Я на острове Петрова был раз пять, не меньше. Места красивейшие, камни, море… Но каждый раз не везло с погодой. А я в командировке, а не в творческой поездке, день снимаешь, вечером  - в редакцию печататься. Так и не сделал ничего…

Но эта оперативность и ценна. Мы снимаем везде. И точно знаем, в каком месте какая техника понадобится. Вот сейчас на учения едем, там близко не подпустят, нужен специальный объектив…

Купить фотоаппарат и нажать кнопку сегодня – нет никаких проблем. И все же если в каком-то издании появился классный фотокорреспондент, сразу видно. Ведь сегодня многие «выезжают» на дизайне: снимка нет, а на полосе смотрится вроде бы ничего – дизайнер поработал. Но все это меркнет перед настоящей, без дизайнерских прикрас фотографией. К сожалению, ее можно увидеть все реже. Вот ушел Слава Воякин, нелепо и неожиданно его в считанные дни унесла болезнь. То, что срослись с ним, работавшим, что называется, не за страх, а за совесть, одно. Но ведь заменить некем! Кстати, сам Воякин еще раз подтвердил аксиому – в профессию не идут случайные люди. Он сам как раз был далек от журналистики: до того как пришел в газету «Рыбак Приморья» в 1987 году, работал на судах БАМРа начальником радиостанции. Но с фотоаппаратом не расставался и там. С мая 1990 года работает в газете «Владивосток». 30 июня отметим 40 дней…  Но прошедшему времени не место, именно работает. Его снимки, которых в архиве газеты тысячи, будут использова
ться в производстве газеты. 

– У него особый, жесткий почерк, - говорит Василий Федорченко.

– Славины снимки сразу отличишь. Он не боялся некрасивостей жизни – морг, война… Это тоже наша жизнь.

Вот, пожалуй, ключевое определение профессии фотокорреспондента. Жизнь. Каждый из наших «фотиков» (так ласково называют их журналисты) смог бы рассказать вам уйму всяких историй, связанных с работой: смешных,  чаще драматических. О том, как выходили в море  и страшно укачивались, но снимали...   Как летели в Чечню на борту «Ми-26», именуемого на военном жаргоне «коровой»… Как  в операционной снимали врачей, запускающих сердце… Тысячи и тысячи снимков… В них - все 15 лет, которые газета «Владивосток» прожила вместе со своим читателем.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»