Китайский сезон

Лично для меня 15-я Харбинская торгово-экономическая ярмарка (ХТЭЯ), на которую удалось попасть в составе хабаровской делегации, началась не с торжественных церемоний. Накануне открытия ярмарки наш автобус, наполненный российскими чиновниками и бизнесменами, зацепил своей крышей символическую красочную арку с логотипом ХТЭЯ. Изрядно поцарапанная конструкция из легкого материала зашаталась, но выдержала. Как бы проиллюстрировав непростое прошлое и неоднозначное настоящее российско-китайских отношений.

22 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1575 от 22 июнь 2004

Лично для меня 15-я Харбинская торгово-экономическая ярмарка (ХТЭЯ), на которую удалось попасть в составе хабаровской делегации, началась не с торжественных церемоний. Накануне открытия ярмарки наш автобус, наполненный российскими чиновниками и бизнесменами, зацепил своей крышей символическую красочную арку с логотипом ХТЭЯ. Изрядно поцарапанная конструкция из легкого материала зашаталась, но выдержала. Как бы проиллюстрировав непростое прошлое и неоднозначное настоящее российско-китайских отношений.

КПК СКАЗАЛА: «НАДО». БИЗНЕС ОТВЕТИЛ: «ЕСТЬ»?

Российско-китайские связи сегодня переживают очередную эпоху ренессанса. В октябре президент РФ Владимир Путин собирается лично навестить Поднебесную по случаю 55-летия установления дипломатических отношений между обеими державами, а председатель КНР Ху Цзиньтао официально посетил Россию год назад. В октябре, кроме того, главы государств встретились в Бангкоке.

В ходе их переговоров была, в частности, сформулирована задача к 2005 году довести товарооборот между Россией и Китаем до 20 млрд. долларов (в 2003 году, для сравнения, этот показатель достиг пока что рекордной отметки – 15,7 млрд.). Надеется Россия и на китайские инвестиции, развитие совместных производств. Пленум ЦК Коммунистической партии Китая (КПК), со своей стороны, провозгласил курс на развитие северо-восточных провинций страны – как раз тех, что граничат с Приморьем и другими дальневосточными территориями. Для этого китайцы намерены возродить и модернизировать старую промышленную базу, то есть предприятия, которые советские инженеры полвека назад строили в тех самых северо-восточных провинциях.

Поэтому усиление взаимного притяжения России и Китая друг к другу объяснимо: китайцы надеются на нас не только как на рынок сбыта. Им никак не обойтись без наших природных ресурсов, а при возрождении промышленных баз – возможно, и без наших технологий, мозгов и рук. Российская же власть решила оптимальным образом совместить новую северо-восточную политику Китая с нашей концепцией развития Дальнего Востока и Забайкалья.

- Бизнес-элите с обеих сторон задачи уже поставлены, а мы, чиновники, помогаем и обеспечиваем, - говорит полномочный представитель президента России в ДВФО Константин Пуликовский, прибывший в Харбин на ярмарку. - На первом этапе, я считаю, эта работа нам удалась. В начале июня председатель госкомитета КНР по развитию Ма Кай посетил Хабаровск и представил предпринимателей, которые привезли конкретные проекты и инвестиции, а сейчас мы приехали в Китай.

Прошедшая 15-19 июня в административном центре провинции Хэйлунцзян 15-я Харбинская торгово-экономическая ярмарка сильно расширила свой привычный формат, в том числе и физически. Впервые это мероприятие провели в недавно отстроенном гигантском выставочно-спортивном центре (общая площадь экспозиций превысила 50 тыс. квадратных метров!). Впервые к традиционным организаторам – властям Харбина и провинции – добавилась провинция Чжэцзян, а также Китайский комитет содействия международной торговле. И опять-таки впервые Дальний Восток был представлен не разрозненными бизнесменами, а организованной делегацией из 430 человек под личным патронажем полпреда Пуликовского («Власть и бизнес должны работать в одной связке!» - заметил по этому поводу Константин Борисович).

Между прочим, сразу же согласились везти в Харбин свои стенды и проекты только Приморье и Якутия. Некоторые другие территории полпредству пришлось «уговаривать» с применением некоторого административного ресурса. Но в итоге в Харбине оказались представлены все дальневосточные субъекты без исключения.

И самое главное: хотя в ярмарке приняли участие более 80 стран, приоритет Китай отдал именно России. В центре внимания оказалось межрегиональное сотрудничество северо-востока Китая с российскими Дальним Востоком и Сибирью.

КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ… ЗЕЛЕНЫЙ!

На самом деле в рамках ХТЭЯ в Харбине прошел целый ряд мероприятий. Накануне открытия выставочных павильонов в гостинице «Синовей» под бодрые китайские марши и наши родные «Эй, ухнем!» и «Прощай, любимый город» состоялся российско-китайский экономический форум. В зале корреспондент «В» заметил множество знакомых приморцам лиц – вице-губернаторы, депутаты краевого Законодательного собрания, представители бизнеса. Был тут даже главный приморский театрал Ефим Звеняцкий, непонятно каким ветром занесенный на экономическую тусовку.

Губернатору края Сергею Дарькину отвели почетное место в президиуме рядом с полпредом Пуликовским и руководством провинции Хэйлунцзян. В своем докладе приморский глава говорил, в частности, о миссии нашего края: «Приморье должно стать экспериментальным полем, на котором будут отрабатываться пилотные стратегические проекты – например, пограничные торговые комплексы как зона совместной юрисдикции». Сергей Дарькин отметил необходимость формирования межгосударственного энергопространства, строительства нефтепроводов вместе с нефтеперерабатывающими и нефтехимическими заводами для последующего экспорта готовой продукции и др.

На «Дне России», прошедшем в Харбине также в рамках 15-й ХТЭЯ, российские и китайские бизнесмены в торжественной обстановке подписали 30 соглашений на общую сумму в 1 млрд. 611 млн. 740 тысяч долларов. Этот факт был преподнесен в качестве первого реального результата ярмарки. Правда, в кулуарах корреспондент «В» узнал, что по крайней мере часть этих контрактов была подписана еще весной. В Харбине их «заключили» чисто условно - для эффекта.

И все-таки центральным событием большого харбинского сбора стала, несомненно, сама ярмарка. По такому случаю в гостинице «City Hotel» прошел торжественный прием, на котором не хватало разве что «заморской баклажанной» икры. Иные блюда не смогли идентифицировать даже сами китайцы (по просьбе мнительных россиян), так что за отсутствие собачатины и прочих деликатных блюд ручаться не могу. Впрочем, приправленные веселыми китайскими и грустными советскими песнями блюда шли на ура. А в глазах желтело от мелькания лиц, краснело от любимых китайцами тонов и «зеленело» от подразумевающегося блеска грядущих инвестиций.

А ЧУКЧА В ЧУМЕ ЖДЕТ ИНВЕСТОРА

Хотя в ярмарке участвовали все дальневосточные территории, из губернаторов субъектов ДВФО в Харбин прибыл один Сергей Дарькин (и был еще читинский руководитель Равиль Гениатулин). Приморский глава и сопровождал полпреда Пуликовского от павильона к павильону, тем самым как бы отбирая у несколько забронзовевшего хабаровчанина Виктора Ишаева неофициальный статус главного дальневосточного губернатора.

Посмотреть было на что. Экспозиция российского Дальнего Востока заняла около тысячи квадратных метров (накануне сотрудники аппарата полпредства  монтировали главный стенд до глубокой ночи). На рассмотрение иностранных бизнесменов ДВФО представил 64 инвестиционных проекта.

Если приграничные Хабаровский и Приморский края, а также Амурскую область и Еврейскую АО китайцы знают сравнительно хорошо, то с Чукоткой и Корякией пришлось знакомиться. Их проспекты смели со стендов почти моментально. Что касается инвестиционных проектов, то их было много. Хороших и разных.

Приморье, в частности, подготовило документы по строящемуся торговому комплексу «Пограничный - Суйфэньхэ», развитию лесозаготовок на базе «Приморсклеспрома», строительству в Горных Ключах завода по производству воды и холодного чая. Среди приморских инвестиционных проектов также строительство мусоросжигательного завода в Угловом и создание производственной площадки для нужд многострадального приморского ЖКХ.

Хватало и «небумажных» товаров. Магаданцы и «еврейцы» привезли в Харбин много водки (китайская, как известно, имеет очень специфический вкус и запах), камчадалы – почти живую рыбу на закуску. А якуты не побоялись прихватить в Китай алмазы – правда, очень маленькие. Веселее всего смотрелась экспозиция Чукотского АО: представители самого северного дальневосточного региона привлекали иностранные инвестиции в разбитый посреди выставочного зала чум при помощи шаманских песнопений.

Предприимчивые китайцы, по праву хозяев занявшие львиную долю выставочных площадей, сразу же развернули грандиозную барахолку, на которой можно было купить все - от «Бьюиков» и «Фольксвагенов» шанхайского производства до рисовой водки, штанов, оленьих пантов и китайских запчастей для российских «КамАЗов». В последние дни цены резко упали – началась тотальная распродажа.

МЫ НАШИ, МЫ НОВЫЕ США ПОСТРОИМ!

Стратегически мыслящий полпред Пуликовский на пресс-конференции в Харбине предрек появление на глобусе некоего надгосударственного азиатского сообщества: «Без взаимодействия с КНР не может быть процветания российского Дальнего Востока. Нужно объединять усилия, рабочие руки, природные ресурсы. И тогда, может быть, по типу «соединенных штатов Европы», то есть Евросоюза, появятся и «соединенные штаты Азии», единая Азия. В конечном счете это наше будущее».

Что касается ближайших перспектив, то тут некоторые точки над i расставил Сергей Дарькин. По его словам, уже сегодня нужно вводить авиационное сообщение по маршрутам «Владивосток - Янцзы» и «Владивосток - Чанчунь». По той причине, что в развитие пограничных пунктов пропуска трудно привлечь частный капитал, этот вопрос следует обсудить на межправительственном уровне.

Кроме того, до конца этого года планируется принятие федерального закона об особых экономических зонах. Создание такого рода зон с льготными условиями для инвестирования намечено в Приморье (Пограничный - Суйфэньхэ), Хабаровском крае и Амурской области. По словам Константина Пуликовского, эти замыслы могут быть реализованы только к 2010 или даже 2014 году. Помимо этого сейчас идет обсуждение как минимум трех вариантов строительства моста через Амур (по-китайски – Хэйлунцзян) – в Читинской и Амурской областях, а также в Хабаровском крае.

Вместе с тем в российско-китайских отношениях пока что налицо дефицит единства в очень важном вопросе – инвестиционном сотрудничестве. Россия ждет от Китая не только или не столько торговли, сколько организации совместных производств, притока капитала. КНР же занимает в ряду наших инвесторов несоизмеримо скромное место. Даже имеющиеся небольшие инвестиции идут не в производство, а в конечном счете в ту же торговлю. Россию это не может устраивать, и в Харбине полпред Пуликовский сказал об этом прямо. Впрочем, об инвестициях - в следующем репортаже.

Автор: Василий АВЧЕНКО (фото автора), «Владивосток» Харбин - Хабаровск -Владивосток