Виктор Шаповалов: Главы должны принимать взвешенные решения!

К главам городов и районов Приморья с просьбой заложить в бюджеты на 2005 год средства на развитие муниципальной статистики обратился председатель крайкомстата Виктор Шаповалов. По его мнению, без более широкого сбора информации о социально-экономическом положении населенных пунктов руководители администраций просто не смогут принимать взвешенные решения. Особенно это актуально в свете предстоящей реформы местного самоуправления. Об этом Виктор Шаповалов беседует с корреспондентом «В».

8 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1568 от 8 июнь 2004

К главам городов и районов Приморья с просьбой заложить в бюджеты на 2005 год средства на развитие муниципальной статистики обратился председатель крайкомстата Виктор Шаповалов. По его мнению, без более широкого сбора информации о социально-экономическом положении населенных пунктов руководители администраций просто не смогут принимать взвешенные решения. Особенно это актуально в свете предстоящей реформы местного самоуправления. Об этом Виктор Шаповалов беседует с корреспондентом «В».

- Виктор Федорович, информация о жизнедеятельности муниципальных образований собиралась всегда. Какие нововведения предполагает термин «муниципальная статистика»?

- В 80-е годы в крае было зарегистрировано около пяти тысяч предприятий и организаций, в крайкомстате работали 1400 человек. Сегодня в едином государственном регистре предприятий и организаций числятся 52,1 тысячи юридических лиц и 75,5 тысячи индивидуальных предпринимателей, а сбор и обработку информации осуществляют 340 специалистов. Это обстоятельство привело к существенным изменениям в статистической методологии, заставило перейти от сплошного наблюдения к выборочному, применяемому во всем мире. На местном уровне объем информации, выборочно собираемой отделами статистики, совершенно недостаточен для принятия главой района взвешенных управленческих решений. Необходимо совместными усилиями организаций, органов статистики, департаментов краевой администрации, органов местного самоуправления совершенствовать информационное взаимодействие.

- В чем проявляются эти «статистические пробелы» на муниципальном уровне?

- Как правило, в администрациях слабо владеют ситуацией по земельной собственности: какая ее часть является федеральной, а какая – краевой и муниципальной. Нет данных по использованию земель, площадям, предназначенным для строительства, в том числе жилых зданий и объектов социально-культурного назначения, а также по площади застроенных земель. Нет сведений о количестве объектов, предназначенных для сноса, территориальных резервах для развития города или района. В ряде администраций нам не смогли сообщить информацию о размере муниципального жилого фонда, площадях муниципального нежилого фонда, в том числе используемого для производственных нужд, коммунально-бытовых, культурно-развлекательных. Остаются открытыми вопросы обеспечения населения топливом, благоустройства территории.

- Почему сложилась такая ситуация?

- Силами двух-трех человек сложно на районном уровне выполнить федеральный план статистических работ и обеспечить возрастающие потребности органов власти в информации. Но мы стараемся переломить тенденцию. Комитет по своей инициативе формирует базу показателей, создает единый информационный ресурс, хотя эта работа не обеспечивается финансированием. По заказу ряда администраций мы выпускаем «Паспорт социально-экономического положения муниципального образования», содержащий показатели за два последних года и наиболее полно отражающий состояние и развитие территории. Кроме того, районными и городскими отделами готовилась и представлялась экономико-статистическая информация для обоснования бюджетов муниципальных образований, составления перспективных планов развития и социальных программ.

- Как изменится деятельность органов статистики в связи с реформой местного самоуправления?

- В ряде субъектов федерации предполагается увеличить количество муниципальных образований более чем в 10 раз. Только по Ханкайскому, Лазовскому, Красноармейскому и Пожарскому районам Приморья (они первыми составили новые схемы своего административного деления. – Прим. ред.) количество муниципалитетов первого уровня возрастет на 36 единиц. Границы их могут не совпадать с административно-территориальным делением региона. Таким образом, все наработки органов статистики в разрезе городов и районов не смогут решить потребности муниципальных образований по оценке социально-экономической ситуации их территорий, а следовательно, потребуется серьезная доработка программных комплексов Госкомстата РФ.

Разработан план мероприятий по реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому Федеральная служба государственной статистики наряду с другими федеральными органами в течение 2004-2005 гг. будет участвовать в разработке ряда нормативных документов, регламентирующих порядок сбора, разработки и предоставления информации о социально-экономическом положении муниципального образования. Практическая реализация этого закона потребует значительных средств на укрепление материально-технической базы и кадрового состава органов статистики. Вот почему уже сейчас мне бы хотелось сказать о том, что при формировании бюджетов муниципальных образований на 2005 год на эти цели должны быть предусмотрены финансовые средства – по краю до 5-6 млн. рублей.

Автор: Марина АЛЕКСАНДРОВА, специально для «В»