Решение дифференциала

Современные внедорожники, как правило, оснащаются довольно сложными трансмиссиями. И человеку непосвященному сразу разобраться в них непросто. Даже владельцы джипов иногда затрудняются ответить, для чего нужен тот или иной рычаг в их машине и что происходит, если его включить. В этой статье мы попробуем ответить на некоторые самые распространенные вопросы о полноприводных трансмиссиях.

4 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1567 от 4 июнь 2004

Современные внедорожники, как правило, оснащаются довольно сложными трансмиссиями. И человеку непосвященному сразу разобраться в них непросто. Даже владельцы джипов иногда затрудняются ответить, для чего нужен тот или иной рычаг в их машине и что происходит, если его включить. В этой статье мы попробуем ответить на некоторые самые распространенные вопросы о полноприводных трансмиссиях.

Первое: зачем нужны блокировки дифференциалов?

Ответ прост: для повышения проходимости. Чтобы пояснить подробнее, давайте сначала разберемся, что такое дифференциал. Дифференциалы бывают межколесные и межосевые. Межколесный дифференциал есть на всех автомобилях, вне зависимости от типа привода. Он позволяет колесам вращаться с разной скоростью. Это необходимо, например, в поворотах, где одно колесо всегда проходит путь более длинный, чем другое.

Первые автомобили не имели межколесных дифференциалов, поэтому у них быстро стирались покрышки и ломались оси. Обратная сторона медали: если одно колесо буксует на льду или в грязи, второе - пусть даже оно стоит на сухом асфальте! - будет просто бездействовать. Дифференциал устроен так, что вся мощь мотора уйдет в буксующее колесо, а второе - останется неподвижным. 

Заблокируем дифференциал. Теперь колеса окажутся жестко связаны между собой, и энергия двигателя распределяется между ними поровну. Половина тяги мотора будет тратиться на буксующее колесо, а вторую половину получит то, что стоит на асфальте. И оно потащит автомобиль вперед.

Межосевой дифференциал служит похожей цели, но бывает только на машинах с приводом на все колеса: в повороте, в режиме полного привода, он позволяет безболезненно катиться с разной скоростью и по разным траекториям передним и задним колесам. Недостаток: если, к примеру, целиком увязла «морда» внедорожника и оба передних колеса буксуют - задние будут бездействовать.  Однако как только вы заблокируете межосевой дифференциал между передними и задними колесами, установится жесткая связь. А значит, тяговое усилие мотора будет распределяться между ними поровну. И задние колеса вызволят автомобиль из плена.

У «городских» внедорожников блокируется, как правило, только дифференциал задней оси. Хорошие джипы дополнительно оснащаются блокировкой межосевого дифференциала. Тот же «Мицубиси-Паджеро», например.

И, наконец, настоящие «проходимцы»,  такие как «Мерседес-Бенц Г-класса» или «Тойота-Лендкруизер-80», чаще всего имеют три блокировки: заднего дифференциала, межосевого и переднего.

Впрочем, и это еще не все. Есть джипы, у которых межосевого дифференциала вообще нет, и при подключении переднего моста связь между осями всегда жесткая. Разумеется, проходимость таких автомобилей очень высока, однако включать полный привод можно лишь при движении в тяжелых дорожных условиях и на низких скоростях. В противном случае «раздатку» можно запороть. Из наиболее известных у нас внедорожников такие трансмиссии применяются на старых «Ниссан-Сафари», «Сузуки-Эскудо» и наших «уазиках». 

Стоит также отметить, что на некоторых джипах блокировка дифференциалов есть, а вот рычаг или кнопка для их включения - отсутствует. В этом случае дифференциалы являются самоблокирующими: то есть в зависимости от условий движения они самостоятельно определяют, жесткая связь будет между колесами или нет. Самый распространенный сейчас дифференциал такого типа - так называемая вискомуфта. Однако она применяется в основном на полноприводных легковушках или «паркетных» джипах, но не на серьезных внедорожниках.