От почтения до забвения

Первого апреля Виктору исполнилось бы восемьдесят два, - 72-летняя Полина Алексеевна показывает фотографию брата. Для нее он остался двадцатилетним, ушедшим на фронт сразу после начала войны. Командир стрелкового отделения сержант Виктор Блохин погиб под Ленинградом, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота. О том, что в Находке живут сестра героя и другие его родственники, практически никто не знает.

1 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1564 от 1 июнь 2004

Первого апреля Виктору исполнилось бы восемьдесят два, - 72-летняя Полина Алексеевна показывает фотографию брата. Для нее он остался двадцатилетним, ушедшим на фронт сразу после начала войны. Командир стрелкового отделения сержант Виктор Блохин погиб под Ленинградом, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота. О том, что в Находке живут сестра героя и другие его родственники, практически никто не знает.   

Имя Виктора выбито на плите у мемориала погибшим находкинцам. Хорошо, что хоть так. А вот фотография другого Героя Советского Союза, Сергея Ионова, появилась в местном военкомате только в феврале 2004 года, более чем через 40 лет после его смерти! В транзитный город, взращенный на костях репрессированных соотечественников и японских военнопленных, на краешек страны, дальше которого и бежать-то было некуда, в 50-60-е годы приезжали не только энтузиасты, но и те, кто стремился за длинным рублем или просто рвал с прошлым.

Какие исторические традиции могли быть в чехарде кадров обезличенного города? В нишах памяти тоже не найдется места, если трагедия войны не коснулась семьи каждого. И разве может пепел дедов стучать в сердцах поколения, взращиваемого фабриками звезд да американскими боевиками? К пулям и осколкам, кромсающим телевизионные тела, молодежь уже привыкла, и так же в массе своей без эмоций относится к нашей российской боли, Отечественной войне, ставшей для них не более чем фрагментом истории, свободным от личных эмоций и сопереживаний.

У СЛАВЫ РАЗНЫЕ КРЫЛЬЯ

Весь этот материал, собственно говоря, вылился из рассказа ветерана МВД Михаила Суханова. Весной 1981 г., когда он был дежурным по городу офицером, в милицию поступило сообщение: в частном доме женщина обнаружила умершего пожилого соседа, которого приходила навещать. Самое удивительное: в столе нашли фронтовые письма, документы и награды, в том числе Звезду Героя, но на учете в военкомате он не стоял.  Видимо, сам захотел быть для родных погибшим, потому что нижняя челюсть у него была изуродована, тело покрыто шрамами от ожогов. Многие горожане могут вспомнить этого человека, прикрывающего в автобусе от постороннего взгляда нижнюю половину лица тряпичной «шторкой». И кто мог подумать...

Нашли дневник, в котором он писал письма матери и невесте. По адресу на конверте связались с родственниками, которые считали фронтовика погибшим. Приехавшая в Находку старая мать на опознании, увидев родинку на плече, охнула: “Сыночка мой»! Тело Героя с почетом отправили в Новосибирскую область.  

Такая романтико-трагическая история, достойная сюжета для книги и фильма, получается, поскольку фамилия Героя с годами забылась, и мои попытки узнать ее успехом не увенчались.

Описание подвигов наших земляков дается в книге «Золотые звезды Приморья» (Дальневосточное книжное изд-во, 1983 г.). В ней, в частности, рассказывается и о двух жителях Находки. 

Не все знают, что одна из улиц города названа в честь Бориса Сидоренко. После окончания педучилища он был направлен на Дальний Восток, работал директором школы в селе Николаевка. Командир пулеметного взвода отличился при форсировании Днепра. Когда убили командира роты, вперед ее повел лейтенант Сидоренко. Плацдарм его бойцы удерживали трое суток, лейтенанта ранили. 17 ноября 1943 г. он удостоен звания Героя.

После войны партия направила учителя в Находку, поставила директорствовать на лесозаводе. Умер он в 1956 г., через десять лет постановлением Совета министров РСФСР его имя присвоено школе в Николаевке Партизанского района.

В Находке живут две дочери Сидоренко, у него пять внуков и два правнука. Инна Борисовна Сиверина рассказала мне, что после смерти отца семья не роскошествовала, мама-домохозяйка подрабатывала шитьем, на всех выходило 100 рублей геройской пенсии.

Виктор Блохин до войны жил в Находке. Участник прорыва блокады Ленинграда в 1944 г. в решающую минуту своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота. Имя золотом выбито на мемориале «Славы защитников Ленинграда». Похоронен недалеко от места боя. От почтения до забвения был один шаг. Вот что написала когда-то жена Блохина в музей Находки: «Виктор похоронен в с. Кокксен Ленинского района, могила его находится в 300 метрах от шоссе на Выборг. Эту могилу мы отыскали с дочкой и поехали на день его гибели… Это была не могила, а мусорный ящик. Мы нашли старика, который делал переноску людей, и вот он все нам рассказал. На этой могиле наплакались, цветы возложили, а выборгский военком все писал – нету нигде его могилы». Настойчивые родственники, конечно, добились, чтобы воинское захоронение привели в порядок.

В безвестности жил бывший механик-водитель Т-34 старшина Сергей Ионов, раз его имя не попало в заветную книгу. Не афишировал себя, не был ни директором, ни депутатом. Родился он в 1912 г. в Подмосковье. Танкистом участвовал в боях на о. Хасан, в родной деревне до войны работал трактористом.

Впечатляет описание его заслуг из наградного листа: «57 успешно проведенных атак – славный боевой путь тов. Ионова за период войны. В боях на направлении Тыргул-Фрумос 21 и 22.8.44 г. первым ворвался в населенный пункт и гусеницами своего танка раздавил 4 пушки, 7 пулеметных блиндажей, 18 повозок с грузами, 6 автомашин и до 70 немецких солдат и офицеров.

23.8.44 г. в бою за г. Роман первым форсировал реку Серет и, несмотря на сильный обстрел противника, искусно маневрируя, ворвался в расположение обороны противника, раздавил 2 пушки с прислугой, 2 минометных батареи и на большой скорости начал давить обоз противника. При этом раздавил 18 автомашин, 10 повозок и до 40 немцев, после чего повел свой танк на таран танка противника. При таране гусеница танка тов. Ионова разорвалась. Тов. Ионов, открыв сильный огонь с пулеметов и выбросив несколько гранат, воспользовался паникой врага, со своим экипажем быстро устранив неисправность, повел снова свой танк на врага. В этом бою был ранен командир машины. Тов. Ионов из пушки подбил 1 самоходку и 3 бронетранспортера. Удерживал занятый рубеж до подхода основных сил».

Сергей Ионов за войну сменил девять машин, четыре раза покидал горящие танки. Дважды был ранен. 24 марта 1945 г. ему было присвоено звание Героя. После войны из родных мест переехал в Находку. Видно, из-за того, что не сложилась личная жизнь: стал выпивать, по слухам пропил даже Золотую Звезду. Кому нужен такой герой? Пожалуй, это и стало главной причиной его безвестности в Находке и Приморье. 49-летний грузчик УРС Магаданского совнархоза скончался в 1961 г. Тому, что израненному герою приходилось заниматься тяжелой физической работой, удивляться не приходится. После войны вся страна была израненная, бедная, а выжившим мужикам приходилось вкалывать, чтобы прокормить себя и свои семьи. 

Об Ионове узнали дотошные пионеры из школы № 16. В преддверии 20-летия Победы они проводили акцию «Поиск» и узнали о легендарном танкисте. Пионерская дружина стала носить его имя. Похлопотала школа и об установке обелиска на городком кладбище. А на родине героя в родной Кашире в шестидесятых годах улицу Первого Мая (!) переименовали в ул. Сергея Ионова.

Пионерской дружины теперь нет, а память жива. С тех пор вот уже 40 лет ребята вместе с ветераном педагогического труда Клавдией Коробко ухаживают за могилой: чистят вокруг, красят постамент, проводят митинг. Так будет и в этом году.

С Находкой связано еще одно имя, вошедшее в анналы Великой Отечественной. Первостроитель города Ефим Степанович Бизяев рассказывал мне, что в предвоенное время в строительстве Находки участвовал Михаил Паникаха. Его подвиг сравнивали с самопожертвованием Данко: под Сталинградом в бутылку с зажигательной смесью, которую поднял Паникаха, попала пуля, и он живым факелом бросился на топливный бак вражеской машины.

Идея председателя совета ветеранов города Василия Дорофеева (светлая ему память) в свое время нашла поддержку у военкома полковника Олега Дробота. Обсуждался вариант переноса останков Героев со старого на новое кладбище, на аллею участников войны, благо согласились родственники Бориса Сидоренко. Поэтому и разыскали в Кашире работники военкомата снимок Сергея Ионова.

Возможно, эта торжественная церемония состоится к 60-летию Победы: городские власти обсуждают возможность создания на городском кладбище мемориального участка для военнослужащих и ветеранов, где найдется достойное место и монументам двум находкинцам, могилы которых сейчас непосвященному найти непросто.

ПРИМОРЦЕВ ИМЕНА

16 апреля 2004 г. исполнилось 70 лет со дня учреждения звания Герой Советского Союза (ныне в стране установлено звание Герой РФ). Герою Советского Союза вручались орден Ленина, знак особого отличия – «Золотая Звезда» и грамота Президиума Верховного Совета СССР. Первыми отмеченными стали летчики, спасшие челюскинцев. Всего звания удостоено свыше 12,5 тыс. человек, 11,5 тыс. – в годы Отечественной войны. Двумя медалями награждено 145 человек (в ознаменование их подвигов на родине награжденного устанавливался бронзовый бюст), тремя – три, четырьмя – два (Жуков, не в пример Брежневу, получил их по праву). В массе своей давали «героя» заслуженно, даже Сталин имел всего одну Золотую Звезду.

Краевой военный комиссар генерал-майор Александр Елгунов предоставил «В» сведения о Героях Советского Союза, проживающих в Приморье. Оказывается, из участников войны в живых остался всего один. Это капитан в отставке Николай Кононенков из Черниговки, 1922 г. р. Героями являются два бывших командира атомных подводных лодок из Владивостока, Дмитрий Николаевич Новиков и Вячеслав Тимофеевич Виноградов.

Всего в списке Героев Советского Союза, захороненных на территории края, насчитывается 32 человека. Иван Пожарский (его именем назван район) погиб у озера Хасан в 1938 г., четверо - в боях за о. Даманский – Николай Буйневич, Демократ Леонов, Лев Маньковский (все трое похоронены в городском парке Дальнереченска) и Владимир Орехов  (военно-мемориальное кладбище пос. Филино). Подполковник Иван Горбунов погиб в воздушном бою в небе над Северной Кореей в 1953 г.

В Великую Отечественную звания удостоены 25 приморцев. Пятеро из них погибли в 1941-1945 гг., причем четверо повторили подвиг Александра Матросова, закрыв в критические минуты боя своим телом амбразуры огневых средств. В октябре 45-го в Спасском госпитале умер от ран полковник Виктор Ершов.

Яркая биография у Ефима Тягушева. Он участвовал в войне с Финляндией, подвиг совершил в 1941 г., вызвав огонь на себя. Посмертно ему присвоили звание Героя, но он оказался жив. Раненого, без сознания, его взяли в плен. В 1943 г. бежал из лагеря, продолжил сражаться.

Приморские Герои навечно зачислены в списки личного состава воинских частей, их имена звучат из года в год на торжественных поверках и коленопреклонении в День Победы. И пусть они не остаются для нас пустым звуком.

Автор: Валерий БЕЛЬЦОВ, специально для «В»