Наше или мое?

Однажды прямо в день свадьбы молодожены пришли на прием к нотариусу Надежде Калмыковой. Она уж было подумала, что для заключения брачного договора - это было бы так естественно. Но, оказалось, новобрачных привел совсем другой повод. А на вопрос нотариуса, не думают ли они позже оформить такой договор, молодые люди удивленно на нее посмотрели: «Нам это ни к чему».

28 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1563 от 28 май 2004

Однажды прямо в день свадьбы молодожены пришли на прием к нотариусу Надежде Калмыковой. Она уж было подумала, что для заключения брачного договора - это было бы так естественно. Но, оказалось, новобрачных привел совсем другой повод. А на вопрос нотариуса, не думают ли они позже оформить такой договор, молодые люди удивленно на нее посмотрели: «Нам это ни к чему».

Из владивостокских нотариусов у Надежды Авенировны, пожалуй, самая большая практика работы с  брачными договорами. Она публично выступала на эту тему, давала интервью на телевидении, и, может быть, поэтому к ней чаще, чем к другим, обращаются за консультациями. Но даже она за прошлый год подписала всего восемь брачных договоров. Другие нотариусы если и подготовили по одному-два, то хорошо. Дать общую статистику невозможно, потому что она просто не ведется. В нотариальной палате края объяснили, что отдельно эта строка не выделяется («раньше выделялась, а теперь нет»). Но можно судить уже по опыту отдельных нотариусов - брачный договор на нашей почве ни в какую не хочет приживаться.

- Наверное, наш менталитет не дорос еще до задумки законодателей, которые рассчитывали, что супруги заранее, до того как они что-то наживут и тем более возникнут какие-то разногласия в семье, достигли бы согласия и определили порядок пользования имуществом, - объясняет Надежда Авенировна. - Изначально брачный договор должен быть основан на добрых началах, но супруги вспоминают о нем, к сожалению, лишь перед тем, как появляются мысли о расторжении брака. Моя практика показывает, что чаще всего именно зреющий конфликт заставляет задуматься, как делить недвижимость и имущество в случае развода. В большинстве случаев вопрос поднимает женщина, которая боится остаться ни с чем. Если же кто-то из супругов вдруг ни с того ни с сего (так это эмоционально воспринимается) заводит разговор о необходимости заключения брачного договора, то это вызывает почти всегда одинаковую реакцию: «Ты меня хочешь бросить?».

- Молодежь теперь вроде бы более меркантильна и предусмотрительна, но и она не рассматривает брачный договор как цивилизованный правовой инструмент?

- Выходит, что так. Даже чаще родители приходят на консультации, перед тем как сделать на свадьбу сыну или дочери дорогой подарок или уже позже подарить квартиру, машину. Им, естественно, хочется быть уверенными, что в случае конфликта в молодой семье этот подарок не будет «разрываться» на две части. Однако до заключения брачного договора в итоге все равно редко доходит, видно, родителям уговорить детей не удается. Режим раздельной собственности предусматривают обычно супруги, которые прожили вместе 8-15 лет, приобрели житейский опыт.

- Можно было бы подумать, что рыночная экономика с развитием частного бизнеса подтолкнет к необходимости широкого признания брачного договора.

- Если дойдет до суда, то делиться будет, конечно, все: и акции, и бизнес. В договоре можно предусмотреть вещи, которые позволят избежать лишних эксцессов. Однако надо иметь в виду, что он не должен противоречить семейному законодательству и вторая сторона не должна ущемляться. Иначе брачный договор будет просто признан недействительным. Обычно очень детально оговаривается порядок владения акциями, распределение дивидендов, вносится пункт о драгоценностях, мехах, хотя в первую очередь, конечно, о недвижимости. Может оговариваться, какая часть доходов супругов (того или другого) пойдет на детей, их обучение. Хотя напрямую договор касается только непосредственно мужа и жены.

- А если супруги особенно дорожат какой-то вещью, то они могут специально оговорить порядок владения ею?

- Однажды ко мне пришли супруги, которые повели речь о собаке дорогой породы. Они хотели определиться с ее судьбой, судьбой ее щенков в случае, если брак будет расторгнут. К согласию они прийти так и не смогли, и договор не был заключен.

В следующем году будет 10 лет, как вступил в силу Семейный кодекс и брачный договор был занесен в юридическую базу. Всплеск интереса был в первые годы, сейчас он тоже растет, но больше на уровне консультаций, «примеривания». Можно предположить, что это предвестник того, что брачный договор, наконец, заработает и у нас. Причем не только на уровне раздела имущества, но и более широко - как декларация, определяющая права и обязанности супругов.

Надежда Авенировна недавно вернулась из Москвы, где в среде коллег шел как раз разговор о брачном договоре. В столице он распространен гораздо шире. Но все потому, что там в порядке вещей стали браки с иностранными гражданами…

Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"