Мы первыми говорим стране доброе утро!
Российское информационное агентство «Восток-Медиа» в эти дни отмечает пятилетний юбилей. 28 мая 1999 года в Интернете появился незнакомый дотоле сайт «Восток-Медиа» www.vostokmedia.com. На сегодняшний день это название привычно и журналистам, и читателям, и активным пользователям системы Интернет. Сегодня у нас в гостях неизменный генеральный директор «Восток-Медиа» Наталья Микерина.
Российское информационное агентство «Восток-Медиа» в эти дни отмечает пятилетний юбилей. 28 мая 1999 года в Интернете появился незнакомый дотоле сайт «Восток-Медиа» www.vostokmedia.com. На сегодняшний день это название привычно и журналистам, и читателям, и активным пользователям системы Интернет. Сегодня у нас в гостях неизменный генеральный директор «Восток-Медиа» Наталья Микерина.
- Первый и традиционный вопрос: вы помните первую заметку, которую отправил в тот день в свет выпускающий редактор?
- В тот первый день выпускающего редактора у нас еще не было вовсе. Весь коллектив агентства состоял из четырех человек: я - генеральный директор и главный редактор - Олег Кульгин, вебмастер - Павел Масленников и бухгалтер Светлана Буйлина. Были два компьютера, два стола, три стула. Всем остальным мы прирастали позже, долго и непросто.
Что касается первой информации, мы начали с того, что рассылали нашим клиентам информацию блоками. Нынешний информационный продукт «Восток-Медиа» мало чем отличается от того, что мы выпускали 5 лет назад. Просто информаций в течение дня было значительно меньше. Если в первые месяцы их было 12-15 в день, то сегодня 60 - минимум, бывает и до 80-90.
Несмотря на то, что работать приходилось по 12 часов в сутки, это было замечательно задорное время. Нам очень хотелось сделать региональное агентство, отвечающее требованиям и уровню московского.
- Насколько мне известно, шесть лет назад Олег Кульгин возглавлял бюро Интерфакса во Владивостоке, и не один год. Опыт у него уже был.
- Да, это так. А я к тому же была штатным стрингером того же агентства. В 1999 году Интерфакс прекратил выпускать дальневосточную информационную ленту «Интерфакс-Евразия». С этого момента все материалы местных корреспондентов приходилось отправлять в Москву в центр. И лишь после сбора всего блока его получали подписчики - региональные СМИ. В итоге оперативность уже была не та. Многие материалы просто не выходили в свет, так как политические акценты расставлялись в Москве. Тут-то и взыграл в нас, возможно, и квасной, но все же патриотизм. Мы решили на освободившемся информационном пространстве создать свое дальневосточное агентство, которое без оглядки на Москву могло отражать сегодняшний день в политической и экономической жизни региона.
- То есть можно сказать, что вашей площадью стал весь наш федеральный округ? А что конкуренты - спокойно ждали, когда развернется на полную мощность молодое, никому не известное агентство?
- Интересно то, что федерального округа в то время еще не было, а мы уже были близки к завершению своего информационного округа. Границы деятельности агентства, которые мы определили по общности экономических и политических проблем, - сразу весь Дальний Восток России. Впоследствии эти границы совпали с Дальневосточным федеральным округом.
Что же касается конкурентов, на тот момент их у нас практически в регионе не было. Маститые и известные всему миру информагентства, такие как ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости», собирали лишь «глобальную» информацию, пропуская сквозь сито «интересов столицы» основной вал жизненно важных для нас с вами событий.
Это позже, опираясь на наш опыт, были созданы региональные информагентства. Мы находимся в добрых отношениях со своими коллегами в сахалинских «Островах», с якутским «ЯСИА». Нам не приходится делить информационное пространство - каждый занимает свою нишу - кто-то на уровне области, кто-то республики, кто-то отдает приоритет новостям всего региона.
- И что же было самым трудным за эти пять лет?
- Как это ни странно - не найти подписчиков, а удержать их. Все-таки подписка - это наш основной и стабильный доход. От нее зависит уровень жизнь нашего агентства. В том самом 99-м нам довольно легко дался эдакий «блицкриг» по завоеванию расположения, а впоследствии и авторитета у дальневосточных СМИ. Мне пришлось за год объехать почти все регионы округа. Узнала, чем характерна жизнь людей в том или другом крупном городе, какие проблемы доминируют в том или ином крае. Нашла корреспондентов и стрингеров.
Правда, эта готовность коллег использовать новый источник информации впоследствии стала для нас сложностью. Коллеги, удовлетворившись «географией» информации, хотели большего. Стало понятно, что удержать или вернуть подписчиков мы можем только качеством своего продукта. Ежедневно удерживать и подтверждать авторитет информагентства - это основная и самая сложная задача. Таковой она остается и на сегодняшний день. Тактические победы не дают гарантии стабильности издания. Если нет долговременной стратегии, нужно быть готовым, что так же легко вас подвинут на ограниченном пространстве информационного рынка, как сделали в свое время мы. Но это проблема не только журналистская, но и экономическая.
- О бизнесе и будет мой следующий вопрос. Вы часто подчеркиваете свою непричастность к политическим и экономическим структурам. Говорите о своей независимости. За счет чего в таком случае вы живете?
- Повторюсь - основной доход - это подписка. Гранты, договоры о партнерстве с различными структурами, реклама - они, конечно, тоже приносят прибыль, но это не столь значительные деньги, при которых можно заявлять об ангажированности издания.
По большому счету мы действительно независимы: от политической ситуации в регионе, от переходов экономических приоритетов, а также от финансовой поддержки властей. Как сами понимаете, это создает некоторые неудобства, но и дает основное - доверие читателей. Конечно, административный ресурс позволяет легче находить средства для вложений в новые разработки, создает устойчивый круг партнерских связей. Но он-то и не дает возможности развернуться в других регионах. И - расслабляет журналистов. Мне кажется, что журналистика только тогда по-настоящему становится четвертой властью, когда власть реальная вынуждена с ней считаться, а не указывать, что именно и как писать.
- Наверное, сейчас самое время задать вопрос о подборе кадров. Для многих изданий это серьезная проблема. Как у вас обстоят дела?
- Говоря об этом, невозможно не воскликнуть вслед за вождем - «кадры решают все!». Тем более это справедливо в нашем коллективе, где каждый человек своей работой выступает от имени всего агентства. У нас ведь нет фамилий и псевдонимов. Можно подумать, что при этом нет и личной ответственности за свои материалы. Но у нас это не так, и я очень рада этому. Как только наши журналисты садятся за компьютер, «Восток-Медиа» становится для них их собственной фамилией. А свое имя, свою фамилию подводить нельзя!
Выпускающий редактор «Восток-Медиа» Александр Лосев - известный в Приморье и за его пределами журналист, я бы сказала, мэтр в своей профессии. Наш главный редактор Олег Кульгин - один из лучших журналистов, работающих в жанре оперативной информации. У него обостренное чутье на событие, которое на первый взгляд кажется несущественным и остается вне поля зрения коллег, а впоследствии оборачивается громкими политическими и экономическими акциями. Он еще и прекрасный учитель для молодых журналистов. Сейчас он возглавляет филиал «Восток-Медиа» в Хабаровске. Но, несмотря на расстояние, молодые журналисты агентства по-прежнему пользуются его советами. Наш региональный редактор Вероника Перминова, придя на должность корреспондента, стала незаменимым заместителем выпускающего редактора. Замечательно представляет свой город и жизнь в нем на сайте «Восток-Медиа» талантливая журналистка, имеющая свой отточенный стиль, собственный корреспондент агентства в Уссурийске Елена Титаренко.
О коллегах, работающих рядом, могу рассказывать долго. Понимаю ограниченность газетной площади, но не могу не отметить технического директора Алексея Медкова. Его творческий, нестандартный подход к своему делу не раз позволял нашему сайту занимать первые места в конкурсах новостных сайтов. И редактор экологической хроники Ольга Титаренко, и менеджер по рекламе Людмила Литвиненко - все они не только замечательные профессионалы, но проверенные временем, верные нашей общей идее люди.
Кто работал в информагентстве, знает, что информация лишь на первый взгляд - легкий, короткий журналистский материал. На самом деле хорошо продуманная и, наверное, прочувствованная информация всегда расскажет читателям намного больше, чем написано в самом сообщении.
Так повелось, что «Восток-Медиа» становится известной школой для молодых журналистов. Наши сотрудники со временем перешли работать на телевидение, в другие издания. Далеко не каждый молодой журналист готов зарабатывать профессиональный авторитет кропотливым трудом в агентстве, не имея возможности увидеть свою фамилию под громкой, нашумевшей на всю страну информацией. Это то, о чем я говорила выше: победа корреспондента агентства - это победа корпоративная, а не личная.
- Продолжая разговор о других компаниях, не обойтись без вопроса о вашем реальном конкуренте, который появился пару лет назад не в соседнем регионе, а в своем же. Как отразилось на вашей работе появление информ-агентства «Дейта»?
- Не самый легкий вопрос. Конечно, хотелось бы сказать, что никак не отразилось, что мы не заметили этого появления. Но это не так. Прежде всего - работа на одном пространстве нового Интернет-издания создала нам серьезную конкуренцию. Это то, о чем я говорила выше. Интерес к новому агентству в первый момент поставил под угрозу нашу подписку. В результате нам пришлось серьезно мобилизовать силы, перестроить работу. Многие планы, которые отодвигались в долгий ящик, начали быстро реализовываться и воплощаться в жизнь.
Не обошлось и без того же «кадрового вопроса». На первых порах большой сложностью оказалось то, что наш прежний веб-мастер перешел в новое издание. Есть там и другие наши бывшие сотрудники. Поэтому мы прекрасно понимаем, что уровень конкуренции, предложенный нам, - весьма высок. В итоге мы открыли новые рубрики, усилили корреспондентскую сеть по всем регионам Дальнего Востока, открыли филиал в Хабаровске. Кстати, это серьезный прорыв в столь закрытый для «чужих» изданий регион. Сейчас все основные издания в самом Хабаровске и 100 процентов районных газет - наши подписчики.
Мы несколько лет планировали, а теперь реализовали идею по созданию экологического агентства «ЭХО ДВ». На сегодняшний день - это беспрецедентный случай. В России подобного агентства нет. Накануне мы получили известие о том, что столь юное экологическое агентство стало номинантом в восьмом всероссийском конкурсе экологической журналистики «Берестяной свиток». Это очень высокая оценка работы экологической хроники. Отзывы о наших экологических материалах приходят не только из регионов азиатской части России. Нас знают по ту сторону Урала. Шеф-редактор агентства Евгений Суворов недавно вернулся из Санкт-Петербурга, где участвовал в работе международного экологического симпозиума. Он с гордостью сообщил об интересе к нашей работе как российских, так и зарубежных экологов.
Отвечая требованиям времени, мы создали рекламное агентство «Восток-Медиа Плюс». Оно уже набирает силу и известность во всех крупных центрах востока России, в Москве.
В общем, чтобы доказывать, что мы по-прежнему лучшие на рынке информации Дальнего Востока, пришлось провести серьезную реорганизацию, которая завершилась рывком вперед. Думаю, это очень неплохой результат, которого мы добились к своему юбилею.
- И в юбилей не обойтись без вопроса о перспективах развития вашего агентства…
- Перспективы определены - развитие наших новых структур, постоянная работа и учеба каждого сотрудника «Восток-Медиа» для того, чтобы удержать завоеванный уровень. Конкуренция становится все более острой. Полпред президента создает свое агентство, центральные агентства снова обращают внимание на восток и начинают разворачивать свои представительства и расширять корреспондентскую сеть. Так что нужно лишь успевать реализовывать планы и наработки всего коллектива, которых у нас немало. Осваивать новые подходы к информации и ее подаче. А все остальное - пока коммерческая тайна. Так или иначе, она вскоре станет всем известной, потому что работа информагентства - это работа на огромную аудиторию.
Посещаемость нашего сайта на сегодняшний день составляет 5 тысяч оригинальных вхождений. Цифра значительная даже для столичных сайтов. Это увеличивает известность и ответственность каждого из нас за свою работу.
- Есть то, чем вы можете гордиться?
- У слов «гордиться» и «гордыня» - общий корень. Не очень-то симпатичное качество. Мне просто нравится, что мы живем в таком краю, о котором можно сказать, что здесь начинается день. Вся Россия еще спит, а мы уже приготовили для нее какие-то новости. Стараемся начинать с хороших. Почти всегда начинаем с того, какой сегодня праздник. А календарь богат на праздники.
Пользуясь случаем, предоставленным газетой «Владивосток», хочу поздравить всех сотрудников информационного агентства «Восток-Медиа», наших штатных и нештатных помощников с красивым пятилетним юбилеем и выразить надежду, что свое десятилетие мы встретим вместе.