УК РФ: «Халатность - есть неисполнение…»

Основной пик водного кризиса, жестоко поразившего южное Приморье с лета прошлого по весну нынешнего года, вроде бы миновал. Выросли лимиты подачи воды в городские кварталы, меньше стало «сухих» часов. Однако не забылось унижение, которому подвергались десятки, если не сотни тысяч приморцев больше полугода. Об этом многие из нас говорили в кругу семьи, с друзьями, с коллегами по работе.

12 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1553 от 12 май 2004

Основной пик водного кризиса, жестоко поразившего южное Приморье с лета прошлого по весну нынешнего года, вроде бы миновал. Выросли лимиты подачи воды в городские кварталы, меньше стало «сухих» часов. Однако не забылось унижение, которому подвергались десятки, если не сотни тысяч приморцев больше полугода. Об этом многие из нас говорили в кругу семьи, с друзьями, с коллегами по работе.

Плохое, говорят, быстро забывается. Пусть так. Но чтобы оно не повторялось, из него, очевидно, следует извлекать уроки. Именно об этом, собственно, «Открытое письмо» нашего давнего подписчика и читателя Юрия Филатова, которое он прислал в редакцию. Мы публикуем этот документ практически без правок и сокращений.

«Начальнику отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Приморского края старшему советнику юстиции Радмаеву В. И.

Уважаемый Владимир Иванович!

Обратиться к Вам через газету меня вынудило несогласие с Вашим мнением, что в нынешнем тяжелейшем положении с водоснабжением Владивостока виновата только природа. Ведь так озаглавлен Ваш ответ газете «АиФ», опубликованный в № 15 за апрель этого года. На мой взгляд, основная вина лежит все же на городской администрации и ее районных подразделениях, не желающих либо просто не умеющих выполнять свои обязанности.

Попробую обосновать свое мнение. За снабжение водой меня, жителя города, несут ответственность администрация города в лице ее главы Копылова Ю. М., муниципальное унитарное предприятие «ВКХ» в лице его генерального директора Завьялова

Б. Б., районный орган, отвечающий за жилищно-коммунальное хозяйство, и его низовое подразделение - жилищно-эксплуатационный участок (ЖЭУ).

НАЧНУ С ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Постановлением правительства РФ от 12 февраля 1999 г. за № 167 «ЛИМИТЫ водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом фактических мощностей систем водоснабжения и канализации» (ст. 58).

Вот письмо, отправленное в начале февраля прошлого, 2003 г. «ВКХ юга Приморья» в адрес администрации города: «Лимит, установленный на январь, был превышен городом на 1239,5 тыс. куб. м, т. е. по потреблению воды г. Владивосток превышает установленный лимит на 40000 куб. м в сутки. Вам необходимо незамедлительно принять меры по рациональному использованию воды, сокращению неучтенных расходов и непроизводительных потерь в системе водоснабжения города до нормативных показателей и по соблюдению лимита водопотребления. В противном случае Ваше бездействие поставит под угрозу бесперебойное водоснабжение города».

Следующее письмо тому же адресату отправлено 5 марта 2003 г. «Согласно п. 1.1 действующего договора № 1 от 01.01.2000 г. КГУП «ВКХ юга Приморья» осуществляет водоснабжение в пределах лимитов, установленных Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Приморскому краю. В настоящее время запасы воды в водоисточниках ограничены и при существующем водозаборе воды из них недостаточны для водопотребления г. Владивостока в запрашиваемом объеме. Для осуществления забора воды из водоисточников в пределах установленных ГУПР лимитов, учитывая существующие запасы воды в водоисточниках и неблагоприятную водохозяйственную обстановку, Вам незамедлительно необходимо принять меры по рациональному использованию воды, соблюдению лимитов абонентами МУПП «ВКХ» и сокращению неучтенных расходов и непроизводительных потерь в системе водоснабжения города до нормативных показателей».

Еще раз обращаю Ваше внимание, уважаемый Владимир Иванович, что письмо датировано 5 марта 2003 года. А вот строки из Вашего ответа газете: «...обеспокоенность возможностью ограничения водоснабжения администрация города начала проявлять в апреле 2003 года, когда вопрос еще не стоял столь остро».

В АПРЕЛЕ ВОПРОС УЖЕ СТОЯЛ ОЧЕНЬ ОСТРО

О возможности засушливого лета и осени городскую администрацию предупреждала и краевая гидрометеослужба. А как проявил беспокойство глава администрации? В строжайшем учете водопотребления? В консолидации всех средств для замены хотя бы части пришедших в полную негодность участков водопроводной сети? Как мне помнится, дело свелось к письму «в Москву, в далекую столицу», как говорили в старину, «на Высочайшее имя». Но, как известно даже воспитанникам детсадов, последняя инстанция, в руки которой попадают письма, это статс-секретарь. У президента их 14. Он или отправит письмо в соответствующее ведомство (например, в Госстрой), либо по месту жительства адресанта (с рекомендацией «разобраться на месте»). А разбираться-то и надо главе городской администрации…

Письмо руководства «ВКХ юга Приморья» руководителям водо- канализационного хозяйства Владивостока, отправленное 21 июля 2003 года: «График подачи воды от КГУП «ВКХ юга Приморья» на 2003 год ваше предприятие не соблюдает, фактическое водопотребление постоянно превышает все лимиты. Так, за 1-е полугодие текущего года потребление воды превысило лимит на 1501500 метров кубических. Такая ситуация по использованию воды недопустима, так как запасы воды ограничены и недостаточны для обеспечения водопотребления города в запрашиваемых объемах. КГУП «ВКХ юга Приморья» в своих письмах неоднократно обращалось и предупреждало МУПП «ВКХ» о принятии незамедлительных мер по соблюдению лимитов водопотребления и сокращению неучтенных расходов и непроизводительных потерь в системе водоснабжения города, однако действенных мер принято не было».

А в городе продолжали бить фонтаны, протекать дырявые водопроводные трубы, а из-под чугунных крышек водоканальских колодцев сутками продолжала хлестать вода.

Может быть, поэтому и появилось на свет 31 октября 2003 года письмо руководства «ВКХ юга Приморья» сразу в девять (!) адресов. Оно адресовано главе администрации Владивостока, губернатору края, краевому прокурору и другим ответственным лицам: «КГУП «ВКХ юга Приморья» неоднократно информировало администрацию и муниципальное предприятие «ВКХ» о перерасходе лимитов водопотребления, неблагоприятной водохозяйственной обстановке и рекомендовало сократить неучтенные расходы и непроизводительные потери в системе водоснабжения города до нормативных показателей (приводятся регистрационные номера и даты отправления 12 писем в администрацию города с марта по октябрь). Однако в своем ответе от 23 марта 2003 г. администрация города сообщила, что она не видит достаточных оснований для мероприятий по ограничению водоподачи.

Все остальные письма были проигнорированы. В результате непринятия мер по предотвращению перерасходов лимитов города до 04.07.03 г. было ПЕРЕРАСХОДОВАНО 14 миллионов 376 тысяч кубических метров воды.

Недостаточная деятельность администрации города по своевременному лимитированию водопотребления и непредставление соответствующих предложений в наш адрес вызвали затруднение в водоснабжении населения, обострившееся в результате наступления маловодного периода с редкой повторяемостью».

Для справки, уважаемый старший советник, сообщаю вам, что подобное маловодье случилось в 1932 году, после чего стали строить Седанкинский водозабор.

Как же реагировала городская администрация на это письмо? Она ввела режимное водоснабжение (правда, по не всем понятному графику) и собрала совещание сведущих людей, которые высказали пропасть умных мыслей. Правда, холодной воды в кранах не прибавилось, а горячая исчезла совсем.

И все это произошло только от бездеятельности городской администрации!

Второе ответственное за водоснабжение города учреждение - это бывший горводоканал, ныне гордо именуемый «Муниципальное унитарное производственное предприятие Владивостока «Водопроводно-канализационное хозяйство». В его обязанности входит получить строго учтенное количество воды от «Юга Приморья», доставить его до водораспределительных систем потребителям (в жилом секторе это подвал дома или водоразборная колонка) и получить за выполненное деньги. Работа обычного перекупщика. Но если о количестве забранной воды горводоканал информацию от «Юга» получает, то сколько и кому он ее перепродал - не знает.

Из интервью, данного его главным инженером Ю. В. Гуртяковым одной из местных газет: «До 1996 года во Владивостоке был налажен учет воды. В подвале каждого дома стоял водомерный узел. ЖЭУ вели подомовой учет воды и получали за ее экономию премию, поэтому были заинтересованы оперативно ликвидировать течи во внутридомовых сетях. Когда к власти пришел Виктор Черепков, чтобы не платить по старым долгам ПЖЭТов перед горводоканалом, он постановил, что отныне население будет платить, исходя из нормы водопотребления - 240 литров в сутки на человека. И жэкам стало все равно, сколько жильцы выливают воды. В 2002 году наши специалисты делали замеры. И оказалось, что население в среднем потребляет по 320 литров в сутки на человека. Есть дома, где используют по 599 литров на человека».

А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?

А ничего. Депутат Госдумы давно уже никакого отношения к городскому хозяйству не имеет, а горводоканал продолжает работать по черепковской схеме. Но «ВКХ юга Приморья» строго ориентируется на показания своего водомерного счетчика и умножает кубометры на рубли. А как же платят предприятия? А так же.

Из того же интервью: «Учет воды до недавнего времени не велся даже на таком крупном муниципальном предприятии, как «Тепловые сети» - для горячего водоснабжения брали питьевую воду. Сколько? Не подсчитывалось.

Недавно на Снеговой поймали ОРС ДВжд. Вроде солидная организация, а труба диаметром 100 мм была подключена к нашей системе незаконно. Причем вода бралась круглосуточно. Представляете, сколько они могли этой воды наворовать?».

Это я представить с трудом, но могу. Но мне непонятно, как продавцы городской воды могли не заметить этого воровства. А может быть, просто не хотели. Ведь если верить нашему телевидению, то протечки на трубах горводоканала ищут специалисты с приборами, приобретенными администрацией края, край же оплачивает и большинство работ по устранению аварий на водопроводных сетях.

И последняя выдержка из интервью: «Многие владивостокцы за воду просто не платят - в знак протеста. Поступления платежей от населения за воду сократились в 1,5 раза. Это связано с психологическим стрессом».

Помилуйте, Юрий Владимирович! При чем здесь стресс? Просто люди согласны платить только за полученное или сделанное. Нищим они подают только по праздникам и на церковной паперти. Вам же пусть за разбазаренную где-то воду доплачивает городская администрация. Вы ее подразделение.

Остается третья организация, отвечающая за водоснабжение жителей, - городское жилищно-коммунальное хозяйство, то есть подведомственные ему ПЖЭТы и ЖЭУ. Вполне возможно, что через неисправные бачки унитазов и водопроводные краны уходят в канализационную сеть тысячи тонн воды. Ведь что происходит сейчас? По неизвестным мне причинам вода начинает подаваться в квартиры поздней ночью. И даже там, где владелец неисправного сливного бачка сам перекрывал вентиль на ведущей трубе, то теперь он этого не делает. Не ждать же, пока в два часа ночи бачок заполнится водой. Так и течет через него водопад столь дефицитной воды. Главное, утром бачок полон. А что еще нужно обывателю?

Руководители города почему-то не организовали летом поквартирную проверку водопроводной системы и устранение неисправностей. По-видимому, у них в квартирах проблем с водой не возникало. А раз так, то пусть будет как будет. В конечном счете хуже они жить наверняка не стали. Жители как-нибудь перебьются. А с жэковских слесарей и раньше спрос был невелик.

Так может быть, уважаемый Владимир Иванович, в этих бедах города большая часть вины ложится на так называемый человеческий фактор? Тем более что есть в Уголовном кодексе РФ статья 263. В ней, если мне память не изменяет, прописано: «Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается...».

Так вот, уважаемый старший советник юстиции Радмаев В. И.

Я, автор этого письма, житель города Владивостока Филатов

Ю. Г., прошу рассматривать его как мое официальное заявление в прокуратуру края с требованием привлечь к ответственности по вышеуказанной статье УК РФ главу администрации города Владивостока Копылова Ю. М.».


Этой публикацией мы не ставим точки и рассчитываем, что с помощью специалистов продолжим обсуждение.

Автор: Юрий ФИЛАТОВ, житель Владивостока, специально для «В»