Образовательные спекуляции-2
Да-да, текст с таким заголовком уже публиковался на страницах нашей газеты ровно год назад. Речь в нем шла тогда - пожалуй, стоит напомнить об этом читателям - о маловразумительной ситуации, сложившейся вокруг расположенной в самом центре города бывшей Владивостокской мореходной школы, прежде известной многим под коротким названием «шмонька», а ныне числящей себя как негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Владивостокская мореходная школа» (НОУ НПО «ВМШ»).
Да-да, текст с таким заголовком уже публиковался на страницах нашей газеты ровно год назад. Речь в нем шла тогда - пожалуй, стоит напомнить об этом читателям - о маловразумительной ситуации, сложившейся вокруг расположенной в самом центре города бывшей Владивостокской мореходной школы, прежде известной многим под коротким названием «шмонька», а ныне числящей себя как негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Владивостокская мореходная школа» (НОУ НПО «ВМШ»).
Если буквально в двух словах, то проблема состояла в том, что единственный и законный владелец целого комплекса зданий (учебные корпуса, 9- и 5-этажные общежития, мастерские), в которых расположилась «шмонька», - ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (оно же, читай, арендодатель) - решил расторгнуть с «ВМШ» договор аренды. Высокопарных слов о ликвидации образовательного учреждения давайте постараемся избежать. Потому что еще год назад всевозможных спекуляций вокруг этого тезиса было более чем предостаточно - вплоть до подключения краевого Законодательного собрания под лозунгом «Не позволим уничтожить морское образование в нашем славном городе!». Более того - предпринимались даже попытки привлечь к ситуации внимание органов прокуратуры - дескать, как вообще могло получиться, что в ходе приватизации пароходства в список приватизируемых подразделений попало и известное образовательное учреждение?
Повторимся: спекуляций было множество и с каждой из них приходилось разбираться в отдельности. Для начала выяснилось, что приватизация прошла абсолютно законно, так как в течение всего времени своего существования «шмонька» не получала ни копейки из федерального бюджета, финансируясь всегда напрямую пароходством. Во-вторых, при спокойном и непредвзятом рассмотрении оказалось, что речь не только не идет о ликвидации мореходной школы, а ровно наоборот - о придании ей нового статуса, нового импульса, если угодно - ускорения. Потому что по «Соглашению о сотрудничестве», подписанному между ОАО «ДВМП» и МГУ имени адм. Г. И. Невельского, весь комплекс зданий «ВМШ» предполагалось передать Морскому университету для развития полноценного трехступенчатого (мореходная школа - морское училище - морской университет) образования; специалисты в этой области прекрасно знают, что только за такими схемами сохраняется возможность выживания и развития образовательных структур в наше непростое время.
Примерно так же рассыпались и другие мифы о «злокозненности» «Дальневосточного морского пароходства»; мифы, за которыми между тем все отчетливее проступала весьма неприглядная картина реального положении дел. А это самое положение состояло в том, что в своем нынешнем виде мореходная школа в последние годы практически полностью перестала выполнять свою основную функцию - готовить для флота специалистов рядового состава. График динамики подготовки таких специалистов, количество выпускников последних лет - яркое тому свидетельство. А уж в пароходстве в принципе стали забывать, когда в последний раз сюда приходили на работу кадры из «ВМШ». Конечно, надо признать, что в области профессиональной переподготовки кадров и повышения квалификации плавсостава мореходка действует достаточно активно. Но! Не будем забывать и о том, что деятельность эта абсолютно коммерческая, потому что прохождение моряками многочисленных курсов, получение разнообразных сертификатов (которых в соответствии с положениями многочисленных между
народных конвенций требуется все больше и больше) щедро оплачивается из моряцкого же кармана. И поэтому квалификационные услуги - штука весьма прибыльная.
Кстати, о прибыли здесь вообще стараются не забывать ни на минуту. А потому вот уже не первый год большая часть многоэтажных (некогда курсантских) общежитий с размахом сдается в субаренду - преимущественно гастарбайтерам из Китая и Северной Кореи. И здесь тоже, кстати, возникает весьма и весьма серьезный вопрос: официально НОУ НПО «ВМШ» имеет статус некоммерческого учреждения. И обладая «образовательным» рангом пользуется более чем щадящим налоговым режимом. Правильно ли это?
Есть и еще один любопытный момент. Взять, к примеру, «Акт осмотра здания девятиэтажного общежития», выполненный независимым экспертом-оценщиком. Согласно этому акту степень износа внешней и внутренней отделки здания, систем центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации, электрооборудования достигает 80-85 процентов. Немало претензий высказывал в свое время к общежитиям и центр санитарно-эпидемиологического надзора.
К кому эти претензии? К основному и бесспорному владельцу комплекса зданий - ОАО «ДВМП»? Да оно и радо бы вложить деньги, довести разваливающуюся «шмоньку» до ума. Но…
Но все это время - напомним, после первой публикации прошло уже больше года - в многочисленных заседаниях краевого арбитражного суда тянется бесконечная тяжба. Даже не о собственности, здесь, похоже, вопросов больше нет - о праве на аренду и соответственно о праве руководства НОУ НПО «ВМШ» распоряжаться этой самой собственностью по своему усмотрению в течение еще довольно длительного времени. Суды в России, как известно, длятся долго; а еще есть возможность многочисленных кассаций; есть более высокие судебные инстанции - так что конца-краю этой бесконечной тяжбе не видно.
Ситуация для нынешнего времени достаточно показательная и, скорее, даже забавная, нежели парадоксальная. Оглянитесь вокруг и вы увидите немало примеров, когда «умелые специалисты» грамотно выкачивают прибыль из того, что им по праву не принадлежит.
И тем не менее особенность, и причем весьма принципиальная, в этом раскладе, на наш взгляд, все-таки существует. Дело в том, что как ни крути, а по своему главному, изначальному статусу «ВМШ» является сугубо образовательным учреждением. Ни для кого не секрет, что еще летом минувшего года правительством Российской Федерации принято решение, в соответствии с которым практически все средние специальные и начальные профессиональные образовательные учреждения по всей стране переходят в ведение субъектов федерации (соответственно - с местным финансированием). По оценке людей, работающих в данной области, всему этого сегменту национального образования предстоит пережить крайне сложную и, вероятно, весьма болезненную коренную ломку. Вышеназванное решение вступает в силу с 1 января 2005 года, и подавляющее большинство образовательных учреждений уже сейчас полным ходом ведут подготовку к работе в абсолютно новых для себя условиях, когда реальный кадровый рынок будет диктовать и количественные, и качественные параметры подготовки тех или иных специалистов.
…Мы живем у моря - так уж получилось. Вполне возможно, что с реформой образования окажется, что нам, в Приморье, требуется чуть меньше учителей, чем их сегодня выпускают, чуть меньше закройщиков одежды, чуть меньше операторов холодильных установок. Но вряд ли нам потребуется меньше квалифицированных, подготовленных моряков. Потому что в противном случае само название края надо будет как-то изменить. Ну а пока - пока длятся бесконечные арбитражные разбирательства, о современной трехступенчатой подготовке высокопрофессиональных кадров для флота на базе Морского государственного университета можно забыть.
…Как стало известно совсем недавно, сейчас ОАО «ДВМП» намерено применить целый комплекс предусмотренных законом судебных и внесудебных мер по понуждению НОУ НПО «ВМШ» освободить незаконно занимаемые помещения; в частности, обратиться в ГУ Минюста РФ по Приморскому краю с заявлением о проверке законности деятельности НОУ НПО «ВМШ» как таковой, а также обратиться в прокуратуру с заявлением о проверке законности осуществления некоммерческим образовательным учреждением предпринимательской деятельности (с возможным привлечением должностных лиц к уголовной ответственности). Надо ли было доводить развитие ситуации до такого предела?
Автор: Служба оперативной информации «В»