Корректировка лишней не будет?
Объявленное федеральным правительством реформирование бюджетного процесса не пройдет бесследно и для целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в 1996-2005 гг. и до 2010 года». Минэкономразвития уже дало понять местным властям, что готовиться к возможным изменениям правил реализации «плана восстановления ДВФО» надо уже сегодня. К чему конкретно придется готовиться, станет известно, скорей всего, нынешней осенью.
Объявленное федеральным правительством реформирование бюджетного процесса не пройдет бесследно и для целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в 1996-2005 гг. и до 2010 года». Минэкономразвития уже дало понять местным властям, что готовиться к возможным изменениям правил реализации «плана восстановления ДВФО» надо уже сегодня. К чему конкретно придется готовиться, станет известно, скорей всего, нынешней осенью.
Основная инвестиционная программа создана специально для Дальнего Востока. С ее помощью государство пытается наладить инвестиционные механизмы и вывести местные предприятия хотя бы на среднероссийский уровень конкурентоспособности. Однако достичь желаемого эффекта оказалось намного труднее, чем написать что-либо на бумаге. Достаточно сказать, что за последние три года под строгим оком московских чиновников программа переписывалась дважды.
Первый блин вышел комом. В 2001 году Ростовский институт экономических исследований, пытаясь собственными силами подогнать программу под мировой стандарт, упустил деталь, которая потом, как оказалось, имела решающее значение. Академикам удалось актуализировать инвестпроекты без согласования с приоритетными получателями федеральных и корпоративных денег. В итоге программа забуксовала. Выделяемые госбюджетные суммы на объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, а также на энергообъекты никак не могли направить так, чтобы программные мероприятия выполнялись полностью - мешал огромный перечень подлежащих ремонту объектов.
В прошлом году Минэкономразвития совместно с субъектами принялось спешно пропускать список через сито. Операция была успешно завершена в декабре, и воплощенный в жизнь вариант резко контрастировал с прежним. В новой редакции количество объектов сократилось почти в восемь раз. В частности, по Приморскому краю из 452 объектов, когда-то заявленных, осталось только 58, в том числе 21 с финансированием из федерального бюджета. Причем предпочтение было отдано тем, которые имеют высокую степень готовности (так называемые пусковые комплексы), а значит, на которые не будет затрачиваться много времени. Не последнее место в «просеивании» отводилось и экономической отдаче проектов. Так, большинство социальных объектов были вычеркнуты. За исключением тех, которые снабжают водой населенные пункты и защищают селения от наводнений, да трех владивостокских медицинских объектов: радиологического корпуса краевого онкологического диспансера, лечебного корпуса противотуберкулезного диспансера и танатологического краевого бюро суд
ебно-медицинских экспертиз.
Несмотря на это, в комитете экономического развития края считают укороченный список объективным. Все шло к тому, что из названия рано или поздно удалят слово «социальное». А взамен получат инструмент, благодаря которому рыночные посылы сначала закрепят, а потом и разовьют.
О том, насколько удачным оказался этот переход, говорит факт, что за счет проводимых по программе восстановительных работ в 2003 году объем промышленного производства в Приморье удалось увеличить на 370 миллионов рублей. Крупные монопольные компании не пожалели свыше двух миллиардов рублей на 36 интересующих их в крае объектов. Среди них можно выделить такие, как участок железной дороги Бикин - Уссурийск (547 миллионов рублей), инфраструктура порта Владивосток (153 миллиона рублей), третья очередь рудника и ряд других объектов на «Приморском ГОКе» (120 миллионов рублей), вторая и третья очереди Николаевского рудника в Дальнегорске (108 миллионов рублей) и развитие системы связи (450 миллионов рублей). Особое значение для экономики края имеют полное завершение работ по электрификации на железнодорожном участке Бикин - Уссурийск, ввод первой очереди угольного разреза в Лучегорске, запуск первого комплекса разреза Нижинский и Алексее-Никольский, введение новых мощностей на Артемовской ТЭЦ и Партизанской ГРЭС, а
также введение ряда объектов на территории Владивостокского морского торгового порта.
Федеральный и краевой бюджеты взяли на себя поддержку восьми оставшихся объектов инженерной инфраструктуры: один объект водоснабжения (Штыковский водозабор) и семь защит от наводнений в Партизанске, Спасске-Дальнем, Уссурийске, Находке и Углекаменске. При этом финансирование из двух бюджетов почти сравнялось - 45 миллионов рублей выделил госбюджет и 44 миллиона рублей - региональный. Примечательно, что до 2003 года край практически игнорировал программу, не финансируя ее.
Паритет в финансировании программы - еще одно новшество прошлого года. Правда, оно не регламентируется какими-то постановлениями или распоряжениями правительства. Все согласовывается устно, как правило, когда представители субъекта приезжают в Москву на защиту своего перечня. И позиция Минэкономразвития здесь однозначна: выделяйте столько же, сколько и мы, не меньше. Словом, если у региона есть деньги, то он спокойно может самостоятельно оплатить расходы на подготовку проектно-сметной документации и проведение экспертиз, а потом и самого строительства или реставрации. Такое поощряется. К примеру, в нынешнем году федеральный бюджет выполнит обязательства в размере 68 миллионов рублей, тогда как консолидированный бюджет Приморья потратит на программу 99 миллионов.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Лимиты расписаны уже давно, вплоть до 2010 года, когда ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», по идее, выполнив свою основную функцию, то есть связав инвестиционные процессы Дальневосточного округа, уйдет со сцены. Общий бюджет программы по краю за это время составит 30 миллиардов рублей. В таких условиях субъектам федерации трудно сориентироваться. Достаточно сказать, что абсолютно все представители дальневосточных регионов хотя бы один раз, но прошлись словесно по поводу лимитов. Все сошлись в одном - Министерство экономического развития и торговли ведет себя некорректно по отношению к ним.
Есть от чего призадуматься. По сути, местные властные структуры имеют ограниченные возможности влияния на лимиты федеральных инвестиций в программные объекты, считает председатель комитета экономического развития края Вячеслав Андреев. Всем этим теперь занимается дирекция федеральных программ, причем контролирует процесс от «а» до «я» вплоть до введения объекта в эксплуатацию. И сейчас в рамках бюджетного реформирования в администрации края ждут еще более жесткого регулирования.
Одно хорошо: к мнению субъектов в Москве прислушиваются. Но при всем этом менять государственное финансирование в сторону увеличения не собираются. Хотя надежда есть. Теперешний кабинет министров пока только присматривается к Дальнему Востоку. Поэтому ясной позиции в отношении региона у него не сформировалось. Но, кто знает, может быть, нынешнее правительство будет «теплее» своих предшественников.
Автор: Андрей САКУН, «Владивосток»